В оппозиции продолжается обсуждение фигуры казначея американского ФБК – банкира Александра Железняка. Стороны ссылаются на сведения о его деятельности, однако не публикуют их. Показываем один из ключевых документов в этом споре

Напомним, новый виток интереса к бывшему председателю правления финансовой группы «Лайф» Железняку возник после материала The Insider: в нем утверждалось, что СВР потратила сотни тысяч долларов на дискредитацию некоего сторонника ФБК в Бостоне. Руководители ФБК – Леонид Волков, Мария Певчих и др. – сразу же заявили, что речь идет именно о Железняке. Они же прямо или косвенно обвинили всех критиков банкира (в том числе Алексея Венедиктова) в работе на российскую разведку.

При этом обсуждение фигуры Железняка идет уже давно в связи с уголовным делом против него о выводе средств из «Пробизнесбанка», участника группы «Лайф». Сам Железняк от комментариев воздерживается.

Певчих в рамках нынешнего конфликта ссылалась на инициативу Железняка начала десятых годов по выпуску карточки со встроенными донатами для ФБК. Максим Кац описывал январское обращение обманутых вкладчиков «Пробизнесбанка», однако ни одна из сторон не приводит документы.

В действительности, обращение вкладчиков и их представителя Нерсеса Григоряна к Певчих и связанному с ФБК изданию «Проект» находится в распоряжении многих редакций российских СМИ, ни одна из которых, однако, не публикует его. В документах Григорян описывает схему предполагаемого вывода средств Железняком из «Пробизнесбанка».

Одним из ключевых свидетельств связи ФБК и Железняка является аффидевит (письменные свидетельские показания) бывшего исполнительного директора ФБК Владимира Ашуркова, в которых он рассказывает о проекте банковской карточки с отчислениями в пользу ФБК. Он сообщает, что она привлекла внимание спецслужб РФ. Таким образом, в дальнейших зарубежных (Польша, Лихтенштейн) судебных разбирательствах вкладчиков с Железняком и другими фигурантами дела «Пробизнесбанка» благодаря свидетельству Ашуркова появляется тезис о политическом преследовании банкира.

Проект карточки для ФБК описывался в GQ в 2012 году. Однако тогда же вице-президент «Лайф» Владислав Солодкий заявил изданию, что «мы не имели и не имеем к этому проекту никакого отношения». Это его заявление в аффидевите 2017 года отрицает Ашурков.

Цитаты из аффидевита:

Примерно в мае 2012 года, в рамках моей работы по оказанию помощи Алексею Навальному и нашему Фонду борьбы с коррупцией я сотрудничал с финансовой группой «Лайф» и ее банком Bank24. ru в запуске и эмиссии банковской карты, которая принесла бы пользу фонду. Это партнерство возникло после выступления г-на Навального на конференции сотрудников «Лайф» в апреле 2012 года. Это был проект, одобренный мной и Алексеем Навальным, который должен был быть представлен нашим сторонникам через социальные сети. Я тесно сотрудничал со Славой Солодким, который занимался маркетинговыми инициативами для «Лайф» и координировал рассмотрение и утверждение проекта господином Навальным и его запуск. В рамках этого партнерства «Лайф» через Bank24. ru обеспечивал бы перевод в Фонд 1% от суммы платы за пользование фирменными карточками. <…>
Первоначальная реакция общественности на «Карту Навального» была исключительно положительной, и в течение нескольких дней мы получили значительное количество заявок на получение карты. Анонс проекта стал достоянием СМИ. <…>
К сожалению, немедленный успех «Карты Навального» стал предметом расследования российских спецслужб, которые установили банк-эмитент. Нашей онлайн-кампании также помешали правительственные хакерские атаки.

Мы продолжаем изучение документов по делу «Пробизнесбанка».