Жительница Бишкека Майя Маушкен получила известность после атаки ХАМАСа 7 октября: она начала анализировать инстаграмы палестинцев, показывая, что реальная обстановка в Газе далека от описаний «гуманитарной катастрофы». Майя находила фото нормальной жизни (работающих кафе, магазинов с новинками техники и т.д.) в якобы подвергаемой геноциду Палестине. Из-за этого девушка была вынуждена покинуть родную страну, где началось ее преследование со стороны исламистов: в конце прошлого года Майя смогла приехать в Израиль и сейчас пытается выстроить там новую жизнь.
После переезда интервью у блогера взяла недавняя репатриантка: журналистка Мария Волох, сотрудничающая как с израильским русскоязычным изданием «News ru co il» («Новости Израиля»), так и с российским «Можем объяснить».
Конфликт разгорелся после того, как Волох, не дождавшись выхода интервью, опубликовала свой пост о нем:
«На днях брала интервью у Майи Маушкен. <…> Это был сложный для меня разговор, потому что он всковырнул мою уязвимость. Я завидую тому, с какой легкостью Майа получила признание и любовь, потому что я тоже этого хочу.
Но участвовать в информационных войнах я не могу. <…> в этой логике информирование подменяется обслуживанием стороны, а реальность лояльностью. Я не могу не сомневаться, не могу игнорировать сложность, не хочу манипулировать эмоциями. <…>
Есть люди, которые могут — почему-то у них нет внутреннего конфликта. Майа открытым текстом говорит, что она не журналист, не претендует на объективность и занимается информационной войной, пропагандой. Эта честность вызывает уважение. Но от этого не менее обидно, что мой путь не дает такого же быстрого отклика. Хотя, конечно, я осознаю масштаб и перспективы своего пути».
Текст вызвал бурную критику со стороны израильтян и возмущение самой героини интервью, в результате отозвавшей его:
«<…> зафиксирую вопросы, которые меня искренне удивили: достаточная или недостаточная объективность – это по каким критериям Мария Волох решила измерять меня?
Или вот другой: вы пропагандист?
Профессионально ли «выгуливать белое пальто» после интервью с человеком, который потратил на тебя своё время? <…>
Мои источники – это сами жители Газы. И выглядит откровенно комично слышать, что у меня «недостаточно источников». <…>
Я не журналист. Я блогер. И я не обязана соответствовать чужим ожиданиям и стандартам. Это официально. Я отзываю своё интервью. Чувство собственного достоинства — это возможно единственное движимое имущество, которое у меня осталось».
Параллельно в сотнях критических комментариев в фейсбуке Волох припомнили, в частности, ее интервью с радикально левым пропалестинским активистом – также недавним репатриантом в Израиль – Андреем Хржановским. «Судя по ее интервью, взятому у Андрея Х <…> и не вышедшему, но заранее подредактированному ей же интервью Mayya Maushken, полку Doxateamных в Израиле прибыло. Гражданство они получают по принципу «ачетакого», а потом начинают бороться», – написала, в частности, журналист Нателла Болтянская.
Сама Волох пишет о себе, что у нее «устойчивая репутация — обозревателя леваков в Израиле».
Редактор «Новостей Израиля» Елена Пепел вступилась за Волох, написав, что «для новой репатриантки из авторитарной, завравшейся и воюющей страны продолжать свергать Путина более безопасной и удобной борьбой с Нетаниягу, и защищать палестинцев (которые вроде бы все же не ты) вместо украинцев (которые, как ни крути, именно ты) – тоже нормально, психологически это объяснимо. Люди в глубоком кризисе идентификации и смены мира, естественно, им хочется компенсировать поражения и занять какое-то относительно достойное место. Использовать их уязвимость в политических целях или для самоутверждения – это ненормально».



