В Венесуэле завершились слушания по делу о депортации в Россию 42-летнего уроженца Челябинска Леонида Закамалдина. Вердикт по его делу ожидается в течение 15 дней, сообщает «Вот Так».
Закамалдин — этнический украинец, он переехал из России в Украину в 2014 году из-за несогласия с присоединением Крыма. После начала войны ему, как гражданину России, аннулировали вид на жительство, заморозили банковские счета, арестовали недвижимость.
Позже Закамалдин познакомился с мужчиной, который обещал помочь ему с получением гражданства Венесуэлы через инвестиции. Паспорт страны позволил бы блогеру вернуться в Украину, получить новый вид на жительство и разморозить счета.
В мае 2024 года Закамалдин приехал в Венесуэлу, чтобы получить гражданство, однако на месте выяснилось, что он не получит паспорт, потому что нарвался на мошенника, которого полиция Венесуэлы задержала по делу о подделке документов.
Менее чем через два месяца с момента прибытия в страну иммиграционная служба задержала самого Закамалдина по запросу России, где его подозревают в «публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности» (ст. 280 УК РФ) и в «госизмене» (ст. 275 УК РФ). Кроме того, 31 октября 2024 года Закамалдина внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. Причина розыска блогера — антивоенные посты. В одном из них он назвал Крым украинской территорией, призвал отправить президента России Владимира Путина «под трибунал» и «дать России свободу».
После задержания Закамалдина поместили в венесуэльскую тюрьму, где он находится уже год. Условия содержания негативно сказались на здоровье блогера — теперь он страдает от сердечной недостаточности. Во время недавней поездки из тюрьмы в суд у Закамалдина случился сердечный приступ.
Адвокат россиянина считает, что экстрадиция блогера противоречит Конституции Венесуэлы: власти не имеют права высылать из страны иностранных граждан по «политическим или военным» причинам. Блогер запросил в Венесуэле политубежище, и защитник считает, что страна удовлетворит его прошение.
Отметим, между Россией и Венесуэлой нет официального договора об экстрадиции, поэтому решение о судьбе блогера принимает Верховный суд. Тем не менее, власти Венесуэлы открыто говорят об экстрадиции россиян по запросу Москвы. Так, в июне генпрокурор страны Тарек Уильям Сааб в интервью РБК подтвердил, что запрос на депортацию Закамалдина пришел вместе с просьбой выслать еще троих россиян: одного из них обвиняют в наркоторговле, а другого — в мошенничестве.