7 октября в Кремле открылась новая временная выставка (как оказалось, к 100-летию образования Советского Союза) – «Чичерин и советская дипломатия». Посетителям попытались рассказать о первом наркоме иностранных дел СССР, на плечи которого легло налаживание отношений с иностранными державами. Но выставка получилась двусмысленная: организаторы так и не разобрались, что лучше – договариваться с миром или игнорировать его.
О самой провальной (и странной) выставке в московском Кремле – в нашем новом материале.
Осенью 2022 г. можно с уверенностью сказать: Россия оказалась почти в полной международной изоляции. Снова. Есть нечто символическое в том, что в схожем положении был Советский Союз в 1922 г. (и в декабре мы отмечаем столетний юбилей образования СССР). Изоляция эта не только политическая и экономическая, но и культурная. Россия постепенно скатывается к деградации культурной жизни, которая невозможна без обмена международным опытом. Музеи и художники (как и музыканты, режиссеры, писатели) не могут привезти свои работы в Москву: во-первых, проблемы с пересечением границы; во-вторых, давление, которое оказывается на тех, кто не разрывает сотрудничество с РФ. И чем дольше Россия будет вести нынешнюю политику, тем сложнее впоследствии будет восстанавливать культурные связи.
Кремль обновляет выставки приблизительно раз в полгода. Еще недавно в нем показывали «Историю дуэли», которая была удачной – в сравнении с тем, что Кремль предлагает посетителям сейчас. Раньше главный музей Москвы приглашал на «Франция и Россия. Десять веков вместе», «Карл Фаберже и Фёдор Рюкерт. Шедевры русской эмали», «Сокровища имперского дворца Гугун» и даже выставка украшений «Bvlgari». Такие выставки невозможно организовать, закрывшись от всего мира. В Россию привозили экспонаты из Франции, Великобритании, Китая, Италии и других стран. В 2022 г. у Кремля (если верить официальному сайту) не было ни одной выставки, в организации которой участвовали бы иностранные культурные сообщества, даже недавнюю «Дуэль» делали своими силами, хотя годом ранее наверняка бы привлекли иностранцев. Временные выставки от Кремля лишились былого размаха. И выставка к 100-летию образования СССР стала жертвой нынешней ситуации – как можно было сделать ее настолько неинформативной и бедной на экспонаты? Иронично и то, что Кремль пытался рассказать посетителям о зарождении (и успехе) советской дипломатии – и это во времена, когда дипломатия в РФ фактически уничтожена. Как можно интересно рассказать о том, что ты ненавидишь, более того – презираешь?
Кремль говорит о своей новой выставке так (из высланного пресс-релиза): «7 октября 2022 года в Патриаршем дворце Музеев Московского Кремля откроется выставка, посвященная жизни и деятельности Георгия Васильевича Чичерина – убежденного революционера, первого наркома по иностранным делам Советского Союза, чей 150-летний юбилей также отмечается в этом году. Г. В. Чичерин возглавил советское внешнеполитическое ведомство в 1918 году и предпринял все необходимые шаги для того, чтобы вывести молодое советское государство из изоляции и добиться его признания на международной арене. Он на многие десятилетия вперед определил характер отношений России с мировыми державами. Именно Г.В. Чичерину, участвовавшему в переговорах в Брест-Литовске и Рапалло, в работе Генуэзской и Лозаннской конференций, выпала честь первым поставить свою подпись от имени Страны Советов под важнейшими международными документами. Проект объединит более восьмидесяти экспонатов из коллекций крупных отечественных музеев, библиотек и архивов, таких как Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный центральный музей современной истории России, Архив внешней политики Российской федерации, Российская государственная библиотека». Что же, давайте прогуляемся по комнатам Патриаршего дворца и посмотрим, что сумели наскрести организаторы.
Первое, что бросается в глаза, – это разрозненность, если позволено так выразиться, «рыхлость» выставки. Кремль же сказал: выставка про Чичерина и дипломатию! Но зачем-то на выставке про дипломатию показывают... эм, советские фарфоровые тарелки? Даже не из личной коллекции Чичерина и не из бывшего наркомата иностранных дел. Просто фарфоровые тарелки с агитационными рисунками. Спрашивается, какое отношение советский фарфор имеет к главному герою и его работе?
А к чему был рассказ о том, что у красноармейцев поначалу не было утвержденной формы и многим нравилась униформа казаков? Чичерин же не воевал. Зачем здесь картина Юона «1923. Парад Красной Армии»?
Организаторы пытались оправдаться тем, что выставка к «100-летию образования СССР», но нельзя же мешать все в единую кучу. Если так, то почему не было вещей Ленина? Где другие наркомы, не менее важные, чем Чичерин? Если убрать экспонаты, которые не имеют отношения к советской дипломатии и ее первому лицу, выставка лишится 1/3 материала – а она и без того маленькая. Кажется, что брали все, что могли, даже не заботясь, как связать это с заявленной темой. Словно оказываешься на барахолке, бродишь от одного киоска к другому, и в первом лежат советские игрушки, а во втором – старые халаты. Появляется также чувство, что идею выставки спустили сверху те, кто понятия не имеет, как тяжело организовывать такое: «Мы хотим про дипломатию! И чтобы было интересно! А дальше сами решайте, как это устроить». От самого Чичерина тут немного – одежда, которую ему дарили иностранные дипломаты, его рабочая униформа, некоторые личные вещи (как, например, шахматы). Говорит ли это что-то о человеке? Нет. О дипломатии и первых годах СССР? Тоже нет.
Недостаток информативности решили восполнить «мобильной экскурсией» (qr–код на нее выдается вместе с билетом). Если уж не на что посмотреть, так хоть дайте послушать! Но аудиорассказ, что ужасно, тоже стал жертвой нынешней политики. Ибо в Кремле (и это слишком явно) нет консенсуса: как говорить о Советском Союзе и тех, кто его строил? И личность Чичерина, и его достижения вызывают у Кремля (и рассказчиков) двойственное чувство.
Из «мобильной экскурсии» посетитель тоже почти ничего не узнает об «отце советской дипломатии» – ни как о человеке, ни как о профессионале. Максимум – что он любил революцию, Моцарта и умел договариваться с иностранцами. И был из дворянской семьи – пожалуй, все. А вы хотели большего? Может быть, хотели понять, как Чичерин занял этот пост? как стал революционером? и что за проблемы были у советских дипломатов столетием ранее? Так за этим есть интернет, а не Кремль. А интернет говорит, что Чичерин был человеком очень образованным и одаренным, и в левые идеи он поверил не от скуки (как может показаться после рассказа Кремля) – нет, им двигала жажда справедливости. Он терпеть не мог имперское мышление, презирал классовость и бесправие. Но так же, как Чичерин презирал имперское мышление, так же он презирал и хамство, тупость и жестокость, что царили в советском обществе после революции (в первую очередь от недостатка образования и воспитания). Чичерин был интеллигентом, который верил, что в новом социалистическом обществе все станут интеллектуалами, а в 2022 г. и вовсе поголовно будут Гегеля читать и «Турецкий марш» отыгрывать на пианино. То, что и в советскую дипломатию просачивается хамство, его глубоко оскорбляло. Чтобы понять Чичерина-дипломата, достаточно прочитать, на что он жаловался во время работы в НКИД:
«С 1929 г. были открыты шлюзы для всякой демагогии и всякого хулиганства. Теперь работать не нужно, нужно "бороться на практике против правого уклона", т. е. море склоки, подсиживаний, доносов. Это ужасное ухудшение госаппарата особенно чувствительно у нас, где дела не ждут. Можно отсрочить открытие больниц и школ и пока заниматься борьбой на практике против правого уклона, но нельзя отсрочить международные дела. Демагогия в наших "общественных организациях" стала совсем нетерпимой. Осуществилась диктатура языкочешущих над работающими».
«Втискивание к нам (в НКИД) сырого элемента, в особенности лишенного внешних культурных атрибутов (копанье пальцем в носу, харканье и плеванье на пол, на дорогие ковры, отсутствие опрятности и т. д.), крайне затрудняет не только дозарезу необходимое политически и экономически развитие новых связей, но даже сохранение существующих, без которых политика невозможна» (после того, как старых дипломатов попытались заменить более «надежными» с точки зрения партии).
«Так же срывает завязывание и сохранение нами связей и вообще наше международное положение вся линия аппаратных циркуляров, линия преследования необходимых актов международной вежливости как якобы эксцессов, линия громов и молний против фраков и смокингов и вообще против этикетных требований,— вся эта линия, делающая заграничную работу невозможной. В главнейших странах без соблюдения этикетных требований просто не пустят на официальные торжества, где наше государство должно занимать свое место, а о персональных связях и думать нечего» (после общественной дискуссии о нормах этикета в дипломатии).
«Я писал т. Сталину, что прошу на моей могиле написать: "Здесь лежит Чичерин, жертва сокращений и чисток". Чистка означает удаление хороших работников и замену их никуда не годными».
Раз уж не получилось рассказать о значении Чичерина в истории нашей дипломатии, можно было бы рассказать о его жизни. Но тут еще сложнее: он был не только видным оппозиционером в эмиграции и пацифистом, но так же являлся открытым гомосексуалом. Этакое комбо в современной России просто не могут переварить.
Выставка о Чичерине и дипломатии была бы лишь неудачной, если бы не все то же двойственное отношение Кремля. Организаторы дают посетителю противоположные сигналы: Советский Союз – это хорошо (наверное), но революция – это плохо. Лидеры революции – отличные ребята, но их действия в 1917 г. были неправильными. Царский режим был обречен, но он был хорошим, но Советский Союз тоже хороший (и Ленин хороший, который империю, однако, развалил, а это плохо… что?). Абсурдность эта затронула и дипломатию. По мнению Кремля, весь мир был против нас, все хотели нашего уничтожения... но далее нам говорят, что правильно Чичерин налаживал отношения и что он, к счастью, «вывел Советский Союз из международной изоляции». Так мир хотел нашего уничтожения или все же хотел с нами договориться? Правильно, что Союз налаживал отношения с той же Европой или, если уж она такая плохая, лучше было бы оставаться в изоляции? Ответа на это нет. Кажется, Кремль сам не знает, что лучше, – дружить или быть изгоем. А Чичерина у нас сейчас нет, наши дипломаты более похожи на вечного врага Чичерина (и следующего наркома иностранных дел) Литвинова, который: «...совершенный хам и невежда, грубое и грязное животное, допускать его к дипломатической работе является несомненной ошибкой». Можно лишь посочувствовать памяти важного в нашей истории человека, дело жизни которого в который раз смешали с грязью.