«Женщина – лицо Империи»: в прокате призер Каннского кинофестиваля 2022 г. об императрице Сисси

С 20 октября в российских кинотеатрах показывают (ограниченно, но попасть можно) биографический фильм об Елизавете Баварской – «Корсаж». Впервые фильм представили в мае 2022 г. на Каннском кинофестивале. Зрителю рассказывают о кризисе в жизни знаменитой императрицы Сисси, накладывая его на политический кризис в Австро-Венгрии (исторический спойлер – этой стране осталось существовать менее полувека). 

О том, как «Корсаж» сравнивает старение человека с одряхлением некогда великой страны – в нашем новом материале. 

Сисси, она же Елизавета Баварская, она же императрица Австрии, отмечает 40-й юбилей. Признанная красавица, в свое время покорившая грацией и вкусом всю европейскую аристократию, – теперь она с горечью замечает, что теряет влияние при дворе. В 19 веке сорокалетняя женщина считается «стареющей». Цвет лица не как у юных дебютанток, талия – уже не 50 см., хуже стала осанка и на руках появились морщинки. Казалось бы, никто, и самая великолепная женщина на свете, не может быть таковою вечно. Но Сисси – не обычная женщина, озабоченная утратой красоты. Безусловно, она секс-символ своего времени (допустимо сравнить ее в этом с Мерилин Монро), но Сисси также – политическая фигура, она – лицо монархии. Мужчине-императору позволительно быть некрасивым и старым, но его избраннице, по мнению Сисси, – ни за что. 

«Корсаж», который лишь отчасти следует реальным фактам, а более склонен к домыслам, можно отнести к новой волне феминистского кино. Кажется, что снят он о женщине – для женщин. Режиссерка – ранее почти никому не известная австрийка Мари Кройцер. За свои 45 лет она сняла несколько фильмов, но успешным стал лишь «Корсаж». Для нее большое достижение, что ее фильм взяли в программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, а актриса Вики Крипс получила за роль Сисси отдельную награду (стоит добавить, это заслуженно). Заметно, что фильм стал очень личным для режиссера. Мари Кройцер, которая немногим старше своей героини, исследует типичные для женщины после сорока страхи. Любопытно, чем ее привлек образ Сисси. «Корсаж» нельзя отнести к историческим фильмам, хотя формально законы жанра соблюдены. Однако образ императрицы осовременен и приближен к зрительницам. Иногда кажется, что Сисси – самая обычная женщина. Мари Кройцер хочет показать ее нонконформисткой, суфражисткой, которой реальную Сисси назвать сложно. Нонконформизм же поначалу никак не ложится на столь яркие переживания из-за чужого мнения. Легче всего разбирать конфликт, который лежит на поверхности, – неприязнь женщины к собственному возрасту. Но, будь «Корсаж» только об этом, фильм бы не попал в Канны и ничего бы не выиграл – словно без него мало феминистических картин? 

Реальная Сисси, что любопытно, была человеком скорее скромным и замкнутым, не любила публичность и тяготилась обычаями австрийского двора. Их брак с императором Францем Иосифом I был одним из наиболее благополучных за всю историю династии Габсбургов, хотя и поговаривали, что у Сисси были поклонники. В первые годы правления ее действительно называли самой очаровательной женщиной – не только Австрии, но и Европы. Однако положение ее при австрийском дворе со временем пошатнулось: Сисси стала поклонницей всего венгерского. В 1860-х гг., при правлении Франца Иосифа I и его жены, произошло сближение между Австрией и Венгрией, в 1867 г. было заключено Австро-венгерское соглашение, результатом которого стало образование Австро-Венгрии с Габсбургами во главе. Но «венгерское влияние» не нравилось австрийским аристократам. Сисси винили в том, что она учит венгерский язык, часто ездит в Будапешт и даже поддерживает связи с венгерской оппозицией. В «Корсаже» несколько раз упоминают Венгрию и симпатию к ней Сисси, но в итоге Сисси теряет влияние не из-за этого – нет, в фильме внешность и возраст императрицы важнее ее политических симпатий и антипатий. 

«40 лет – это средняя продолжительность жизни ваших подданных женщин» – говорит врач Сисси таким тоном, словно и ей нужно уже готовиться к могиле. Придворные, родственники и друзья продолжают хвалить облик императрицы: «Как вы прелестны! Вы ничуть не меняетесь!». Но после, за выученными комплиментами, следуют советы а-ля «в вашем возрасте лучше не курить, не есть сладкого, соленого, сытного, печеного». Намекают, что у ее кожи плохой тон, а талия слишком широка. И героиня начинает изводить себя диетами, изнуряет тренировками и затягивает корсаж так туго, что теряет сознание на открытии очередного благотворительного заведения. Но, вопреки стараниям, ничего не помогает – талия у́же не становится и морщины не исчезают. Она окружает себя женщинами старше себя, чтобы выглядеть моложе на их фоне. Доходит до того, что Сисси настолько стыдно за свой внешний вид, что она просит свою служанку закрыть лицо черной вуалью и сыграть ее, императрицу, на одном из торжеств – у служанки талия тоньше. Невротизм Сисси пытается заглушить сначала платоническим романом с кузеном, после – любимыми лошадьми, а затем – тяжелыми наркотиками. Фильм предлагает героине два пути – либо продолжать бороться за уже утраченную молодость, либо принять себя со всеми возрастными недостатками. Для современной женщины выбор очевиден. Если смотреть на «Корсаж» исключительно как на рефлексию о месте красоты в жизни женщины, то он очень хорош. Зритель имеет классическую схему, в которой у главного героя есть некий недостаток, с которым лучше смириться. Постепенно Сисси принимает свой возраст и отказывается от борьбы со временем. Весь фильм изнурявшая себя, отказавшаяся от всех вредных радостей, в финале она расслабляется и делает, что хочет: ленится, ест конфеты, снимает наконец корсаж и даже остригает волосы. Потому что женщина не должна быть вечно юной и красивой. Если смотреть так, то «Корсаж» – идеальная феминистическая лента. Только вот политическая линия (а она все же есть!) не разрешает посмотреть на фильм столь однобоко. 

«Женщина олицетворяет собой Империю» – говорит Сисси ее муж. Так он объясняет, почему она обязана соблюдать правила и – главное! – быть привлекательной. Грубо говоря, какая страна, такая и жена у ее правителя. А фильм много раз дает зрителю понять, что у Империи дела плохи. Сисси интересуется новыми технологиями, хочет поощрять молодых изобретателей, но к ней не прислушиваются. Она часто бывает в больницах для бедных и домах умалишенных, где ее ужасает отвратительное обращение с этими несчастными. Сисси хочет создать нормальные условия для их лечения – но ее мнение никому не нужно. Сисси интересуется положением дел в Сараево, проблемном регионе Империи (позже именно убийство в Сараево станет отправной точкой Первой мировой и крушения Австро-Венгрии). Но никому не интересно, что считает жена императора. Она должна молчать и красиво улыбаться – и ни в коем случае не лезть к мужу с политическими и социальными вопросами. Вот Сисси и страдает, не в состоянии ничего изменить. Ее сын Рудольф (тоже отчасти ставший жертвой системы) прямо говорит матери – и зрителю: «Эта страна обречена, никто в ней не желает решать проблемы!». У этой страны есть потенциал, но нет возможностей для развития. 

Тлен постепенно пронизывает все показанное на экране. До крушения Империи несколько десятилетий – и главная героиня его не застанет. Но все в фильме предсказывает скорую кончину, а Сисси, символ эпохи, – вестник этого страшного финала. Все вокруг кричит ей, что ее время уходит. Она смотрит на молодых женщин, сравнивает себя с ними – и понимает, что любая из них лучше нее. Потому что моложе. «Ты – лицо этой страны!» – говорят ей. Вот и получается, что империя на закате – это стареющая женщина, которая должна смириться со своим угасанием и дать дорогу молодым. Именно это Сисси и делает – она больше не борется, она уезжает развлекаться, а мужу находит молодую любовницу. Быть «лицом Империи» вопреки времени она уже не хочет. А считать это феминистическим финалом или нет, решать должен зритель.