С названиями в России дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Либо банальность получается, либо пошлая претензия на «красивости». С «Вызовом», однако, вышло лучше обычного. Просто, но со смыслом, ибо это детище Роскосмоса и «Первого канала», действительно, – вызов всему – законам кинематографа, российской экономике и просто здравому смыслу. Такой фильм в 2020-х годах могли снять только в России – стране с кучей внутренних проблем и невыносимым желанием пустить пыль в глаза. Пусть заграница посмотрит, какие мы крутые, снова впереди планеты всей! «Вызов» нельзя назвать плохим фильмом, как нельзя назвать и хорошим. Во многом потому что его сложно отнести к искусству в принципе. Анализировать его как художественное кино очень сложно. С таким же успехом мы могли бы оценивать операторское мастерство, включив запись парада 9 мая. А что? Камера-то работает, кто-то снимает – но что и, самое важное, зачем?
Клима Шипенко можно поздравить – 20 апреля 2023 года он окончательно занял место нашего Стивена Спилберга. Именно он принес нам «Салют-7», «Холопа» и «Текст». К Шипенко претензий нет. Он знает, чего от него хотят. Да, он ремесленник, но талантливый, чувствует заказ и может работать как с пропагандистским материалом, не скатываясь на уровень «60 минут», так и с более-менее артхаусным (тот же «Текст» по роману Глуховского). Шипенко в «Вызове» нет. Нет ничего, что указывало бы на наличие собственного чувства, отношения к истории или ее тональности. Поэтому «Вызов» стерилен, как больница, в которой работает главная героиня. Шипенко смог маневрировать, возможно, спас фильм от странных идей Рогозина, но не сумел сделать кино хоть сколько-то живым, не просто сказкой а-ля «Дисней» (а «Вызов» по уровню наивности порой может сравниться с условным «Холодным сердцем»).
Рогозин говорил, что это «эксперимент с целью выяснить, сможет ли Роскосмос подготовить двух обычных людей к полету примерно за 3-4 месяца». Естественно, его раскритиковали – ни практического, ни художественного смысла отправлять актеров на МКС нет. В научном сообществе (Википедия свидетель) звучало мнение, что Рогозин разбазаривает бюджет и, вообще, использование станции в ненаучных целях незаконно. Так же Сергей Крикалев, директор пилотируемых программ Роскосмоса, был отстранен от должности за то, что выступил против проекта, но после протестов космонавтов его восстановили на работе. Шипенко вместе с актрисой Юлией Пересильд все равно отправили в космос, чтобы разыграть драму поистине сказочного масштаба. Потратили на это в итоге около 1,155 миллиарда рублей. Чтобы потешить эго Рогозина? Отчасти. И, со слов Эрнста, чтобы «подтвердить лидерство России в космической сфере и вернуть престиж профессии космонавта в глазах молодого поколения».
На постере «Вызова» красуется надпись «первый фильм, снятый в космосе». Это неверно. Во-первых, хронометраж фильма составляет почти 3 часа. Отснятый же в космосе материал – около 35-40 минут. Это даже не половина всего хронометража. Во-вторых, на МКС уже снимали, и космонавтов снимали и включали в художественное кино. Помните, была франшиза «Елки»? Одна из новелл частично снималась на МКС. Так что ничего нового авторы «Вызова» не сотворили. А поскольку главная задача фильма не в том, чтобы рассказать интересную историю, то и сюжет вышел вялый, в духе старых малобюджетных фильмов, которые, правда, снимались на Земле.
Женя в исполнении Пересильд – самый типичный хирург на свете. Разве что красивая и спортивная – не станем обижать врачей, но при такой работе сложно иметь внешность и статность кинозвезд. У Жени есть дочь-хулиганка и мужчина (бывший?), тоже врач, которого она любит, который любит ее, но у них ничего не получается, они банально не могут признаться в этом себе и друг другу. Однажды на МКС получает ранение космонавт (космонавтов на МКС играют сами космонавты), ему нужна операция, без этого он не сможет выжить при посадке. Операцию нужно делать на МКС. Некто из начальников (его играет везде одинаково хмурый Машков) решает отправить в космос хирурга, и волей судьбы этим хирургом оказывается Женя. Конечно, Женя как сильная женщина со всем справится. Проспойлерить фильм не получится – просмотр можно сравнить с путешествием по кольцевой линии московского метро. С самого начала понятно, что все выживут, все помирятся, а влюбленные останутся вместе. Машков сможет выпить стакан коньяка, а потом серьезно сказать о подвиге героини: «Там, где есть русская женщина, всегда есть притяжение» (понимали ли авторы, что звучит это немного... сексуализированно?). А еще зрителю покажут внутреннее устройство МКС и красивую Землю, какая она голубая и шарообразная (но сторонники плоской земли все равно не поверят). Ни психологии, ни интересных конфликтов, ни сложных актерских работ – только суровый «соцреализм», что должен агитировать за любовь к Роскосмосу.
На момент начала съемок Россия уже была в сложном политическом и социальном положении. Последние годы наверху пытались нащупать, на чем можно выстроить патриотизм. Что хорошего есть в этой стране? Раньше говорили о Гагарине и «первой женщине». Это называли главным достижением СССР. А что является нашим достижением? Тоже космос? Но им уже никого не удивишь. Россия уже проиграла эту гонку, но попыталась привычно уцепиться за что-то знакомое. Мы смогли отправить актрису и режиссера в космос – как тебе такое, Илон Маск? За этим можно заметить болезненное желание быть первыми, лучшими любым способом. В этом случае сам полет, бессмысленный и беспощадный, оказывается важнее результата. «Вызов» можно было полностью снять на Земле – поверьте, ничего бы не изменилось. Только деньги бы сэкономили. Но разве в России экономия и здравый смысл могут соперничать с потребностью самоутвердиться?
Не станем отрицать – «Вызов» приятно смотреть, картинка тут достойная, планета замечательно смотрится с высоты МКС, Юлия Пересильд и Клим Шипенко старались, а космонавты особенно хороши – все же они не актеры, заметно, что им непривычно отыгрывать что-то на камеру, но они приложили массу усилий. Но сценарий написан кое-как, персонажи картонны, сюжетные арки закрываются сами собой, а финал слишком слезлив и пафосен. На «Вызов» можно пойти, если российское кино не вызывает у вас стойкого отвращения, но это не тот фильм, который затронет за живое, запомнится. Хороший фильм – это не про «мы первые» и картинку, он – о чувствах и искренности. «Вызов» потребовал от всех участников огромных сил, и потому особенно жаль, что он больше ничем не может похвастаться, кроме красивого космоса, который не является достижением Рогозина и России.