Если вы интересовались сербской повесткой, то наверняка встречали ролики с песней Svi u blokadi (в переводе — «все в блокаде»). Этот рейв-трек, посвящённый студентам, стал гимном крупных протестов, которые охватили всю Сербию. Разбираемся, чего требуют протестующие, почему они призывают к блокаде и какую роль во всём этом играют студенты.
С чего всё началось
1 ноября 2024 года во втором по величине городе Сербии — Нови Саде — обрушился бетонный козырёк железнодорожного вокзала. На месте погибли 14 человек, позже ещё один скончался в больнице.
За четыре месяца до трагедии это здание открыли после трёхлетней реконструкции — первой с момента его строительства в 1964 году. Через несколько часов после обрушения козырька городские власти сообщили, что ремонт крыши не проводился — это не совпало с заявлением инвестора, на что сразу же обратили внимание сербская служба BBC и оппозиционное медиа N1. Что касается подрядчиков, то один из них (China Railway International Company — CRIC) заявил, что реконструкция навеса не входила в работу компании, а другой (China Communications Construction Company — CCCC) и вовсе отказался разговаривать с журналистами.
Сразу после траура в Нови Саде и Белграде начались масштабные митинги. Протестующие требовали ответа от правящей Сербской прогрессивной партии (СПС, один из её основателей — президент Александр Вучич), отставки премьер-министра Милоша Вучевича и мэра Нови Сада Милана Джурича, а также публикации документов о реконструкции вокзала. В знак протеста участники митингов оставляли на городских зданиях и баннерах офиса СПС кроваво-красные отпечатки ладоней. Вместе со слоганами «Ruke su vam krvave» («Ваши руки в крови») и «Korupcija ubija» («Коррупция убивает») они станут главными символами народного недовольства.
Студенческая блокада
После большого протеста 5 ноября в Нови Саде две группы молодых активистов объявили о шестичасовой блокаде одного из городских мостов. Затем студенты по всей Сербии стали организовывать ежедневные акции памяти: они начинаются в 11.52 (время падения козырька), и длятся 15 минут (по числу погибших). В это время студенты университетов Нови Сада и Белграда перекрывают крупные дороги (или выходят во дворы учебных заведений) и молча стоят с плакатами. Такие 15-минутные протесты проходят в Сербии до сих пор.
После того как на протестующих перед факультетом драматического искусства в Нови Саде студентов напали неизвестные, самоорганизованная группа на сутки заблокировала учебный корпус. Белградские студенты философского и филологического факультетов в знак солидарности организовали блокаду ректората, выдвинув те же требования, что и другие протестующие: расследовать коррупцию, которая привела к гибели людей, и привлечь к ответственности всех виновных. У обучающихся на факультете права были более жёсткие требования: отставка всего правительства и президента. Университетских преподаватели поддержали блокаду.
Причиной для студенческих протестов послужили и принятые поправки в закон о высшем образовании: они грозят ухудшить его качество из-за низких требований к аккредитации иностранных вузов. Позже блокада распространилась с ректората на учебные корпуса, и теперь здания университетов ежедневно напоминают о ней. Территория у факультета права и двор философского факультета завешаны плакатами с лозунгами протестующих. Один из них находится в руках отлитого из металла священника и философа Петара II Ньегоша. А из окон филологического факультета свисает полотно с огромным кровавым отпечатком ладони.
Позже к студентам присоединились старшеклассники со всей Сербии: например, ученики гимназии «Zmaj Jovina» (Нови Сад) потребовали от директора отозвать извинения перед премьер-министром Милошем Вучевичем за то, что его сын участвовал в 15-минутной акции памяти. По подсчётам издания Pravo u centar, в блокаде участвовали (и по-прежнему продолжают) 50 университетов и гимназий. Частично или полностью остановили работу школы — и не только из-за солидарности с протестующими, но также из-за низких зарплат, плохих условий преподавания и устаревшей учебной программы. Несмотря на угрозы со стороны начальства, некоторые из школ до сих пор не вернулись с каникул. К слову, их в этом году объявили раньше — c 24 декабря, «с целью сохранения учебного процесса, а также интересов и прав учащихся на образование».
Студентов поддержали фермеры — и продолжают это делать до сих пор. С начала протестов они привозили тракторы к университетским зданиям в Белграде и Нови Саде, участвовали в блокировках мостов и автомагистралей. У фермеров тоже есть дополнительные требования: поддержка студентов, регулировка цен на сырое молоко и мясо свиней.
В разное время к забастовкам присоединялись врачи, таксисты, работники культуры, байкеры и адвокаты. На этой неделе протесты организуют работники общественного транспорта, сотрудники городских аптек и геодезисты.
К митингам присоединились градозащитники: Most Ostaje (движение в защиту исторического моста Белграда) и Odbranimo Jugu (движение против сноса отеля «Югославия»). Кроме того, студентов поддержали сербские (и не только) селебрити: художница Марина Абрамович, певица Мадонна, теннисист Новак Джокович и актёр Милош Бикович.
Крупные акции протеста
Помимо ежедневных 15-минутных акций в память о погибших, студенты в Белграде (и не только) организуют большие акции, на которые приходят граждане вне зависимости от возраста и профессии. Например, 10 декабря они заблокировали Мостару — крупную развязку, которая соединяет несколько частей города. 25 декабря протестующие собрались у прокуратуры, а 12 января — у Конституционного суда под слоганом «Bitno je da imaš (u)stav!» («Важно, чтобы ты имел отношение»: в лозунге заключена игра слов. Stav – отношение, а Ustav – конституция.)
17 января состоялась большая акция у здания RTS (Радио и телевидения Сербии), на которой требовали доступа ко всей информации о трагедии в Нови Саде и правдивого освещения протестов.
24 января по всей Сербии прошла генеральная забастовка (Generalni strajk): протестующие выходили на улицы, блокировали автомагистрали, призывали в этот день отказаться от работы (по возможности), не посещать рестораны, кафе и культурные мероприятия (многие из них отменили в знак солидарности с митингующими). Во время блокировки одной из улиц пострадала девушка — на неё наехала машина.
Спустя три дня объявили новую акцию — суточную блокировку Аутокоманды, ещё одной важной городской магистрали.
В конце января студенты организовали двухдневный марш: они пешком прошли расстояние от Белграда до Нови Сада — примерно 80 километров. А на следующий день после этого (и спустя три месяца после обрушения) жители Нови Сада заблокировали все три городских моста.
Чего уже добились (и продолжают добиваться) протестующие
5 ноября 2024 года министр строительства, транспорта и инфраструктуры Сербии Горан Весич подал в отставку, отрицая при этом обвинения в коррупции. Прокуратура Нови Сада предъявила ему обвинение в уголовном преступлении, связанным с созданием общественной опасности. Однако Верховный суд Нови Сада освободил Весича от преследования, затем это решение подтвердил Апелляционный суд.
Под следствием по делу о ненадлежащем выполнении строительных работ оказались 13 человек. Трое из них (Небойша Шурлан и Елена Танаскович, бывший и нынешний директор Инфраструктуры сербских железных дорог; Анита Димоски, помощник министра железных дорог) находятся под домашним арестом.
28 января, после суточной блокировки одного из главных транспортных узлов Белграда и большой пресс-конференции, подал в отставку премьер-министр Сербии Милош Вучевич.
После нескольких отказов из-за «секретности» информации власти Сербии всё-таки опубликовали 850 документов: отчёты о ремонте здания и заключения экспертных комиссий. Их появление вызвало следующие вопросы:
- Имела ли прокуратура Нови Сада доступ к этой информации, проводя предварительное расследование?
- Как выбирали подрядчиков? Как проходили тендеры? (Этой документации по-прежнему нет).
- Была ли документально завершена реконструкция? Если да, то как её принимали и определяли безопасность здания для посетителей? А если здание не было готово, почему его открыли?
Как власти Сербии среагировали на протесты
Президент Сербии Александр Вучич в персональном интервью обвинил председателя Новой демократической партии Милоша Йовановича в том, что он «подстрекает чужих детей отстаивать его интересы», при этом упомянул, что готов прислушаться к требованиям студентов. Стоит отметить, что протест с самого начала не имел политической полярности: акции организуют в «горизонтальном» формате, без поддержки каких-либо политиков или партий.
Позже Вучич, спикер Национального собрания Ана Брнабич и премьер-министр Милош Вучевич (который спустя сутки подал в отставку) организовали пресс-конференцию. Они прокомментировали требования требования протестующих.
- документация опубликована (хотя в том, что это вся имеющаяся документация, у протестующих возникали сомнения);
- разбирательства против нападавших на митингующих начаты (было заявлено о возбуждении уголовных дел против 37 человек);
- освобождены 13 арестованных участников протестов (неизвестно, сколько всего человек задержали);
- государственные расходы на высшее образование увеличены на 20%.
После пресс-конференции прошла неделя, а протесты и блокада всё ещё не прекращаются. «Много просят!» — скажут одни. «Мало дают!» — ответят другие. А новостей о расследовании коррупции по-прежнему нет.