Что бы ни происходило в России (спецоперации, голосования, мобилизации), кино в российских кинотеатрах по расписанию. Главная новинка этой недели – «Красная Шапочка», бюджет которой более 220 миллионов рублей. Авторы снимали якобы для детей (рейтинг фильма +12), но их творение страшно смотреть и взрослым – сюжет максимально странен и мрачен, а сцены боев излишне кровожадны.
Мы (к сожалению) тоже посмотрели этот «добрый семейный фильм» и размышляем, заслуживаем ли мы его в сентябре 2022 года (к счастью, нет).
Отчего-то некоторые считают, что снимать/писать истории для детей просто. «Дети же тупые!» Главное, чтобы было зрелищно и модно/молодежно, а нелогичный и даже дикий сценарий дети примут как должное. Может, раньше так и было, но нынче дети избалованы хорошими историями. Фильму 12+ важно соблюдать баланс серьезности и беззаботности: инфантилизм в этом возрасте уже раздражает, а жестокость 18+ может травмировать юную психику. Снять ленту, которая бы идеально держала этот баланс, крайне сложно. Авторы «Красной Шапочки» пытались – но провалились на всех фронтах. Их фильм умудряется быть одновременно отвратительно жестоким и неприятно глупым, словно создатели мечтали снимать «Игру престолов», но жизнь не сложилась, они снимают детское кино, а детей... не очень-то и любят и, конечно, не понимают.
Авторы фильма (совместно со спонсорами) громко заявляли, что всю выручку от фильма передадут в благотворительный фонд. Однако уже в первый день проката ясно: фильм не окупится, о прибыли можно даже не задумываться. Благоразумнее было бы не снимать кино, а отдать бюджет на благотворительность, раз уж появилось желание кому-то помочь. 220 миллионов (минимум) – деньги, по российским меркам, значительные. Эпичное «Сердце Пармы» на 400 миллионов дороже, а там и масштаб, и декорации, и хронометраж почти 3 часа – в сравнении с нынешними полутора часами. «Красная Шапочка» не выглядит и на 100 миллионов: декораций почти нет, а те, что есть, игрушечные; локации (если не считать «современные») обустроены максимально экономно; спецэффекты, на которых выстраивается весь сюжет... что же, они ужасные. Это уровень начала нулевых. Гильермо дель Торо за схожие деньги в «Лабиринте фавна» (в 2006 году!) добивался большей реалистичности. Нарисованные волки, которые занимают этак 30% хронометража, вызывают единственное желание – отвернуться от экрана. Ну не стоит это таких денег! Так что ответ на вопрос, на что потратили 220 миллионов, становится интереснее самого фильма. Попробуем предположить, что 100 миллионов заплатили группе «Би-2», чтобы они на волчьей вечеринке спели, собственно, про волков. Еще 100 миллионов, возможно, заплатили за готический имидж волчьей стаи, а оставшиеся 20 миллионов пошли на все остальное.
Окажись ужасная компьютерная графика и плохие декорации главными проблемами «...Шапочки», фильм был бы только неудачным. Но плохим (настолько, что от него становится больно) его делает сценарий. Обычно мы не допускаем спойлеры, но в этот раз позволим себе спойлерить (как минимум финал) – не нам же одним мучиться!
Мрачность «...Шапочка» включает на максимум уже в самом начале. 12-летняя Шапочка живет с мамой и бабушкой в лесном домике, близ деревни, которой управляет стая волков-оборотней. Зачем-то заботливая мама рассказывает дочке на ночь историю о том, как их поселение оказалось в оккупации (чтобы лучше спалось, вероятно). Папа Шапочки был волкобоем – единственным защитником деревни от обитавших в лесу оборотней. Однажды оборотни решили нарушить шаткое перемирие и захватить человеческое поселение. Авторы не жалеют зрителей 12+: им покажут очень реалистичные убийства волков секирой, а затем пытки и убийство папы Красной Шапочки (с наступанием ботинком на лицо) и унижения ее мамы и бабушки. Этакое было бы уместно в новой экранизации «Властелина Колец», но никак не в новой версии сказки.
Шапочка росла на оккупированной территории, но не усвоила, как вести себя с захватчиками. Она постоянно лезет к оборотням, грубит и дерзит, а те угрожают ее сожрать. В Шапочку влюблен почему-то сын волчьего вожака (как возникла эта любовь, зрителям не расскажут), а она... сложно сказать, что чувствует она. Маму Шапочки домогается грозный оборотень, похожий на Леголаса, но она, к счастью, спасается. Вообще в фильме подозрительно много намеков на сексуальное насилие, домогательства показаны слишком убедительно. Маму Шапочки постоянно зажимают, а она из страха не может сопротивляться. Кто бы спорил, сексуальное насилие на оккупированной территории – тема очень важная, но, может, не стоит ее так развивать в детском фильме?..
Скучный и банальный сюжет об избранной, единственной наследнице волкобоя, начинает более-менее раскачиваться, когда в деревню приезжает самый главный оборотень (всея России?) и объявляет 12-летнюю девчонку главной угрозой волчьему владычеству. Кажется, дальнейшее развитие как на ладони: Шапочка возьмет секиру отца и пойдет воевать с оккупантами, освободит свою деревню и будет провозглашена местной Жанной д'Арк. Банально? Возможно. Но в данном сеттинге этот примитивный поворот был бы логичным, если не единственно возможным. Так и работают сказки (и не только сказки, абсолютно все истории с моралью): герой осознает свою силу, бросает вызов силам зла и одерживает победу. Начиная читать сагу о Гарри Поттере, вы чувствуете, что в финале главный герой бросит вызов Темному Лорду и победит его. Фродо Беггинс должен бросить Кольцо в огонь Роковой горы в Мордоре. Понравился бы зрителю/читателю сюжет, если бы Гарри Поттер в седьмой части послал бы всех на смерть, а сам бы улетел отдыхать в Новую Зеландию? Обманутые ожидания – худшее, что может случиться с вашим произведением. И «Красная Шапочка» вся состоит из этих обманутых ожиданий.
Шапочка действительно берет секиру и отбивается от оборотней. Уровень мрачности постепенно повышается: сначала девочка узнает, что ее отец погиб (от нее это скрывали 12 лет), потом на ее глазах убивают мать и бабушку, затем девочка проваливается через портал в современную Россию и убегает от стаи... которая носится по городу, и ни полиция, ни даже прохожие никак на это не реагируют. Не реагирует никто и на то, что за девчонкой бегает жуткого вида мужчина – явно не ее папа и, конечно, не с лучшими намерениями. С самого начала приключения Шапочки в современной России (а начинаются они после часа пребывания в волшебном мире) кажутся странными, глупыми и абсолютно ненужными. Этот «современный» кусок выбивает зрителя из гнетущей атмосферы а-ля «Таинственный лес» Шьямалана. Хотелось верить, что авторы смогут необычно и красиво завершить свернувший на заброшенные рельсы сюжет, но... увы (далее – убийственные спойлеры!)
Итак, Шапочка убегает от волков, ее спасает безымянный таксист, который привозит ее к себе домой и оставляет у себя ночевать (кринжово, но простим это). Шапочка отчего-то сразу проникается к нему дочерними чувствами, и он тоже... но это не точно. К сожалению, героиню догоняет стая волков (опять!). На ее глазах стая убивает ее возлюбленного, юного оборотня, который последовал за ней в современный мир (+1 жуткая сцена насилия). Казалось бы, вот тут героиня должна дать отпор волкам и победить их, благо она научилась хорошо размахивать секирой. Но... нет. На ее глазах (опять!) стая волков убивает таксиста, который ранее ее спас. А Шапочка стоит на лестнице, смотрит, как его сжирают, а далее... А что далее? Вы хотите катарсиса? Его нет. В финале ленты ослабевший 12-летний ребенок смотрит, как убивают его последнего защитника, и мыслями переносится в прошлое, в котором были живы мама и бабушка и ее любимый оборотень. И на этом все. Фильм заканчивается переосмысленным флешбеком: в нем Шапочка с радостью принимает секиру отца, радуется поздравлениям близких с днем рождения и обнимается со своим мальчиком-волком (в реальности все было наоборот). Хороший ли это финал? Шапочка потеряла абсолютно всех, она даже не вернулась в волшебный мир, а застряла в современной России – сложно придумать наказание хуже. Ее психика сломана. Ее деревня осталась под оккупацией жестоких волков. А сама Шапочка в финале не защищает последнего человека, бывшего на ее стороне – вместо финального боя она просто... убегает. Она слабее своих противников и даже не пытается оспорить это. Остается вопрос, что хотели этим сказать. Что не нужно верить в хорошее? Что не нужно бороться со злом, ибо оно непобедимо? Что покорность лучше сопротивления? Что можно жить в оккупации, главное – влюбить в себя сына нового вожака? Неужели этого заслуживают наши дети в 2022 году?
«Красная Шапочка» – то, что ваши дети не должны смотреть. Вместо сказки о торжестве добра и благоразумия у создателей получилась мрачная, злая и глупая лента о слабости добра и утрате всего светлого и человеческого. Кажется, единственное, что можно вынести из нее – что смирение и подчинение лучше борьбы, ведь борьба невозможна без жертв и боли. Именно такой путь проходит главная героиня с ее стремлением к сопротивлению – она одна, во враждебном мире, и некому ей помочь. А все могло бы сложиться иначе, не подними она секиру против оккупантов.