В конце февраля этого года в Steam вышла Sons of the Forest от студии Endnight Games Ltd, издателем выступила компания Newnight. Игра продолжает идеи, заложенные в первой части франшизы The Forest ‒ как и предшественник, он выполнена в жанре симулятора выживания с элементами хоррора.
Оригинальный The Forest вышел в раннем доступе в Steam в 2014 году, релиз же игры состоялся четыре года спустя, финальная оценка на Metacritic составила 83 балла у рецензентов, пользователи же оценили игру на 7,5 баллов. По состоянию на ноябрь 2018 года студия Endnight заявила, что The Forest разошлась тиражом более 5 млн копий при бюджете в 125 тыс долларов. Примечательно, что у пользователей интерес к игре не утихал ‒ несмотря на солидный возраст оригинала, в октябре 2022 года был достигнут пик онлайна почти в 75 тыс игроков.
При таких вводных сиквел был лишь вопросом времени, между тем Sons of the Forest имеет одну любопытную деталь ‒ несмотря на то, что студия уже имеет опыт разработки видеоигр, продолжение также вышло в ранний доступ. Endnight Games на странице в Steam обещают, что игра будет закончена в течение 6-8 месяцев и предлагают игрокам ознакомиться с текущей версией игры, участвуя в своего рода бета-тестировании с баг-репортами и обсуждениями. Для продолжения столь успешного «выживача» такой ход от разработчиков смотрится несколько странно.
Справедливости ради, игра патчится и развивается ‒ практически сразу после релиза разработчики добавили возможность назначить предметы инвентаря на клавиши горячего доступа, периодически выходят хотфиксы, правящие различные баги. Также недавно вышло контентное обновление, добавляющее в игру в том числе возможность установки ворот, замков на двери и прочее. Разработчик на странице в Steam обещает, что финальная версия сможет похвастаться новыми игровыми механиками, расширениями лора, новыми предметами, а также возможностями для строительства и исследования.
Недавно разработчики выложили на YouTube видеоролик с ответами на вопросы комьюнити, в котором рассказали о планах на игру ‒ в финальной версии игрока будут ждать новые локации и кат-сцены, улучшенный искусственный интеллект спутников, расширенный инструментарий для борьбы с читерами и прочий контент. Примечательно, что разработчики не планируют выпуск дорожной карты, а версия для консолей, вероятно, появится лишь после выхода Sons of the Forest из раннего доступа.
Текущее состояние игры, однако, не помешало ей разойтись тиражом в 2 млн копий за первые сутки, о чем разработчик написал в Twitter. При этом спустя три дня после появления в Steam онлайн в игре достиг пикового значения в размере 414 тыс игроков. На момент 9 марта количество игроков в сети составило почти 94 тысячи за сутки. Также игра возглавила чарт топов продаж за неделю, обойдя Hogwarts Legacy, Atomic Heart, Company of Heroes 3, Kerbal Space Program 2 и других завсегдатаев списка. На текущий момент игра уступила пальму первенства Counter-Strike: Global Offensive и заняла вторую строчку. В Steam игра набрала 82% положительных отзывов.
Старый лес на новый лад
Sons of the Forest ‒ очень аккуратный и осторожный сиквел. Ввиду раннего доступа судить о финальной версии не приходится, на текущий момент продолжение популярного «выживача» содержательно смотрится как сильно улучшенная первая часть. Игра определенно имеет ряд отличительных особенностей, но не стремится предложить какие-то уникальные или революционные для жанра идеи. Впрочем, если судить по впечатляющим показателям, возможно игрокам и было нужно такое продолжение.
Мы начинаем в роли спецназовца в составе поисково-спасательной команды, посланной на поиски пропавшего полгода назад миллиардера и его семьи. Практически сразу вертолет попадает под обстрел и совершает жесткую посадку, в результате которой практически все члены отряда погибают ‒ в живых остается персонаж игрока и верный товарищ Кельвин под управлением искусственного интеллекта.
Первое, что бросается в глаза, ‒ графика. Разработчики, кажется, выжали из движка все соки, и на выходе Sons of the Forest выглядит очень красиво и способна продемонстрировать впечатляющие пейзажи заснеженных гор, густого леса, рек и океана, окружающего остров. С учетом интерактивности окружения подобное качество графики можно было бы ожидать от Frostbyte или CryEngine, но перед нами старая добрая Unity. К сожалению, картинка сильно разнится зависимо от настроек ‒ так владельцы условно средней конфигурации ПК хоть и смогут насладиться вполне себе приличной графикой, но сильно потеряют в сравнении с обладателями топового железа.
Расплатой за столь сочную картинку стала посредственная оптимизация игры на старте ‒ при общей плавности игра изредка провисает на миллисекунды, будто подгружая локацию или дорисовывая объекты, попадающие в поле видимости, при этом графические артефакты или отсутствующие шейдеры замечены не были. Не критично, но выбивает из погружения. В целом оптимизацию можно оценить как удовлетворительную ‒ в Steam некоторые игроки жалуются на вылеты, у других наблюдаются просадки кадров, однако массовая критика замечена не была.
В сравнении с предшественником локация в сиквеле серьезно подросла ‒ более чем втрое, при этом во всем лесу вы не найдете два одинаковых места. Несмотря на то, что вокруг вас чаще всего лес, картина перед глазами не сливается в сплошное зеленое пятно. Впрочем, одними деревьями Sons of the Forest не ограничивается ‒ в игре есть пещеры, подземные комплексы и другие точки интереса, где можно найти ценные предметы или заметки, раскрывающие сюжет.
В игре имплементирована динамическая смена времен года, но в отличие от реальной жизни остров покрывается снегом всего на несколько дней. Справедливости ради, в предыдущей части франшизы игрок также мог попасть в зимний биом, но он был привязан к северной части локации. Зима в Sons of the Forest серьезно влияет на геймплей ‒ озера замерзают, по льду до вас могут добраться противники, которые становятся более агрессивны с наступлением холодов. Ко всему прочему снегопад плохо влияет на выносливость персонажа, при этом поиски воды и еды серьезно затруднены.
Выживание для чайников
По канонам жанра вы начинаете внизу пищевой цепочки ‒ на старте вам может повезти с экипировкой, которую вы найдете вокруг разбившегося вертолета, но без сбора ресурсов вы долго не протянете, а от местных вам предстоит отбиваться буквально камнями и палками, а также топориком выживальщика. Кстати, из пары палок и изоленты персонаж может сделать копье, которое поможет как в охоте, так и самообороне.
Этого хватит, чтобы отбиться от парочки внезапно заинтересовавшихся вами каннибалов, но для противостояния более серьезным противникам вам, скорее всего, потребуются аргументы посолидней ‒ в отличие от предыдущей части франшизы в Sons of the Forest игрок может найти огнестрельное оружие в виде пистолета Sig Sauer P320, револьвера Chiappa Rhino 60DS и дробовика Remington M870. Кстати, пистолет и револьвер в игре используют патроны 9х18 мм, которыми в реальности заряжается пистолет Макарова и некоторые другие образцы советского и российского огнестрельного оружия.
Инвентарь в игре также претерпел изменения. Если в первой части содержимое рюкзака представало перед игроком в виде слабо систематизированной мешанины, то во второй части персонаж разворачивает на земле брезент, где предметы достаточно удобно отсортированы по типу и занимают свое место, однако все содержимое уже не поместится на экране, и придется будет осматриваться камерой в поисках нужных вещей. В качестве альтернативы можно зажать кнопку, и персонаж поднимет перед собой рюкзак, на котором можно закрепить необходимое вам содержимое инвентаря. Только не всматривайтесь в анимации, когда будете играть в кооперативе, ‒ они ужасны.
Одной из главных особенностей игры выступает система строительства, которую разработчики в сиквеле заметно улучшили. Если в предыдущей части игрок мог построить только сооружения из заранее составленного списка, либо добавленные модами, то в сиквеле игрок практически не ограничен в возможностях. Sons of the Forest еще очень далека от Minecraft, но разработчики не претендуют на ее лавры.
Вы все еще вольны создавать строения и объекты из заранее подготовленного списка выживальщика, но вас никто не ограничивает в создании уникальных построек собственного авторства. Так, например, один игрок построил самую высокую базу в Sons of The Forest ‒ ее высота достигла 50 этажей, на возведение такой башни ушло почти три тысячи бревен, а работа заняла более 20 часов.
Кстати, в вопросах выживания и строительства базы игроки могут поручить рутинную задачу тому самому спутнику, который выжил вместе с вами в катастрофе. Кельвину в отличие от главного героя повезло меньше ‒ он получил контузию, потерял слух и дар речи (довольно элегантное геймдизайнерское решение), однако исправно выполняет команды по сбору бревен, провизии, также может разжечь костер или возвести убежище, но не стоит рассчитывать на него в бою. Искусственный интеллект далек от идеала и подчас Кельвин может знатно навредить или помешать, но на него все-таки можно переложить значительную часть рутины.
Если вы думаете, что оружие и строительство неприступной базы в игре существуют только для того, чтобы не стать главным блюдом на вечерней трапезе у местных каннибалов, то вы ошибаетесь. Как и многие уважающие себя «выживачи», игра будет периодически стремиться вас убить ‒ решили сплавать в океан с целью найти спасательный плот? Акулы будут рады вами подкрепиться. Разбили временный лагерь глубоко в лесу и рассчитываете пережать ночь? С дерева на вас свалятся те самые каннибалы. Решили развернуть укрепленную базу в спокойном и безопасном месте? Мутанты заглянут на огонек.
Атмосфера и сюжет
Примечательно, что Sons of the Forest умеет создать напряжение и держать в тонусе без дирижерской палочки геймдизайнера ‒ искусственный интеллект неплохо развит, и поначалу поведение тех же каннибалов не раз вас удивит. Противник не ломится к вам сломя голову, а, получив отпор, может отступить, некоторые забудут про бой и начнут оплакивать погибших, иногда драки вовсе можно избежать.
Спустившись в подземелье или застав ночь на ногах, вы вполне можете испугаться внезапно выпрыгнувшего из темноты мутанта либо пронзительного визга ‒ и все это без скриптов и заранее срежиссированных сцен. С приобретением и изготовлением более качественной экипировки расклад сил постепенно меняется в пользу игрока, и опытному геймеру не составит труда зачистить локацию от представляющих опасность мобов. Если же вы играете с друзьями в онлайне, то выживать в Sons of the Forest становится не только проще, но и в разы веселее.
В 2014 году креативный директор Endnight Games Бен Фальконе рассказал изданию VG24/7, что при создании The Forest команда вдохновлялась фильмами ужасов прошлого века, книгой «Я — легенда» и, внезапно, мультфильмами Disney.
Фальконе признался, что ему не нравятся типичные хорроры, так как в них чаще всего все выполнено в одном мрачном и гнетущем тоне, в то время как в работах Disney картинка наоборот яркая и умиротворяющая: «Мультфильмы Disney были источником вдохновения, когда я думал о дневном отдыхе в лесу. С неба падают лучи солнца, везде бабочки, всё смотрится очень мило».
Несмотря на то, что студия не стремилась намеренно напугать игрока, хоррор выходит на первый план, когда игрок спускается в пещеру. Креативный директор также отметил, что его пугают сцены, когда в глубине из темноты пещеры на некто надвигается на игрока.
Слова Бена Фальконе в полной мере можно отнести и к Sons of the Forest, которая работает по той же формуле. Картину дополняет качественный дизайн моделей в сиквеле за авторством российской Obelisk Studio: она работала не только над внешним видом монстров и мутантов, но и создала множество других объектов в игре за исключением биомов.
Sons of the Forest умеет создавать атмосферу, между тем на ней базируется в том числе сюжет. И тут начинаются проблемы ‒ на текущий момент в игре откровенно не хватает контента. Несмотря на то, что игрок все-таки может пройти игру до конца и даже эвакуироваться с острова, понять, что здесь происходит, довольно сложно. Для составления цельного представления о том, что привело к катастрофе на острове, нужно буквально обшаривать каждый уголок в поисках записей и других материалов, повествующих о событиях, предшествовавших исчезновению людей. При этом по сюжету вы наткнетесь всего на одну кат-сцену и всего один диалог из короткой строчки.
В сиквеле основные места интереса помечены на карте, а навигация в разы упрощена благодаря добавлению GPS-навигатора, который есть у игрока прямо со старта. Однако это не отметает необходимость бегать от одной точки интереса к другой, на что тратится уйма времени ‒ как было сказано, локация в Sons of the Forest действительно большая и если исследование ради любопытства поддерживает интерес, то пересечение острова в пятый-десятый раз по уже разведанной территории может вогнать в уныние.
Развлечь может разве что недоработанная физическая модель ‒ главный герой подобно лошади из Skyrim способен забираться практически по отвесным поверхностям, так что для скалолазания вам не потребуется никакое снаряжение. Подобная несуразица в серьезном симуляторе выживания с элементами хоррора может довольно серьезно выбить из погружения.
В итоге
В случае Sons of the Forest статус раннего доступа оправдан, если смотреть на состояние игры и контентное наполнение. Игра определенно стоит внимания, если вы фанат жанра или уже ветеран первой части и ждали продолжения все эти годы. Несмотря на ранний доступ, в Sons of the Forest вполне можно пропасть с друзьями на неделю-другую и получить море эмоций, к тому же разработчики на деле показали, что не намерены бросать игру в незавершенном состоянии.
Пока рано судить о коммерческой успешности игры, между тем сиквел по показателям в Steam уже догнал предыдущую часть, что показывает интерес геймеров к продолжению. Чем станет Sons of the Forest, сообщество сможет оценить в самом оптимистичном случае уже в конце этого года, либо в начале следующего. У Endnight Games есть некоторый кредит доверия ввиду успешного завершения первой части, а также репутация разработчика, который умеет делать игры в жанре survival horror, однако непонятно, почему разработчики решили развивать сиквел по аналогичному пути с учетом успешности оригинальной The Forest.