Скандалы, обвинения и +16 % торговли: парадокс российско-азербайджанского «конфликта»

Похолодание отношений между Азербайджаном и Россией стало поводом для многих СМИ утверждать о полноценном конфликте между Баку и Москвой. Резкая риторика, взаимные обвинения, аресты и громкие инциденты в последние месяцы создавали впечатление непримиримого разрыва: в Москве некоторые комментаторы даже намекали на возможность новой «специальной военной операции» против Азербайджана, в то время как в Баку говорили о возможных поставках оружия Украине. Тем не менее, за этим шумом продолжается рутинное сотрудничество — торговля и денежный оборот между странами свидетельствует, что «конфликт» между Алиевым и Путиным почти никак не отразился на экономических отношениях.

Контекст 

Российское присутствие на Южном Кавказе заметно ослабло после того, как Россия увязла в украинском военном конфликте. Сначала миротворческий контингент РФ, размещенный в Нагорном Карабахе после войны между Арменией и Азербайджаном, не стал препятствовать блокаде региона со стороны Баку в 2022 году. В сентябре 2023 года российские силы также не вмешались в азербайджанскую военную операцию, которая фактически привела к ликвидации карабахского анклава и изгнанию армянского населения. Весной 2024 года российский контингент покинул регион досрочно, фактически продемонстрировав, что Кремль не способен выполнять взятые на себя обязательства.

В конце 2024 года Баку сделал шаг, демонстрирующий готовность диктовать свои условия. Поводом стал инцидент с пассажирским самолетом авиакомпании AZAL, по ошибке сбитым российскими ПВО. Когда Кремль попытался «замять» дело, Азербайджан потребовал публичного наказания виновных. Ситуацию удалось уладить только после того, как Владимир Путин принес личные извинения, выплатил компенсацию и согласился на установку в Москве памятника Гейдару Алиеву, отцу нынешнего президента Азербайджана. При этом Путин не признал ответственность России за инцидент. 

Крушение самолета AZAL
Фото: REUTERS / Азамат Сарсенбаев
Крушение самолета AZAL
Фото: REUTERS / Азамат Сарсенбаев

В середине 2025 года, после задержания по уголовному делу 15-летней давности, в СИЗО Екатеринбурга погибли двое азербайджанцев. Позднее обнаружилось, что их пытали. Баку использовал этот случай как повод для новой политической конфронтации.

Азербайджан отменил российские культурные мероприятия. Также в Баку прошли обыски в офисе кремлевского агентства Sputnik, были задержаны его сотрудники. Тогда же азербайджанские силовики задержали еще 11 россиян — предпринимателей, IT-специалистов и просто туристов, демонстративно избив их. Сейчас задержанных судят за кибермошенничество и торговлю наркотиками, но обвинения носят явно сфабрикованный характер.

Задержанные в Баку гражданины России / Скрин из видео APA Group
Задержанные в Баку гражданины России / Скрин из видео APA Group

Одновременно громкие публичные заявления подливали масла в медийный нарратив: на медиа-форуме в Шуше президент Ильхам Алиев высказался в поддержку Украины и посоветовал Киеву «не мириться с оккупацией». Это вызвало раздражение в прокремлевской медиа-среде. Также Азербайджан отправил Украине очередную партию гуманитарной помощи и договорился о поставках газа в страну. Алиев с 2022 года выражает поддержку территориальной целостности Украины, периодически посылает ей гуманитарную помощь, но именно сейчас, на фоне споров с Кремлем, его заявления вызвали резонанс. 

Владимир Зеленский и Ильхам Алиев
Фото: president.az
Владимир Зеленский и Ильхам Алиев
Фото: president.az

Кремль на все эти эпизоды практически никак не реагировал, а лишь демонстрировал неспособность и нежелание отвечать на выпады Баку. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что отношения России и Азербайджана носят характер «стратегического союзничества». Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков говорил, что Москве «хотелось бы, чтобы в Баку уважали русских». Он также отмечал, что у России и Азербайджана «разные мнения» по поводу войны в Украине. В самой конфронтации он и вовсе обвинял Киев. Фактически единственным ответом Кремля стали отдельные аресты некоторых представителей азербайджанской диаспоры в России, конфискация их бизнеса и лишение гражданства. 

Вероятно, Кремль таким образом сокращает влияние в России групп, которые связаны с президентом Ильхамом Алиевым. Об этом свидетельствует, например, назначение Видади Мустафаева новым главой азербайджанской общины в Екатеринбурге. Азербайджанские государственные СМИ пишут, что Мустафаев не связан с диаспорой и назначен на должность «неизвестной группой людей». 

Видади Мустафаев
Фото: minval.az
Видади Мустафаев
Фото: minval.az

Также азербайджанские СМИ, со ссылкой на «дипломатические круги», сообщают, что на недавнем саммите ШОС в Китае, Россия тайно посодействовала блокировке кандидатуры Азербайджана в организации, хотя официально против выступила Индия. Независимого подтверждения этой информации нет. 

На том же саммите Путин выразил уверенность, что отношения Баку и Кремля в итоге восстановятся. «Есть проблемы, но мы сегодня с президентом Алиевым поздоровались, поздоровался и с ним, и с его супругой. Двумя-тремя словами перекинулись. Но я считаю, что фундаментальные отношения между Азербайджаном и Россией и взаимный интерес к их развитию все-таки в конце концов все расставят на свои места», - сказал Путин.


Перед военным парадом в Пекине в ознаменование 80-летия окончания Второй мировой войны
Фото: kremlin.ru / Информационное Агентство Синьхуа

Перед военным парадом в Пекине в ознаменование 80-летия окончания Второй мировой войны
Фото: kremlin.ru / Информационное Агентство Синьхуа

Вскоре Россия, во время очередного ракетного обстрела Украины, нанесла удар по нефтебазе азербайджанской государственной компании SOCAR. Это также вызвало резонанс. В Азербайджане шли разговоры о возможных поставках оружия Украине. В российских медиа и среди Z-блогеров при этом звучали призывы к вооруженному нападению на Азербайджан. Многие СМИ, а также некоторые украинские чиновники рисовали Алиеву образ союзника Украины. 

В совокупности эти эпизоды формируют впечатление обострения, но экономические показатели говорят об обратном.

Экономические связи Баку и Москвы растут на фоне «конфликта»

Несмотря на резкую риторику и ответные меры, сотрудничество между Азербайджаном и Россией продолжает функционировать. Не была расторгнута декларация «о союзническом взаимодействии», подписанная Алиевым и Путиным за два дня до начала войны в Украине. В августе 2025 года Владимир Путин направил поздравление первой вице-президенту и супруге главы Азербайджана Мехрибан Алиевой, а в Астрахани состоялась встреча межправительственной комиссии, завершившаяся подписанием протокола о сотрудничестве.

Вице-премьер РФ Алексей Оверчук и вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев
Фото: управление пресс-службы и информации администрации губернатора АО
Вице-премьер РФ Алексей Оверчук и вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев
Фото: управление пресс-службы и информации администрации губернатора АО

Также стало известно, что Эмин Агаларов — певец и российско-азербайджанский бизнесмен, сын бизнесмена Араза Агаларова и бывший зять президента Азербайджана, имеющий с ним тесные деловые и личные связи — запускает в продажу энергетический напиток под брендом «Армия России».

Энергетические и транзитные связи также сохраняются и даже расширяются. К примеру, посол Ирана в России Казем Джалали заявил ТАСС, что Москва скоро начнет поставки газа Тегерану через Азербайджан. Также функционирует транзит грузов «Север-юг» по маршруту «Россия — Иран — Индия» через Азербайджан, в который Россия активно инвестировала деньги. 

Торговля не только не упала, но даже выросла. По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, в 2024 году товарооборот с Россией достиг $4,799 млрд (на 10% больше, чем в 2023 году), что делает Москву третьим по величине торговым партнером Баку после Италии и Турции; ее доля составила около 10% от общего внешнеторгового оборота. Экспорт из Азербайджана в Россию составил $1,178 млрд, а импорт вырос до $3,621 млрд (+14,5 %). В первой половине 2025 года эта динамика сохранилась: общий оборот составил $2,52 млрд (на 16,2% больше, чем за тот же период год назад), включая $590,5 млн экспорта (+6,1%) и $1,93 млрд импорта (+19,8 %).

Статистика с сайта oleoscope.com
Статистика с сайта oleoscope.com

Россия поставляет в Азербайджан широкий спектр продукции: топливо и нефтепродукты, автомобили, комплектующие и спецтехнику ($64,3 млн).

Также около 46% от общего объема денежных переводов в Азербайджан приходится на Россию. В 2024 году общий объем личных переводов в Азербайджан превысил $1 млрд, из которых $497 млн поступили из России.

Помимо этого, более 1 400 российских компаний продолжают работать в стране, а накопленные российские инвестиции в экономике Азербайджана превышают 10 млрд долларов, сообщил заместитель премьер-министра Азербайджана Шахин Мустафаев на встрече Межправительственной комиссии в Астрахани. 

При этом прямые инвестиции из России в первом квартале 2025 года составили $64,33 млн, сообщил Центральный Банк Азербайджана. 

Сдержанность Кремля как стратегический выбор

В совокупности создается положение взаимной экономической зависимости России и Азербайджана. С одной стороны Баку зависит от притока валюты и поставок топлива из России, и любые экономические санкции со стороны Кремля, вероятно, сильно ударят по Азербайджану. Но Москва, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы транзит грузов по маршруту «Север-Юг» не нарушался. Также российские власти, вероятно, не очень хотят окончательно терять дружеские отношения с государством.

Ильхам Алиев и Владимир Путин
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Ильхам Алиев и Владимир Путин
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Пока идет торговля и транзит грузов, Алиев пожинает репутационные плоды конфронтации с Россией, представляя себя независимым игроком в регионе, другом Украины, а также лидером, который бросает вызов доминированию России на Южном Кавказе, имея за спиной Турцию. Вероятно, таким образом он желает поправить свою репутацию на Западе, где, несмотря на покупку газа у Баку, регулярно звучат голоса, критикующие сотрудничество с авторитарным репрессивным государством. 

Полноценный же разрыв с Москвой азербайджанский президент себе позволить не может и, вероятно, не хочет. Поэтому он пользуется пассивностью Кремля, не имеющего ресурсы для отстаивания позиций, и держит противостояние на том уровне, когда оно может быть в любой момент прекращено.