«Русский крест»: в прокате пасхальный фильм о том, что Россию спасут только церкви

На самом деле, нет ничего плохого и необычного в религиозных фильмах. Снимают их во многих странах, но, как вы понимаете, не с таким размахом, не с известными актерами. В «Русский крест» заманили известного всем Михаила Пореченкова, который очень натурально отыгрывает самого себя. Фильм поддержали «Фонд Русской Цивилизации "Светославъ"», «Синергия», ВГТРК, «Комсомольская правда» – на фоне большинства лент подобного плана смотрится внушительно. Посыл фильма же не столько религиозный, сколько политический. Религия снова становится жертвой современных событий, и снова она завернута в красивую обертку, чтобы обмануть доверчивого зрителя.

Кадр из фильма «Русский крест»
Кадр из фильма «Русский крест»

К слову, прокат у «Русского креста» широкий – в каждом кинотеатре, от малого до огромного сетевого, есть хотя бы один сеанс в день. Не всякая российская картина может похвастаться таким вниманием прокатчиков. Желающие пойти на фильм, действительно, нашлись, причем за безбожную цену – 600 рублей (есть сеансы дешевле, но нам достался именно этот). В зале было около десяти человек. Кто-то, впрочем, реагировал на показываемое так, словно ничего не знал о ленте и пошел на первое, что было в расписании кинотеатра.

Кадр из фильма «Русский крест»
Кадр из фильма «Русский крест»

Поэта Николая Мельникова знают в православных кругах, статьи о нем можно отыскать на сайтах, посвященных церковным вопросам. Вот, как рассказывают о его поэме «Русский крест» на сайте «Православие»: «В Оптину пустынь в 2003 году кто-то привез самиздатовский экземпляр поэмы. Схиигумен (ныне схиархимандрит) Илий (Ноздрин), прочитав произведение, увидел в нем всю боль русского человека; правду, сказанную жестко и без издевочной жалости; Истину, способную заблудших возвести на крест. Старец печаловался о том, что такое честное и прямое слово не находит широкого читателя. "Эту поэму, – говорит он, – должны прочитать как можно больше людей". Тогда же в Оптиной пустыни опубликовали ее тиражом 10 тыс. экз. Так, заочно, можно сказать, поэт уже вышел на проповедь покаяния и проповедовал три с половиной года… Вскоре в Оптину пустынь приехал Вадим Цыганов, прочитал поэму, узнал, что автора пока найти не удалось. Поэма "Русский крест" – произведение, о котором хочется рассказывать. Близким и даже впервые встреченным людям. Так и Вадим Цыганов познакомился и разговорился как-то на одной из художественных выставок с братьями-живописцами Игорем и Александром Сушенками. И тут же им стал рассказывать про "Русский крест"! Это поэма, которая собирает народ. Ее могут читать и обсуждать и большой начальник из правительства, и простолюдин, и генерал, командующий сотнями тысяч, и человек из этих сотен тысяч. Слезы льются, сердца открываются, и уже не важно, как ты одет. Люди вспоминают, что есть Тот, Кто объединяет нас, и народ может быть уже народом. Так и начинается Русская Пасха с Русского креста. "А мы его знаем! – сказали братья Сушенки. – Николай Мельников – наш друг!" – "Да вы что?! – обрадовался Вадим. – Батюшка Илий ищет его по всему свету!". И так далее. Православная церковь активно продвигает творчество уже покойного Мельникова. Вот, теперь и фильм появился. Важно – весь сценарий в стихах, более-менее хороших, но, конечно, это не «Евгений Онегин».

Премьера фильма «Русский крест»
Оксана Зуйко / Комсомольская правда
Премьера фильма «Русский крест»
Оксана Зуйко / Комсомольская правда

Пореченков появляется в нем в роли типичного русского алкаша с типично русским именем Ваня. Иван Ростов был раньше простым работником в селе, у него были любимая жена и две дочери. Но потом жена решила уйти к другому – и жизнь Ивана покатилась по накатанной. Жена не ушла, к сожалению (потому что Иван жестко прогнал ее возлюбленного), постоянно подвергалась побоям и в итоге рано умерла. Девочки выросли и бросили отца одного в селе. В конце 90-х Иван – опустившийся, замученный одиночеством и алкоголем человек. Без правой руки (на этом делается огромный акцент – Иван не может делать главного, а именно креститься). Как должна закончиться такая история в обычной жизни? Не отвечайте – по мнению авторов, именно типичный русский алкоголик – лучший кандидат в православные святые, ведь ему нужно искупить столько грехов и за счет этого он возвысится и станет эталоном для остальных православных.

Кадр из фильма «Русский крест»
Кадр из фильма «Русский крест»

Однажды Иван увидел сон, в котором от Змия его спас Георгий Победоносец. Ошеломленный этим, он отправился к местному старцу, а тот дал ему выпить травяного чаю, после двух глотков которого Иван словил галлюцинации «святой Руси» – и осознал, что народ угнетен, утратил свою «русскость», тлетворная демократия, свободная экономика и фильм «Брат» убивают русское самосознание. В повествовании появляются словосочетания «всеми брошенный народ», «слез Россия не считает, все века в слезах живет». Иван понимает, что спасти Русь можно только верой – и восстановлением разрушенного храма близ села. Пореченков-Иван делает огромный крест, как у распятого Иисуса, и... таскает его по полям, лесам и городам, то есть становится бродягой, который просит у случайных прохожих деньги «на храм». Ведь выражение «неси свой крест» стоит понимать буквально. И, конечно, ношение на спине двухметрового креста помогает собирать деньги. И, конечно, это «вызывает почтение народа». Сумасшедшим его называют разве что дочери (которые его случайно встречают на дороге), но они отрицательные героини, ибо не принимают Христа и... слишком современно выглядят?

Кадр из фильма «Русский крест»
Кадр из фильма «Русский крест»

Так получается, что главная мораль фильма: «Нету счастья нам земного». Все в этой истории несчастны. Ужасна жизнь Ивана – и после принятия «креста» тоже. Его история – о том, что во имя искупления и Бога нужно забыть о себе, собственных интересах, правильно даже и умереть, если это во имя Божье (собственно, смертью и восстановлением храма на собранные деньги фильм и заканчивается). Несчастны местные жители, которые после развала СССР не могут найти себе места, но отчего-то верят, что храм спасет от их безнадежности бытия. Нужно просить милости у Бога, просить прощения за грехи, и, кто знает, может, Бог пошлет спасение. Нужно построить церковь – и жизнь станет легче. Именно так это в мире и работает – если церковь построить, разом решаются политические, экономические и социальные проблемы.

Михаил Пореченков стреляет из пулемета в городском аэропорту Донецка 30.10.2014
Скриншот из видео Новороссия TV
Михаил Пореченков стреляет из пулемета в городском аэропорту Донецка 30.10.2014
Скриншот из видео Новороссия TV

Политизированность фильма прикрывается исконными православными традициями. Прямо говорится, что вот та власть (до Путина) была плохой, Россия «детей рожать не хотела», потом пришла истинная вера, «народ собрался в народ». Кажется, что истинный Бог – он только русский, только для русских. Поэтому и называется это «Русский крест» – не христианский, а русский. И чтобы этот крест отработать и войти в царствие Божие, и нужно страдать и жертвовать собой во имя больших целей, в том числе во имя благосостояния России и единения нации (а есть ли в христианстве что-то о нациях и единстве?). Нынешней российской власти удобна такая риторика. К сожалению, пасхальный фильм рассказывает нам не о чуде Воскресения, не о духовных поисках и любви ко всем. Вместо этого нам снова говорят о жертвах и «России в слезах» – и что Россия обречена в этих слезах утопать. 

Михаил Пореченков и боевики ДЛНР Мария Павленко «Амазонка» и Ильшат Хафизов «Гном» октябрь 2014
vk.com
Михаил Пореченков и боевики ДЛНР Мария Павленко «Амазонка» и Ильшат Хафизов «Гном» октябрь 2014
vk.com