Жены, дети и прочие родственники российских чиновников – это обычно секрет Полишинеля. Все всё понимают, хотя и пытаются изобразить полнейшее неведение. Так обстоят дела, например, с Анной Касс – известной (нет) художницей, которая, предположительно (то есть наверняка), является дочерью мэра Москвы Сергея Собянина. В свое время обсуждали, действительно ли Анна Касс и Анна Собянина – это один и тот же человек, и сошлись на том, что один. Совпадают год рождения, отчество, место обучения – СПГХПА им. Штиглица. Анна Касс легко добивается внимания российских знаменитостей (например, есть ее фото с Малаховым), да и, скажем честно, скромной художнице из инстаграма никто не устроит выставку аж в Царицыно, если она не звезда мирового или хотя бы отечественного уровня и ее работы не покупают музеи.
Если говорить серьезно, то выставка Анны Касс – это нечто... совершенно абсурдное. Сложно вообразить в Большом дворце что-то более неуместное, странное и почти лишенное художественного чутья (но с претензией на классиков!). Возникают вопросы: кто решил, что Анна Касс хорошо будет смотреться в исторических интерьерах? Забегая вперед, отметим, что Царицыно и его обитатели словно стыдятся этой выставки: на территории усадьбы в первый день работы выставки (14 мая) не было афиш, не было указателей. Работы Касс, как оказалось, поместили в самом неприметном месте – в небольшом подвале, до которого большинство посетителей Большого дворца просто не доберутся. То есть выставка Касс как бы есть, но нам немного неловко о ней рассказывать.
О том, что ее творчество выставят в музее-заповеднике, Анна Касс так рассказывала в своем инстаграме (орфография и пунктуация сохранены): «Зритель попадет в Загадочный мир зазеркалья , и отправится в путешествие по коридорам старинной русской усадьбы, где время идет словно вспять . На ее стенах увидит живопись с едва различимыми силуэтами , при ближайшем рассмотрении которые окажутся русско -народными орнаментами или архитектурным сооружением . Вторая составляющая проекта «отражение» -это фотографии из серии «фантомы», снятые в старинных , едва сохранившихся до нашего времени усадьбах Подмосковья и Саннкт-Петербурга . Тонкая парящая ткань, застывшая в воздухе в виде необъяснимых объектов , напоминающих то ли ангелов то ли птиц , запечатленная в моменте на камеру . Ангелов прошлого , напоминающих нам о той зыбкости и неудержимости времени. О том как важно сохранить и беречь наши воспоминания , наши истоки и культуру сквозь века. Ведь наше настоящее -есть отражение прошлого». С Анной Касс, конечно, не поспоришь – тут полный набор художника, что претендует на интеллектуальность и вневременность. Причем в своем желании коснуться вечного она хочет нарисовать красный квадрат (неужели новый Малевич?), так как это объективно легко. Копирование «непонятного искусства» в случае с Касс не несет никакого смысла. Тут нет протеста, художественных поисков, нет внятного смысла – а без смысла творчество невозможно. Мало нарисовать квадрат, чтобы стать Малевичем. Но зато можно сослаться на «истоки» и связь прошлого с нынешним – авось кто-то и купит, чтобы прослыть правильным русским.
Самый большой и страшный квест на свете – это попасть на «Отражение. Проекции времени в работах Анны Касс». Если вы целенаправленно идете за «ангелами» в образе «тонкой парящей ткани», то вам нужно постараться. В рай просто так никого не пускают. На официальном сайте Царицыно есть статья, посвященная выставке Касс. Из нее сложно что-то понять. Но хуже всего то, что там не указано, в каком именно месте в Царицыно выставка расположилась. Напоминаем, что Царицыно – место большое, там есть Большой дворец, Хлебный дом, Оперный дом, оранжереи и много что еще. И билеты, если не покупать общий более чем за тысячу рублей, разные. На сайте Царицыно, ниже баннера с выставкой Анны Касс, есть кнопка «купить билет». После нажатия на нее посетителя бросает к покупке билета в оранжерейный комплекс, он нынче стоит 250 рублей. Логично, что Анна Касс поместилась в одной из оранжерей, не так ли? Наш корреспондент поверил информации с официального сайта музея, купил билет в оранжереи, отправился 14 мая искать «Отражение» и... не смог его найти. В оранжереях никто не знал ни о какой Анне Касс и ее выставке. Администратору пришлось звонить в главное здание и уточнять. В итоге выяснилось, что Касс поместили в Большом дворце, а билет был куплен неправильный. В кассе Большого дворца сначала не поверили в это. Потребовалось 10 минут и использование местной кассы самообслуживания, чтобы установить: да, сайт Царицыно ошибается, заставляя поклонников Анны Касс покупать билеты в оранжереи. В итоге корреспонденту вернули 250 рублей за неиспользованный билет в оранжереи и любезно продали билет в Большой дворец – за 630 рублей. Никто даже не извинился. Поистине новый уровень уважения к посетителям.
Чтобы найти Анну Касс во Дворце, пришлось спросить местного работника. К выставке ведет мрачная лестница – кажется, в этом подвале раньше кого-то пытали, иначе с чего бы столь давящая атмосфера? Отчасти мрачность подвала оказывается на руку Касс. Хоть что-то, но в этом месте вы почувствуете. Насчет содержания выставки «Отражение...» авторка не обманула: она состоит (в соотношении примерно 60 на 40 процентов) из картин и фотографий. Картины – претензия на беспредметное искусство, но без мастерства классиков этого довольно сложного, на самом деле, направления. Анна Касс решает, что полосы и разноцветные потеки на холсте не требуют ни большого мастерства, ни ясной художественной мысли. Некоторые «художники» и вправду верят, что необязательно уметь рисовать и создавать смыслы. Они не понимают, что мастерство условных Ван Гога, Айвазовского, Малевича и Кандинского находится на одном примерно уровне, им кажется, что рисовать полосы, ромбики или, чем черт не шутит, как семилетний ребенок – легче, чем быть реалистом, Ивановым или Верещагиным. Они манипулируют «простыми» средствами изображения, думая, что за ними можно ничего не прятать – зритель сам вообразит, что хочет. Но примитивная техника не обязательно отсылает нас к примитивизму. Полосы на холсте могут быть просто полосами – а в случае с Анной Касс это действительно так. Своим картинам она дает максимально объемные и размытые названия: «Сказка», «Истоки», «Преломление», «Миражи зазеркалья» и прочее. В однообразных картинах тяжело разобрать, что и на что, а главное, чем «истоки» отличаются от «преломления», разве что разными оттенками. По сути, вы смотрите на одну картину, она повторяется в разных цветах и размерах, но на ней почти ничего не меняется. Что в этом от «проекции времени», большая тайна. При желании в размазанной краске можно рассмотреть всякое – хоть символ коммунизма («Сказка»), хоть распятого черного кота («Лукоморье»), заслуги автора тут нет, это лишь работа мозга, что может обнаружить образ и в чаинках на дне чашки (но один из посмотревших на «Лукоморье» в шутку сказал, что «Лукоморье» это – символ русской культуры, а черного кота на картине распял проклятый Запад). Красиво ли это? Неплохо. Но потом замечаешь, что автор бесконечно повторяется.
С фотографиями дела обстоят не лучше. Этот проект Касс назвала «Фантомами». На снимках изображены куски ткани, что парят на фоне заброшенных зданий. Красиво ли это? Некоторые работы симпатичны, не станем скрывать. Но постоянное повторение одно и того же образа рождает нехорошие мысли. Что картины однообразные, что фото. Подавай это без претензий на глубинный смысл, воспринималось бы лучше. Но стыдно просто снимать красивые фото. Красота момента не нужна. Фото должны нести масштабную мысль: «О том как важно сохранить и беречь наши воспоминания, наши истоки и культуру сквозь века». И ангелы, конечно же. Любопытно, как куски ткани в воздухе помогут нам сохранить воспоминания?
Как художника Анну Касс губит желание быть сложнее, чем она есть. Она могла бы честно сказать: «Я рисую симпатично, но бессмысленно, и фотки у меня тоже симпатичные, мне просто так нравится!». Она хочет быть серьезным художником со сложными темами и вневременными чувствами. Оттого появляются все эти «проекции времени», «истоки» с «ангелами», размышления о вечности, прошлом и настоящем. Но больше вопросов к тем, кто подогревает ее амбиции. Наличие у тебя влиятельных родственников не делает тебя великим кем-то там. И просто значительным. Хочется верить, что однажды в нашей стране это осознают.