«Непослушная»: токсичная романтика в кинотеатрах с 14 февраля

Пока в российских регионах молодежь просят не отмечать День всех влюбленных (23 февраля предпочтительнее), в кинотеатрах вышла «Непослушная» – наш ответ западным мелодрамам и в первую очередь «50 оттенкам серого». В фильм зачем-то пригласили Александра Петрова (на роль нашего мистера Грея), который собирается вырубить Битцевский лес, но соблазняется студенткой-экологом, той самой «непослушной». 

О фильме, который скармливает токсичность под видом любви, – в нашем новом материале. 

Жанр эротической драмы переживает в России не лучшие времена. Так уж сложилось, что в стране долгое время не было своей эротической культуры: у нас не умели (и не учились) показывать секс так, чтобы это было красиво, естественно и не пошло. В последние лет десять кинематографисты пытаются наверстать упущенное. Снимают, конечно, по классическим схемам Голливуда, но хотя бы снимают. Экспериментировать мало кто хочет: хотя фильм «Текст» (и тоже с Петровым) прославила сцена секса с участием Ивана Янковского и Кристины Асмус, она чуть не стоила Асмус актерской карьеры. Чтобы не нарваться лишний раз на блюстителей нравственности, секс даже в артхаусных лентах стараются показать без интимных подробностей. Как в такой обстановке снимать эротический фильм не для Сети, а для проката в кинотеатрах – большой вопрос. А «Непослушная» заявлялась именно как эротика. 

Впрочем, охранители духовно-нравственных скреп могут пока спать спокойно: новый фильм с Петровым не отличается ни откровенностью, ни томным эротизмом. В нем не показывают даже женский лобок (грудь – это наш максимум), что уж говорить о мужских гениталиях; в нем не говорят о сексе, более того – главная героиня, взрослая девушка, стыдится произнести само слово «секс»; тут ничего не знают о презервативах, (боже упаси показать их!), не слышат «нет» и не отличают домогательства от ухаживаний. 

Кажется, что «Непослушная» – это порождение «50 оттенков серого». Отчасти это так. Но больше наша версия тяготеет к эротическому самиздату по мотивам оригинальной трилогии Джеймс. Сотни, а то и тысячи низкопробных фанфиков можно найти на просторах русского интернета, написаны они, в основном, женщинами, и сюжет в них, если вкратце, один: правильную главную героиню (обычно девственницу) соблазняет богатый и молодой, властный и опытный мужчина. Логики в этих историях нет. В «50 оттенках...» были хотя бы зачатки реализма, и главная героиня не была откровенной Мэри Сью (то есть невозможным идеалом). В российских аналогах все намного хуже. Сказки о молодых и красивых олигархах, которые любят до безумия скромных секретарей и бухгалтеров, очень хорошо продаются. Вот и решили их оседлать авторы «Непослушной». На главную роль взяли популярного Петрова, который не понимает, что он играет, а как понимает – фильм тут же заканчивается. Почему выбрали на роль «сексуальной скромницы» Анастасию Резник – загадка. Петров, как бы вяло он ни играл, еще может произвести впечатление своей харизмой. Его же партнерше нечего показывать – она деревянная, выражение лица у нее почти не меняется (разве что во время плотских утех), и голос звучит одинаково стервозно, что бы на экране ни происходило. 

Матвей, герой Петрова, – сын какого-то богача, который в том числе занимается реновацией в Москве. Матвей не хочет строить скучные панельки, ему интересно возвести уродливый небоскреб на 100500 этажей. Зачем-то ему хочется его строить на территории Битцевского леса (почему ему важен этот участок, фильм не отвечает). Он выкупает землю и начинает вырубать лесопарк, но тут митинговать приходят студенты-экологи, которые считают подобное варварством и угрожают сломать Матвею всю технику. На этом этапе у зрителя, возможно, еще есть надежда на неплохой фильм. Но появляется Эля, главная героиня, – ходячий шаблон, этакая «спортсменка, комсомолка, красавица». Разве что неуместно дерзкая и хамоватая. Она вступает с Матвеем в конфликт, и он, конечно же, понимает, что эта грубая студентка – любовь всей его жизни. Матвей заваливает героиню подарками (чего стоит красная машина под ее окнами) и все больше увлекается, когда Эля отказывается от них. Как и положено в таких историях, Матвей переспал с лучшими девушками Москвы, но они не сравнятся с неподкупной Элей. Наконец он предлагает ей «договор»: она проведет с ним неделю, и если она будет выполнять все его желания, то он не будет строить небоскреб на месте леса. У Эли же есть только одно условие: она готова на все, но – без секса. 

Сложно оставаться серьезным, рассматривая этот фантастический сюжет. Можно предположить, что в Москве есть этакий Матвей, избалованный мальчик, который влюбляется в отвергающую его снова и снова студентку, бегает за ней повсюду и заваливает подарками. Можно – но зачем? На свете бывает всякое. Но в «Непослушной» этот сюжет исполнен максимально топорно. Даже из столь сомнительного материала можно вылепить интересную эротическую драму, если углубляться в характеры героев и разбирать их непростые отношения. Эротическая художественная драма должна изучать современную сексуальность, ее многообразие, истоки и целесообразность табу. Недостаточно показать скучный и ненатуральный секс (ей богу, в 80-90 гг. секс изобретательнее показывали!) и несколько раз изобразить на камеру оргазм – жанр не так работает. 

«Непослушная» не хочет быть просто фильмом о случайном романе с богатым. Тут хотят показать историю любви. Зрителя на протяжении 2 часов пытаются убедить, что Матвей не просто хочет переспать с наглой студенткой – нет, он ее любит. Эля тоже не притворяется во имя спасения леса – нет, она тоже полюбит Матвея... но за что? За то, что прокатил на своей машине? За то, что позволяет ей напиваться в его доме? За то, что у него в детстве была собака, а Эля любит собак? Но Матвей же постоянно издевается над ней, говорит, что хочет узнать ее «настоящую», но навязывает ей свои чувства и вкусы. Матвей наплевательски относится к желаниям своей якобы возлюбленной, и это касается самого простого. Например, она просит его не смотреть ее детский альбом, а он смотрит. Героиня не чувствует любви от своего отца, который бросил ее в детстве. Но нет, Матвей начнет ее убеждать, что отец на самом деле любит Элю, она просто этого не понимает. Притом, что он знает что Элю, что ее отца несколько дней – может, Эле лучше знать, что чувствовать и думать? Матвей подсматривает, что и кто ей пишет в социальных сетях (он об этом говорит: «Я люблю подглядывать»). У них был уговор, что сексом они не занимаются, но это не мешает Матвею постоянно домогаться Элю. Она говорит «нет!», но его это не останавливает. Более того – «Непослушная» отстаивает ужасное мнение, что женское «нет» на самом деле означает «да». Не нужно останавливаться, если слышишь «нет», потом ей все равно понравится. Притворяясь фильмом о любви, «Непослушная» продвигает ненормальные по нынешним временам идеи. Но с точки зрения российской «нравственности», возможно, это и хорошо. 

Понятно, что фильм нацелен больше на женщин, которые мечтают о подобных отношениях. Сколько таких в России – кто знает. Влюбленным парам же на «Непослушной» делать нечего – ни любви, ни секса, ни внятного сценария. Грустно, что это – главный наш фильм на 14 февраля. А уже 8 марта женщин приглашают на «Эскортницу» – фильм о древнейшей профессии. Остается вопрос, чем мы это заслужили.