Не только «Анора» и «Субстанция»: какое кино мы смотрели (и полюбили) в ушедшем году

Мы любим кино – и 2024 год принес нам много интересных и качественных фильмов и сериалов. Кратко рассказываем вам о лучших (и немного – о худших) лентах уходящего года. 

Субстанция

Кто-то называет этот фильм шокирующим. С премьерного показа люди уходили, потому что не могли вынести показанного на экране. «Большую часть фильма я провел с закрытыми глазами. Это было тяжело смотреть. Слишком ужасно и кроваво», «Это чертовски крутой фильм. Я только что вышел из зала и понятия не имею, что чувствовать», «Я чувствую, что была по-настоящему травмирована. Что за чертовщину они сняли!» Как бы там ни было, «Субстанция» – знаковый фильм для 2024 г. Его больно смотреть и невозможно забыть – но плохо ли это для современного кино?

Деми Мур (восхищаемся ее мужеством) играет актрису Элизабет Спаркл, которую давно не приглашают сниматься – она, дескать, постарела и пострашнела. Элизабет хотят уволить даже из утреннего фитнес-шоу – а это ее единственный способ заработка. Шанс для Элизабет – ее участие в новой программе. Ей достаточно вколоть в себя странную жидкость – и из ее тела появится новая она, снова красивая и юная (тут заметны отсылки на «Оземпик»). 

Корали Фаржа, с ее слов, задумалась над созданием «Субстанции», когда ей исполнилось 40 лет. Она переживала, что стареет, а старые женщины ведь никому не нужны. Поэтому в «Субстанции» столь яркий феминистский посыл – увы, но женщины по-прежнему гонятся за молодостью и красотой, готовые пожертвовать здоровьем и даже жизнью, лишь бы заслужить чье-то одобрение. 

Наша рецензия на фильм >>

Комната по соседству

Новый фильм классика Педро Альмодовара, который принес ему главный приз Венецианского кинофестиваля. Джулианна Мур и (невозможно прекрасная) Тильда Суинтон пробуют на вкус смерть, спрятавшись в маленьком доме недалеко от Нью-Йорка. 

Марта, в прошлом военный корреспондент, умирает от неоперабельной формы рака. Она хочет умереть на своих условиях и незаконно покупает  таблетку для эвтаназии. Но Марта не может умирать в одиночестве, поэтому она просит свою давнюю подругу Ингрид пожить с ней, в соседней комнате, пока Марта не закончит свою жизнь. В ожидании смерти они смотрят старое кино и думают о своем прошлом. 

Это тонкое, нежное и нисколько не манипулятивное кино о главной проблеме человечества. «Комната…» отличается от других фильмов Альмодовара, но не теряется на их фоне. Поистине мастерская работа. 

Наша рецензия на фильм  >>

Мастер и Маргарита

Самый популярный российский фильм года, снятый опальным ныне режиссером Михаилом Локшиным (он же снимал очаровательные «Серебряные коньки»). Это не столько экранизация, сколько переосмысление книги Булгакова, но фильм был столь убедителен, что не читавшие/забывшие оригинал зрители поверили версии Локшина. Не зря появилось множество шуток о школьниках и студентах, которые всерьез пересказывают преподавателю сюжет фильма в абсолютной уверенности, что у Булгакова все так и было. 

Поскольку сюжет рассказывать бессмысленно, перейдем сразу к достоинствам ленты. Режиссер смог обойтись без постраничного цитирования Булгакова, при этом не растеряв магии оригинала. Хотя многие линии перетасованы и образы изменены, они не кажутся чужеродным материалом. Локшин замахнулся на соавторство – и у него, что удивительно, получилось. В России давно так не снимают – получается либо скучный дословный пересказ, либо безумие под соусом «я так вижу классику» (чего только стоили «Онегин» и «Преступление и наказание»). На фоне других российских экранизаций эти «Мастер и Маргарита» – глоток свежего воздуха. 

Наша рецензия на фильм >>

Злая: Сказка о ведьме Запада

Волшебный мюзикл, который играет на нашей ностальгии по стране Оз, а затем напоминает нам, что диктатура близко. Волшебник (герой положительный в оригинальном сюжете) тут становится тираном, который правит страной Оз железной рукой и стремится уничтожить все то, что он не понимает. 

Главная героиня Эльфаба родилась с зеленой кожей и сильным магическим даром. Она мечтает попасть на аудиенцию к Волшебнику, желая попросить у него «обычную» внешность. Она упорно учится, чтобы стать достойной попасть во дворец «того самого», но, когда мечта сбывается, Эльфаба понимает, что Волшебник в действительности – диктатор, который уничтожает ее родную страну. Просить она уже у него ничего не хочет. Волшебник же объявляет ее злой ведьмой и объявляет награду за ее голову. 

«Злая» уже получила много премий (и это лучший фильм 2024 г. по мнению Национального совета кинокритиков США). Наверняка она получит один/несколько «Оскаров», шансы у нее очень высокие, в том числе в главной номинации. 

Наша рецензия на фильм >>

Конклав

Новая работа Эдварда Бергера (режиссера «На Западном фронте без перемен»), увлекательный психологический триллер в декорациях Ватикана. Лучшие роли Рэйфа Файнса и Изабеллы Росселлини за последнее время. 

В Ватикане умирает старый Папа Римский. Кардиналы католической церкви съезжаются на конклав, чтобы совместно выбрать нового главу церкви. За честность и прозрачность выборов отвечает кардинал Лоуренс, но с самого начала они идут не по плану. Кардиналы не могут решить, кого им поддержать – либерального кандидата (который обещает разрешить аборты и дать женщинам право быть священниками) или ярого консерватора (он за старые традиции, латынь, а еще считает, что Папой может быть только человек правильной расы). Главный герой вынужден разрываться между этими двумя лагерями и пытается понять, что же будет лучше для современного католицизма. 

Фильм Бергера – это затягивающее повествование, интересные психологические портреты и, конечно, неожиданная развязка, которую нельзя спойлерить. Неизвестно, будет ли «Конклав» успешен на премиях США. Сейчас у него 6 номинаций на «Золотой Глобус» и, вероятно, примерно столько же он получит номинаций на «Оскар». 

Наша рецензия на фильм >>

Анора

Фаворит множества премий, в том числе Каннского кинофестиваля – и главное событие для российского кино («виноваты» в этом Марк Эйдельштейн и Юра Борисов). Об этом фильме бессмысленно говорить – все уже сказали и, кажется, все его посмотрели. 

Анора ночами работает стриптизершей и живет в плохом районе. Однажды ей везет – в клубе она знакомится с сыном российского олигарха. Инфантильный юноша, словно впервые увидев девушку, моментально влюбляется в нее, платит ей огромные деньги, а потом и вовсе зовет ее замуж. Анора соглашается, мечтая обосноваться в богатом доме своего кавалера, но через несколько дней ее внезапный брак столь же внезапно рушится – родители узнали, что творит их сыночка в США, и послали за ним своих ребят. Анора не хочет разводиться, но ее никто не спрашивает. 

Шон Бейкер снял трагикомедию с социальным уклоном, странными русскими и большими деньгами, которые требуют больших жертв. Но самый главный вопрос кинолюбителей сейчас – получит ли Юра Борисов «Оскар»? Знающие внутреннюю кухню премии говорят, что номинация у него, вероятно, будет, но статуэтку он в итоге не получит. Впрочем, хочется верить в лучшее – хотя бы из национальной солидарности. 

Наша рецензия на фильм >>

Самый ожидаемый фильм в новогодние каникулы – Носферату

Новый фильм от Роберта Эггерса (он снимал «Маяк» с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо), по отзывам критиков и первых зрителей – настоящий шедевр в жанре ужасов и замечательное переосмысление классического «Носферату» 1922 г. В фильме появились любимый Эггерсом Дефо, а также Билл Скарсгард, Лили-Роуз Депп и Аарон Тейлор-Джонсон. 

«Готическая история об одержимости девушки и страшного вампира, влюбившегося в нее и наводящего невыразимый ужас» – так фильм описывают на киносайтах. Трейлер, опубликованный на YouTube, погружает зрителя в мрачный и холодный мир, образы Эггерса тяготеют к классическим вампирским историям, и, хочется верить, новый «Носферату» вернет моду на страшных (а не гламурных) вампиров. 

Сейчас рейтинг фильма составляет 87% по мнению критиков Rotten Tomatoes. «Триумфальный кинематографический опыт», «Визуально ошеломляющая, мастерски исполненная, вечная история об одержимости», «Это, несомненно, самый страшный фильм года» – после таких отзывов не хочется пропустить «Носферату». 25 декабря фильм вышел в широкий прокат США, Канады и Испании, в других странах прокат начнется с 1 по 3 января. Но чувствительным зрителям его нужно смотреть с осторожностью.

Наша рецензия на фильм >>

Худший фильм 2024 г. – Мамино письмо

Художественный фильм от «Спаса» – даже звучит страшно. Что же там такого наснимали об абортах? Это и не важно – «Мамино письмо», какими бы качествами ни обладало, является антихудожественной и аморальной работой, потому что пропагандирует единственную правильную (по мнению создателей) точку зрения. 

«Рассказать всю правду об абортах и показать выход из самых сложных ситуаций, чтобы спасти как можно больше детей, – такую задачу ставили перед собой создатели фильма – телеканал "СПАС" в сотрудничестве с кинокомпанией "Амальгама студия" при поддержке фонда "Материнское счастье", который много лет успешно борется с абортами… Это пронзительная история двух женщин – матери и дочери – их играют Ольга Красько и Кристина Новикова, которые одновременно оказываются в сложных обстоятельствах перед выбором – сохранить ребенка или прервать беременность. На них оказывают давление врачи, друзья, родственники… любимые мужчины становятся предателями… Какое решение примет каждая из них?» – так сами создатели говорят о своем фильме. Понятно, что зрителю с самого начала начнут доказывать, что аборт – это грех, убийство и Иисус тебя после него в рай не примет.

«Мамино письмо» – худший фильм еще и потому, что посещение его добровольно-принудительное. Его сейчас скармливают ученикам старших классов (возможно, чтобы скоро появились новые участники шоу «Мама в 16»). Авторы, конечно, могут считать свой фильм «божьим промыслом» (так сказал режиссер на премьерном показе), но мы против навязывания взглядов другим людям. Тем более несовершеннолетним.

Самый обсуждаемый сериал – Олененок 

7-серийный британский сериал, выпущенный Netflix в апреле 2024 г. – он попал в топ-10 самых просматриваемых сериалов за всю историю стрим-сервиса. «Олененок» по просмотрам обогнал первый сезон «Ведьмака», который раньше был на 10 месте в списке. Критики были от него в восторге – рейтинг «свежести» на Rotten Tomatoes составил аж 97%. 

Главный герой Донни (сыгранный режиссером Ричардом Гэддом) мечтает стать комиком, но шутки у него не смешные и успеха он не имеет. Чтобы как-то прожить, он работает в лондонском пабе. Однажды в паб заходит Марта, которая обращает внимание на симпатичного молодого человека, а его доброта и податливость убеждают ее, что он – ее идеал. Так начинается история о сталкинге в реальности и в сети. Марта преследует объект своего вожделения, а Донни пишет на нее заявление в полицию. Параллельно с этим он вспоминает, как в прошлом был жертвой сексуализированного насилия, и приходит к выводу, что он – идеальная жертва. 

В отличие от критиков, зрители не были столь единодушны. Кто-то счел сериал спекулятивным и излишне жестоким. Позже нашли и знакомую режиссера, с которой была списана сталкерша Марта – и это дополнительно подогрело интерес к сериалу. Эта женщина также подала в суд на Netflix, требуя 170 миллионов долларов – якобы «Олененок» разрушил ее жизнь. 

Лучший исторический сериал – Сегун

«Великолепный визуально и обогащенный культурным правдоподобием, „Сегун“ представляет собой эпическое переосмысление, превосходящее оригинал» – так звучит консенсус заграничных критиков на Rotten Tomatoes. Рейтинг у сериала отличный – 99% свежести. Это 10-серийная экранизация одноименного исторического романа Джеймса Клавелла. 

Действие начинается в 1600 г. Английский штурман Джон Блэкторн терпит крушение у берегов Японии. О Японии он ничего не знает, кроме того, что в ней сильно влияние католиков-португальцев (с которыми англичане-протестанты, естественно, не в ладах). И в самой Японии эпоха междоусобиц. Как выживать в этих условиях – непонятно. Небольшой спойлер – книга Клавелла основана на реальной истории Уильяма Адамса, который в 1600 г. чуть не погиб в кораблекрушении и чудом выплыл на берег Японии. Он считается первым англичанином, который побывал в этой стране. Позже Адамс начал служить сегуну и стал первым самураем европейского происхождения. 

Это поистине замечательный сериал для тех, кто любит исторические сюжеты и азиатскую эстетику. Если «Сегун» не получит «Золотой Глобус» в номинации «лучший телевизионный сериал (драма)», мы удивимся.

Лучшая экранизация (сериал) – Сто лет одиночества

Суровый, таинственный, серьезный, задумчивый – все это о долгожданной экранизации Габриэля Гарсиа Маркеса. При жизни Маркес запретил экранизировать «Сто лет…», но после его смерти сыновья продали права на книгу Netflix. 

Если вы читали и помните оригинал Маркеса, сериал вам наверняка понравится – он точен и отлично раскрывает свойственную Маркесу необычную атмосферу. Если вы не читали или не смогли за чтением разобраться, кто есть кто в семействе Буэндиа – этот сериал и для вас. «Сто лет…» не упрощает сюжет, но делает его понятнее для обычного зрителя. 

В декорациях маленького поселения, вдали от цивилизации, разрастается семья Буэндиа. Говорят, что над родом висит страшное проклятие – якобы за то, что основатели рода (и самого города Макондо) были кузенами. Урсула, самая старшая в семье, верит в проклятие и с ужасом ждет, когда же оно вступит в силу. А пока все новые и новые поколения рождаются и умирают, влюбляются и воюют. Пока на Netflix доступен первый сезон из 8 серий, всего их должно быть 16. 

Наша рецензия на сериал >>

Худший сериал 2024 г. – Преступление и наказание

Кто бы мог подумать, что экранизация Достоевского может быть настолько плохой? Режиссер Владимир Мирзоев и КиноПоиск смогли совершить невероятное – хуже фильма по «Преступлению и наказанию» не снимали. Зрители были безжалостны – сериал получил только 5,8 баллов из 10 на главном киносайте. 

Из нищего студента с воспаленным от нужды разумом Раскольников превратился в городского сумасшедшего. Он общается с неким чертом, кричит на улице, устраивает дома бардак – и убивает фактически без причины, как сейчас бы сказали «по приколу». Сюжет был переделан в угоду зрителям, которые хотят больше секса и извращений. Соня спит с лучшим другом РРР Разумихиным, Дуню домогается жена Свидригайлова, она же топит своих соперниц в бассейне. В современном Петербурге до сих пор не научились лечить туберкулез и у людей отсутствует ОМС. Чем дальше, тем глубже сюжет Достоевского проваливается в бездны безумия, которое может существовать только в современных сериалах, но не в реальной жизни. Печально осознавать, что после этого провала новую экранизацию «Преступления…» мы увидим нескоро. 

Наша рецензия на сериал >>