«На солнце, вдоль рядов кукурузы»: в прокате сказка о падении самолета с рейтингом 6+

С 16 марта в российском прокате фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы» – новое творение Сарика Андреасяна на основе реальных событий. Как это часто бывает с российским кинематографом, вместо серьезной драмы мы получили глянцевую сказку, которая скорее принижает участников события, чем прославляет их. 

О том, как инфантилизм (снова!) победил серьезность в российском кино, – в нашем новом материале. 

В 2023 г. уже немногие помнят о рейсе авиалайнера Airbus A321-211, который закончил свой полет (из Москвы в Симферополь) на кукурузном поле. В 2019 г. это была важная и действительно волнующая многих новость. На всякий случай напоминаем: 15 августа 2019 г. пассажирский самолет под управлением первого пилота Дамира Юсупова вылетел из аэропорта Жуковский, в небе столкнулся со стаей чаек и совершил вынужденную жесткую посадку на поле в Раменском районе. К счастью, никто из пассажиров и членов экипажа не погиб. Еще до окончания расследования Путин присвоил первому пилоту Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину звания Героев России, остальные члены экипажа были удостоены орденов Мужества. Мнение у специалистов от авиации разделилось: кто-то называл летчиков настоящими героями, другие указывали на ошибки пилотов, которые и привели к падению самолета. Последнее мнение, например, озвучивал заслуженный летчик Александр Гарнаев в интервью «Новой газете. Европа»: «...В этот же день глава Росавиации Александр Нерадько выступил в СМИ и рассказал, какой у нас есть героический экипаж, как они грамотно убрали шасси, с убранными шасси, выключив двигатели, выбрали место для посадки и приземлили самолет. А теперь рассказываю, что было на самом деле. Я тут же поехал, походил по кукурузе и посмотрел. Шасси у самолета не были убраны, а двигатели не были выключены. И правый, и левый двигатели остановились только потому, что нажрались кукурузы и земли. Бортовые регистраторы, и речевой, и параметрический, были совершенно целы, их тут же сняли и провели экспресс-анализ. И неограниченный круг людей в первый же день увидел: самолет никто не сажал, экипаж действовал абсолютно безграмотно». Но оставим это. Важно понимать, что крушение Airbus A321-211 – тема сложная, и, как бы ни сняли об этом фильм, обязательно остались бы недовольные. Понятно, что был заказ на художественный фильм (но стоило ли?), только его авторы побоялись сложности. Никто не требовал очернять экипаж самолета – нет, конечно, экипаж сделал то, что было в его силах. Но хотелось бы серьезного кино. Авторы же, боясь любой неоднозначности, пошли по пути наименьшего сопротивления. И вместо трогательной драмы о близости смерти и спасении мы получили сказку с рейтингом 6+.

Сарик Андреасян – наверное, главный ремесленник российского кино. Кто не понимает, зачем его взяли снимать «На солнце, вдоль рядов кукурузы», вспомните его «Землетрясение» – спекулятивный фильм по реальным событиям 1988 г. Тут от Андреасяна требовали повторить этот «успех» – нужно было снять пафосно-драматично, чтобы зрители переживали, а лучше плакали. И Андреасян использует те же приемы, что в 2016 году. Но то, что смотрелось худо-бедно в «Землетрясении», в его новом фильме превращает сюжет в пошлую поделку, которая недостойна показываемого события. Залакировать действительность – худшее, что можно было сделать в данном случае. В фильме нет ни одного живого персонажа. Единственное, что показано достойно, – это, собственно, само падение самолета. Спасибо, что и это не испортили. Но остальное... не хочется говорить, но вызывает некое подобие испанского стыда. 

Во-первых, пассажиры, вернее, их образы. Зрителю показывают максимально картонных героев, вокруг которых пытаются выстроить сюжет. Вот влюбленные, которым кажется, что они уже не любят друг друга; вот примерный муж-армянин, который везет внукам целый чемодан персиков; вот циничный бизнесмен, а вот – юноша, что боится позвонить матери, а рядом – счастливая семья, словно из рекламы майонеза. По сюжету все они должны пережить катарсис и переосмыслить свою жизнь. Конечно же, зритель заранее знает, что случится с персонажами: влюбленные прямо после посадки осознают себя счастливыми и решат пожениться (неужели непонимание разом испарилось?), юноша осознает, что должен позвонить маме (что случилось с их конфликтом?), а бизнесмен захочет дать отдохнуть своему уставшему подчиненному (посмотри, какая замечательная погода на улице, иди погуляй!). К слову, появляется в фильме и священник, и дело обставляется так, будто самолет спасает молитва, а не действия экипажа. То есть, если бы не помолились, все бы погибли – интересное мнение. От топорного катарсиса, честно скажем, хочется плакать. Фильм начисто игнорирует психологию и мотивацию. Проблемы решаются мгновенно, стоит героям пережить страх смерти. Осознание ситуации? Мучительное переосмысление ценностей? Что вы, это слишком сложно, мы же снимаем сказку.

Во-вторых, «На солнце...» потребительски относится к главному герою, а именно к пилоту Дамиру Юсупову (его играет похожий внешне Егор Бероев). Юсупов тут – не реальный человек, он – персонаж из картона, лишенный обычных черт homo sapiens. Так в наше время даже супергероев не показывают. Авторам наплевать, что там двигало этим человеком, какой сложный путь он прошел, чтобы исполнить свою мечту – стать летчиком. Он не более, чем функция. Особенно печально, что была заявка на драматичный сюжет: Юсупов смог выучиться на пилота уже после 30 лет, у него были проблемы в личной жизни, конфликты с родителями из-за его поступления в летный вуз. Но фильм не хочет понять его переживания, сомнения, разобраться в истоках его решимости. Как человек меняет свою жизнь? Почему, имея хорошую работу и благополучную семью, он хочет внезапно все бросить и исполнить давнюю мечту? В фильме все просто: Юсупов просто вышел из дома, посмотрел в небо – и в новой сцене он уже доказывает жене, что хочет летать. Конечно, именно так мы принимаем решение всей жизни – мгновенно, без каких-либо предпосылок. 

Само по себе желание снять фильм о катастрофе с рейтингом 6+ – это очень странно. Дети не тупые, они все понимают. Но правильно ли показывать дошкольникам, как падает самолет, как плачут люди, готовясь к смерти? Тем более детям будут неинтересны взрослые конфликты. Взрослых же «На солнце...» впечатлить не сможет. Наивность и восторженность, схематичность образов и искусственность катарсиса – не то, что мы хотим от переосмысления катастрофы. Заграничный кинематограф уже давно не говорит на эти темы, сюсюкая со зрителем и всеми силами пытаясь выжать у него слезы. Стоит вспомнить хоть недавнюю корейскую «Чрезвычайную ситуацию» (кто не смотрел, советуем). Только в России трагическое событие до сих пор пытаются превратить в какой-то красивый и инфантильный аттракцион с обязательным искуплением и счастьем всех в финале (странно, что не было единорогов). Это не трогательно. Это грустно – в том числе грустно за участников, которые пережили настоящий кошмар, а потом искали в себе силы жить дальше.