«Мечты о коммунальном рае»: так в новом фильме пытаются ужиться Охлобыстин, Шнуров и Ахеджакова

3 ноября в российский прокат вышел фильм «Золотые соседи» – комедия, собравшая множество звезд – от Михаила Боярского и Ивана Охлобыстина до Сергея Шнурова и Лии Ахеджаковой. Поразительно, что фильм нельзя назвать ни хорошим, ни плохим – он, скорее, странный и неуместный, хоть и снят по шаблонам советского кино. Этакая наивная сказка – но о серьезных вещах. 

О фильме, зачем-то совместившем несовместимое, – в нашем новом материале. 

Кажется, кому-то в российском кинематографе долгое время не давала покоя слава Уэса Андерсона – режиссера «Отеля "Гранд Будапешт"» и «Французского вестника». У Андерсона две особенности: во-первых, он снимает трагикомедии и главными в своих фильмах делает винтажные приемы; во-вторых, все роли, и самые незначительные, у него играют знаменитости. Наплевать, что в сценарии на персонажа приходится меньше страницы текста – нет, героя охотно сыграет хоть Сирша Ронан, хоть Тильда Суинтон. На «Ленфильме» в 2020-х гг. зачем-то решили повторить Андерсона. Но если тот, выстраивая фильм (от сценария до декораций) обращается больше к европейской классике, то наши взяли стандарты советского кино. А что – пока живо поколение, которое хорошо помнит и любит старые ленты и считает их лучше современных отечественных фильмов (и в этом есть своя правота). Снимать решили о питерской коммуналке, этакой типичной коммуналке на 10 комнат в историческом центре Петербурга. Это позволило создать с десяток персонажей и взять столько же известных личностей: Лию Ахеджакову, Светлану Немоляеву, Ивана Охлобыстина, Сергея Шнурова, Михаила Боярского, Александра Баширова и других. Все они играют жильцов коммуналки или их друзей/родственников. Зритель, наверное, должен испытать прилив ностальгии от милых дебошей Боярского и обнимашек Ахеджаковой со Шнуровым. Но желание авторов (или только режиссера Станислава Мареева? ) снять кино «как раньше» зашло слишком далеко. Получился немного забавный, очень наивный, но больше скучный капустник, в котором актеры не раскрываются, а лишь присутствуют в кадре (видимо, кому-то этого было достаточно – это же ОХЛОБЫСТИН со ШНУРОВЫМ!) 

Коммуналка в «Золотых соседях» – это самая неправильная, самая невероятная из возможных. Вы скорее поймаете розового пони, чем окажетесь в такой коммуналке. Тут соседи (всего человек 10) живут как большая дружная семья. Это люди разных поколений (от 70 лет до 20), разного воспитания и ценностей. Кто-то живет тут почти всю жизнь, а кто-то переехал пару лет назад. У соседей нет недопонимания и серьезных конфликтов, разве что героини Ахеджаковой и Немоляевой немного поскандалят, и то не из-за быта, а из-за (тоже внезапно!) желания одной из них съехать в собственное жилье. Ни у кого из жильцов коммуналки денег нет, но объявляется риэлтор (в исполнении депутата «ЕдРа» Анастасии Мельниковой) и заявляет, что может продать их квартиру. И не за реальную стоимость в 30 миллионов, а за все 60. Риэлтор Мельникова отыскала некоего олигарха, который готов заплатить такую сумму. Зачем ему платить 60 миллионов? За тем, что хочет олигарх сидеть вечерами в кресле у окна и любоваться на Эрмитаж. В чем же тут юмор? А в том, что окна коммуналки не выходят на Эрмитаж, максимум, что из них можно увидеть, так это кирпичную стену с огромной надписью «Крым – наш!». А покупатель перепутал Мытнинскую улицу (на которой расположена коммуналка) с Мытнинской набережной. Непонятно, почему жильцы коммуналки сразу не указывают на эту ошибку. Риэлтора тоже не смущает, что она обманывает олигарха, продавая ему не то, что он просил. Одна эта маленькая деталь разбивает логику фильма – герои же знают, что покупателю нужен Эрмитаж, но Эрмитажа за окнами нет, соответственно, квартиру не купят. Так к чему все дальнейшие хлопоты? 

Далее выстраивается понятный конфликт: якобы такие близкие и любимые друг другом соседи хотят разъехаться, но Маргарита Степановна (Ахеджакова) против. А поскольку для продажи коммуналки нужно согласие всех собственников, почти весь фильм соседи пытаются ее уговорить. Потом еще появится ответвление с наследством героини Немоляевой, что спрятали в тайном подвале этак 110 лет назад, и аж три любовные линии, от одной из которых хочется провалиться сквозь землю. Конечно, в финале герои предсказуемо поймут, что им хорошо всем вместе, а личное пространство – не какая-то необходимость. И это смущает. Местами кажется, что фильм – заказ от властей Петербурга (и действительно – в его создании участвовало питерское начальство), а снят он за тем, чтобы объяснить жильцам коммуналок, что им и так хорошо живется. 

Согласно официальной статистике в 2021 г. в Петербурге было больше 70 тысяч коммуналок и проживало в них больше 100 тысяч человек. Проблему коммуналок признали не так давно, их стали расселять, но очень медленно, сами власти говорят, что на это уйдет несколько десятков лет. Найти истории тех, кто жил или живет в этих коммуналках, очень просто. Жильцы запирают комнаты, чтобы у них ничего не украли, навешивают замки на холодильники и стиральные машины. Скандал может случиться из-за плохо вымытого пола или неправильно закрытого крана. Жильцы очень разные – с детьми и без, работающие и пенсионеры, зожники и алкоголики с наркоманами. Большая коммуналка – это срез всего общества с его проблемами. В «Золотых соседях» же нет проблем вовсе. Тут все хорошие. Если ругаются, то из-за пустяков и очень кинематографично (негоже зрителя оскорблять неприятной сценой). Никому не мешает ни музыка, ни пьянки на кухне, ни громкий секс в кладовке. Персонажей фильма вообще ничего не смущает. Непонятно даже, почему они захотели разъехаться, если всем комфортно, дружно и прекрасно. Даже о непорядочных поступках говорят по-доброму: сосед ворует чужие продукты? конечно же, простим и даже замечания не сделаем! Можно, конечно, спросить: а зачем в комедии мрачный реализм? Это же не «Дурак» Быкова. Но и естественные, живые конфликты и неприязнь можно высмеивать, это намного лучше забавных, но оторванных от обычной жизни сценок. К чему эти единороги в вакууме, если и без них хватает тем для шуток? 

Во многом фильм вытягивают на уровень «можно посмотреть» наши ветераны. Ахеджакову и Немоляеву невозможно испортить. Шнуров просто Шнуров (и сын Ахеджаковой), Охлобыстин просто Охлобыстин (и какой-то странный человек с гитарой от Боярского). Хуже всего тут играют молодые актеры – они настолько неестественны, словно сотню лет без перерывов играли в российских ситкомах и забыли, как ведут себя обычные люди. К тому же сценарист решил отдохнуть именно на их линиях. В первой паре дочь Боярского (не Елизавета) влюблена в айтишника Виталия, а он не отвечает ей взаимностью – как считаете, чем это закончится? Во второй паре Нина изменяет своему любимому парню с... Охлобыстиным? Который намного старше. И которого она видела один раз в жизни. И который просто сыграл ей песню на гитаре. Не стоит искать логику в поступках героев. Поступки тут нужны, чтобы зрителю не было скучно, а так они бессмысленны и часто повисают в воздухе. 

Возможно, появись фильм в 2021 г., он был бы воспринят лучше. Несмотря на удручающую наивность, диснеевскую сказочность и устаревший стиль, его нельзя назвать ужасным. Его можно было бы посмотреть и забыть. Но в 2022 г. он кажется именно что неправильным. Оторванным от всего, что мы знаем и чувствуем сейчас. Главная мысль «Золотых соседей» в том, что нужно дружить и любить тех, кто тебя окружает, быть терпеливым к чужим слабостям, а временами и наступать на свое эго и действовать так, как хочет большинство. И вот смотришь: «сын» Шнуров обнимается с «мамой» Ахеджаковой, а потом они все вместе обнимаются с Охлобыстиным – и на мгновение становится теплее на душе. Фильм снимался до февраля 2022 г. Потом Ахеджакова выступила против боевых действий и выразила сочувствие Украине, Шнурова подозрительно штормит, а Иван «гойда!» Охлобыстин хочет пересажать всех, кто не согласен с ним и правительством. Взаимопонимание, самое главное в фильме, в реальности оказалось невозможно. Оттого «Золотые соседи» оставляют после себя тоску по былой мечте – что в одной большой коммуналке-стране могут жить все, без скандалов и на равных.