Матька: почему беларусы разлюбили Тихановскую

Возможен ли белорусский сценарий в России? «Нет», — ответили в ЦИКе, оставив в бюллетене для перевыборов Путина лишь лояльных ему кандидатов.

Так у российской оппозиции вновь появился удобный повод жаловаться на судьбу: ведь наиболее популярным объяснением неэффективности действий отечественных политиков в изгнании является отсутствие своей Тихановской. Человека, с которым Евросоюз мог бы наладить диалог как с единым выразителем мнения россиян, не желающих мириться с путинской диктатурой.

В приватных разговорах с оппозиционерами регулярно можно услышать жалобы: нас слишком много, мы слишком раздроблены, как же тут работать, когда чиновники других стран просто не знают, с кем говорить: с Волковым? С Ходорковским? С Каспаровым? То ли дело у белорусов – одна Тихановская. Легитимности – хоть отбавляй.

Однако в реальности это оправдание российских политиков выглядит не слишком достоверно. Сами белорусы сильно разочаровались в своем «национальном лидере», как Тихановская называет сама себя. Да и результаты ее деятельности за минувшие 3,5 года оказались примерно такими же, как и у российских оппозиционеров, то есть никакими.

Почему так произошло?

Светлана Тихановская, вечер вручения Нобелевской премии мира в Осло.
Руслан Терехов / SOTA
Светлана Тихановская, вечер вручения Нобелевской премии мира в Осло.
Руслан Терехов / SOTA

«Белорусский сценарий»

Политическая карьера Светланы Тихановской началась с президентских выборов в 2020 году. Простая домохозяйка решилась на выдвижение в знак поддержки своего мужа Сергея Тихановского, которого власти не допустили до выборов и арестовали.

Тихановскую зарегистрировали в форме насмешки. Лукашенко не воспринимал женщин всерьез и сильно переоценивал собственный рейтинг. В результате у оппозиции появился единый кандидат.

Из-за масштабных фальсификаций результатов голосования в Беларуси вспыхнули массовые протесты. Тогда весь мир увидел единство и мужество белорусского народа в борьбе за демократические ценности.

Протесты были подавлены, все закончилось полным разгромом оппозиции и ужесточением репрессий. Лукашенко укрепил свои позиции внутри страны, но попал в еще более сильную зависимость от России.

Ряд западных стран отказался признавать легитимность результатов выборов. Тихановская покинула Беларусь и стала своего рода главой государства в изгнании. Она живет в Литве, возглавляет Объединенный переходный кабинет Беларуси, Координационный совет Беларуси и офис Светланы Тихановской.

Сразу оговоримся: мы не смогли получить комментарии самой Тихановской. Ее пресс-секретарь Анна Красулина отказалась комментировать все тезисы, изложенные ниже в статье. Она потребовала предоставить «имена критиков своей руководительницы», без чего от разговора отказалась:

«Мы готовы вести разговор с людьми. А вот с неназванными "беларусскими политологами" — это очень странно. Это манипуляция. Если они политологи, то у них есть имя. Если это обычные граждане — нормально. Но отвечать неназванным, однако же «политологам» — это странно».

Чем политологи отличаются от людей, Красулина не уточнила, как и не пояснила, почему так важны авторы конкретных формулировок, а не обозначенные в этих формулировках проблемы. Мы предпочли предварительно не сообщать Красулиной имена спикеров, чтобы ответы не перешли в стадию личных обвинений.

Причины разочарования

В Беларуси на законодательном уровне с 2012 года запрещено проводить независимые соцопросы (есть соответствующая административная статья: «Незаконное проведение опросов общественного мнения»). Поэтому узнать реальный рейтинг доверия политикам весьма проблематично.

«Проводятся только интернет-опросы, которые не могут служить исходной верификационной базой. Тем не менее даже они показывают тенденции, направленные на снижение поддержки и доверия Тихановской. Опросы в Telegram-каналах демонстрируют, что доверие падает не только к ней, но и к другим оппозиционным структурам, возникшим в 2020 году и позже», – сказал SOTA политолог Павел Усов.

В октябре политолог Дмитрий Болкунец опубликовал исследование настроений жителей Беларуси по данным поисковых запросов в «Яндекс» и Google. Так, за два года число запросов «Светлана Тихановская» в «Яндекс.Беларусь» сократилось с 12,5 тыс в июле 2021 года до 3,5 тыс в июле 2023 года. Это говорит о заметном снижении интереса к ее персоне. Что касается советников офиса Тихановской, то интерес к ним находится на уровне статистической погрешности. То есть полностью отсутствует.

«Кроме того, на митинги Тихановской стали приходить меньше людей, а у программ с ее участием падают просмотры», – добавил Болкунец в беседе с SOTA.

Эксперты перечислили 5 причин снижения поддержки Тихановской.

I Неоправдавшиеся ожидания

«Значительная часть белорусского общества была мобилизована в 2020 году и ожидала скорых изменений и падения режима Лукашенко. Этого не произошло. Фактически на сегодняшний день система контролирует все внутреннее политическое пространство и атмосфера террора уничтожает какой-либо оптимизм. К этому также следует добавить косвенное участие Беларуси в агрессии против Украины, что укрепляет понимание того, что от деятельности Тихановской, по большему счету, в Беларуси ничего не зависит», – говорит Усов.

По словам Болкунца, с момента завершения выборов Тихановская так и не достигла никаких результатов: «В ее предвыборной программе было два пункта: освобождение политзаключенных и проведение честных выборов. Она это обещала сделать в течение полугода. Прошло уже 3,5 года».

Оба политолога настаивают, что единственное занятие Тихановской – это встречи с западными политиками. А единственный результат этих встреч – бесчисленные фотографии. «Да, ее воспринимают во многих странах: в Америке, в Великобритании, в странах ЕС. Но только это никак не влияет на устойчивость режима Лукашенко. Более того, санкционное давление на Беларусь только усилилось. А страна в итоге оказалась под влиянием России», – говорит Болкунец.

Действительно, если открыть сайт Тихановской, то в разделе с фото можно будет видеть ее многочисленные фотосессии: на встрече с послом Германии, с президентом Европарламента, в Финляндии, в Польше, в Бельгии, в США, в Португалии… Все это – последние 3 месяца. Один лишь визит Тихановской в ту же Португалию представлен 76 фотографиями: ощутимо больше, чем, к примеру, фотосессии Путина на сайте президента РФ.

Однако практические выводы из этих встреч крайне абстрактны: релизы сайта Тихановской содержат обтекаемые фразы наподобие «По итогам встречи премьер-министр заверил, что Португалия продолжит поддерживать беларусов и их европейский выбор».

Равнодушие к трудностям релокантов

По словам миграционного эксперта Беллы Фокс, только в Литве на сегодняшний день проживают 60 тысяч белорусов. Многие сталкиваются с трудностями «получения преференций гуманитарного релоканта, а не экономического мигранта, не признанием дипломов об образовании, недоступностью языковых курсов».

«Из-за участия режима Лукашенко в агрессии белорусы подвергаются всеобщей дискриминации. Особенно эта дискриминация чувствительна в Литве, – добавляет Усов – белорусам ограничивают выдачу виз, ограничивают возможность легализации тех граждан, которые уже находятся на территории Литвы. Также ограничивается возможность контактов, сообщений, проезда. Тихановская на это повлиять никак не может».

«При нашем взаимодействии с офисом Тихановской в 2021 году в рамках проекта "Народных посольств" (проект белорусской диаспоры, созданный для защиты прав граждан за рубежом) ею неоднократно озвучивалась позиция, что помощь диаспоре не является приоритетом. В отличие от ориентированности на беларусов внутри страны», – говорит Фокс.

По ее словам, помощь с релокацией оказывает не Тихановская, а другие мигранты и НКО-посредники. «За последние 4 года белорусскими мигрантами был создан ряд НКО, оказывающих гуманитарную помощь. При них создавались склады, куда диаспора присылала вещи и продукты, организовывался досуг релокантов и консультирование по ряду вопросов».

«В прошлом году офис Тихановской неожиданно заинтересовался судьбой релокантов и презентовал дизайн паспорта "Новой Беларуси", но для миграционных экспертов и европейских политиков этот документ выглядит как утопия», – резюмирует Фокс.

Паспорт был представлен 6 августа 2023 года: в блоге Тихановской появилась красивая презентация с описанием его дизайна, однако дело с тех пор так и не сдвинулось с мертвой точки. 

Более того, паспорт попал в ряд скандалов: и если исчезновение голых ягодиц с картины Шагала «Над городом» (ее пытались использовать в дизайне) воспринималось как смешной конфуз, то в феврале сотрудникам Тихановской пришлось приносить уже официальные извинения. Выяснилось, что в паспорте на карте «захватили» часть Литвы. От Шагала, к слову, тоже пришлось отказаться, так как выяснилось, что авторскими правами на картину владеет Третьяковка. При создании презентации с дизайном об этом никто не подумал.

Проблема, однако, не свелась к дизайну. Паспорт – ключевая проблема всех белорусов в эмиграции, так как новый им теперь могут выдать только в родной стране. Однако многочисленные дипломатические поездки Тихановской не приблизили выдачу и признание «альтернативных» белорусских документов в мире. В итоге акционист-эмигрант Владислав Бохан назвал потенциальный документ «бумажкой, чтоб душу погреть».

С этим мнением трудно поспорить: так, в конце января 2024 года соратники Тихановской заявили, что речь до сих пор идет не о выдаче этих документов, а лишь о «подготовке» к ней. При этом даже такой подготовки паспорта получат только те белорусы, кто и так уже имеет европейские документы. Подобная раздача «паспортов новой Беларуси», «поспособствует положительному восприятию проекта национального паспорта Беларуси европейскими партнерами», – заявляет «Объединенный переходный кабинет» Тихановской (о нем см. ниже), не обещая никакого практического применения документа.

Разработка образца паспорта теперь сдвинута на конец марта 2024 года: первый вариант, напомним, был представлен еще в августе 2023 года.

II Непрозрачность структур

По словам Усова, оппозиции не удалось сформировать прозрачные механизмы отчетности по распределению грантовых средств. «Если никакого эффекта от деятельности Тихановской, Объединенного переходного кабинета или Координационного совета нет, то, конечно же, возникает масса вопросов о том, где средства и куда они идут».

К тому же с сотрудников офиса Тихановской берут подписку о неразглашении. «Люди, которые имеют нелицеприятную инсайдерскую информацию о деятельности офиса, не могут ей поделиться, подписав этот документ. Штраф за разглашение информации составляет 30 тыс евро», – говорит Усов. Ту же сумму в разговоре с SOTA назвал и Болкунец.

«Это, подчеркну, не спецслужбы или военные организации, это гражданская, политическая, общественная организация. Конечно это абсурдная практика, которая свидетельствует о нездоровом состоянии оппозиционных структур», – указывает Усов.

В офисе Тихановской необходимость такого соглашения объясняют защитой персональных данных. «С 2020 года команда Светланы Тихановской работает с волонтёрами, активистами, инициативами, которые находятся в Беларуси или чьи близкие находятся внутри страны. Соглашение о неразглашении появилось, чтобы защитить данные этих людей, а также информацию о непубличных сотрудниках и партнёрах Офиса», – говорится на сайте офиса.

Команда Тихановской, впрочем, и не скрывает своего неприятия критики. В октябре на ее сайте был опубликован отчет о финансовом аудите «офиса». Документ был выложен на литовском языке: его копии на белорусском или русском за полгода так и не появилось.

Более того: в том же материале сотрудники Тихановской заявляют, что белорусы не увидят деклараций о доходах своего «избранного президента» и его окружения:

Платят ли сотрудники Офиса Светланы Тихановской налоги, доступны ли их декларации?
– Сотрудники и консультанты Офиса платят налоги, как и любые другие люди, легально работающие в Литовской Республике. Доступность деклараций определяется законодательством Литовской Республики.

Почему президент независимой страны работает исключительно по законодательству Литвы, в документе не поясняется.

Завершается рассказ о финансовом аудите (который фактически является полемическим ответом всем критикам Тихановской) заявлением о том, что критика ее не интересует:

Как Офис Светланы Тихановской относится к критике?
– Мы благодарны за критику и предложения, которые помогают исправить недостатки и работать лучше. <…>Стоит отметить, что среди критиков есть и те, кто против перехода Беларуси к демократии. Мы с уважением относимся к мнению тех, с кем не согласны, но противодействие нас не остановит.

Кто является этими критиками и в чем заключается несогласие с ними, неизвестно, однако сразу же после этой фразы следует предложение донатить команде Тихановской, хотя вопрос цели этих донатов и остается открытым.

III Скандалы и неэффективность

В числе основных причин разочарования в Тихановской оба политолога назвали постоянные скандалы и кризисы как в ее окружении, так и в других оппозиционных структурах под ее формальным контролем.

К примеру, в 2022 году Тихановская оказалась в центре скандала, связанного с утечкой данных. «Десятки людей были арестованы в Беларуси, получили огромные сроки, и никто за это не понес никакой ответственности», – говорит Болкунец.

Недавно скандал разразился вокруг сотрудника офиса Тихановской и белорусского экс-дипломата Валерия Ковалевского. Его мать оказалась гражданкой РФ, членом «Единой России» и представителем «Корпорации развития Удмуртии» в РБ (организация, созданная удмуртским правительством для привлечения инвестиций). По мнению Болкунца, эти факты из биографии матери Ковалевского явно указывают на его работу на белорусские спецслужбы. 

«Постоянные скандалы внутри Объединенного кабинета – правительства в изгнании, который возглавляет Тихановская, – также свидетельствуют о неэффективности и неуспешности ее лидерства». – добавляет Усов.

Дело, однако, не только в скандалах, которые могут являться признаком активной деятельности. Если мы пристальнее посмотрим на работу структур Тихановской, то увидим, что за 3,5 года им не удалось не только приблизить конкретные политические цели (легализация белорусов в эмиграции, создание альтернативной электоральной системы и др.), но даже и провести успешную бумажную работу.

Многообещающий раздел сайта Тихановской «Стратегия перехода к Новой Беларуси» в действительности – практически пуст. Из десятков заявленных проектов и концепций подготовлены буквально единицы. Самая часто встречающаяся запись здесь – «должны быть разработаны». Когда и кем – вопрос без ответа.

Не лучше обстоит дело и с «Инициативами Тихановской». Их всего две: набор волонтеров (для чего и куда – опять же вопрос) и Хаб – смесь коворкинга с ресурсным центром. «Следующий дедлайн подачи заявки: 25 апреля 2022. Продлён до 1 мая 2022 года», – так звучит последнее сообщение на странице Хаба.

Остается добавить, что и раздел «Мероприятия» перестал обновляться полгода назад – в сентябре 2023 года, оборвавшись анонсом странноватой конференции о «деколонизации белорусской науки».

Светлана Тихановская, вечер вручения Нобелевской премии мира в Осло.
Руслан Терехов / SOTA
Светлана Тихановская, вечер вручения Нобелевской премии мира в Осло.
Руслан Терехов / SOTA

IV Концентрация власти в одних руках

«Сейчас на политическом поле Беларуси сложился следующий феномен. С одной стороны – кто, если не Лукашенко, с другой – кто, если не Тихановская.
Структуры, которые были созданы вокруг ее офиса в Литве, не были уполномочены населением на представление его интересов. Переходный кабинет – это вообще группа самозванцев, которые создали юридическое лицо в Варшаве и сказали, что они переходное правительство Беларуси
», – говорит Болкунец.

По его мнению, оппозиции следовало бы сформировать представительный орган, который был бы избран гражданами с помощью онлайн-технологий. «В демократиях объединение происходит вокруг институтов, а не личностей», – указывает политолог.

По словам Фокс, в Беларуси нет площадок для диалога и горизонтальных коалиций. «Концентрация представительства целой страны в руках одной структуры не может привести ни к белорусской демократизации, ни к дальнейшей евроинтеграции», – резюмирует эксперт. Действительно: помимо «офиса Тихановской» в публичном оппозиционном поле действуют еще две протогосударственные структуры: «Объединенный переходный кабинет» и «Координационный совет».

Понять их отличие друг от друга довольно сложно, так как, несмотря на заявление «офиса», что речь идет о его «партнерах», обе структуры созданы и контролируются Тихановской и ее окружением.

При этом «Совет» заявляет о себе как «о едином представительном органе беларусского демократического общества» и был «создан в августе 2020 года по инициативе Светланы Тихановской».

Последнее обновление новостей на сайте Совета произошло в конце декабря 2023 года: деятельность организации, судя по ее сайту, сводится к разработке многочисленных бюрократических процедур и внутренней структуры.

Вторая организация – Объединенный переходный кабинет Беларуси – не имеет даже собственного сайта и, как указано на странице Кабинета на сайте Тихановской, тоже создан ею: «избранным Национальным Лидером Беларуси Светланой Тихановской» (большие буквы – орфография оригинального текста).

Парадоксально, но на сайте Совета отсутствует анонсированный «Протокол о процедурах взаимодействия между Координационным Советом и Объединенным переходным кабинетом Беларуси».

Впрочем, это далеко не единственная пустая страница на сайте Совета. Так, невозможно узнать, кто входит в состав его различных комиссий: разделы просто пусты за вычетом «Студенческой комиссии» с единственным сотрудником. Ну а перечисление членов Совета начинается с политзаключенной Марии Колесниковой, известий о которой из застенков Лукашенко нет уже год. И трудно сказать: то ли ее упоминание в составе Совета – акт поддержки, то ли на страницу со списком просто махнули рукой и забыли обновить.

Трудно назвать единственную причину провал белорусской попытки создать «президента в изгнании». Возможно, здесь сыграла личность самой Тихановской, возможно – недостаток ресурсов, а может быть и привычная «борьба славян между собою».

Но одно можно сказать точно: россиянам пора перестать кивать на белорусский опыт и надеяться на то, что появление единого лидера, будь то Дунцова, Надеждин или любой другой «кандидат от народа», наконец сдвинет ситуацию с мертвой точки. Опыт соседней страны четко показал: этот рецепт тоже не работает.