Кто хочет воевать — депутаты или пропагандисты? И причём тут кружевные трусы и рэпер Loqiemean?

После объявления о начале частичной мобилизации российские чиновники стали сообщать о желании пойти на фронт. И если ранее подобные заявления не имели смысла, то теперь могло показаться, что и депутаты Государственной Думы отправятся на войну. Некоторые так и поступают, правда, есть нюанс. А вот пропагандисты отправились на фронт давно, забрасывая украинцев гигабайтами словесных оборотов. Как мобилизовались те, кто больше всех лелеял войну?

Депутаты тоже на фронте. Или нет?

Спустя сутки после начала частичной мобилизации спикер Государственный Думы Вячеслав Володин призвал коллег отправиться на фронт. 
 

«Кто соответствует требованиям частичной мобилизации, должны помочь своим участием в специальной военной операции. Никакой брони у депутатов нет. В Донбассе с момента начала СВО находятся Адам Делимханов, возглавляя добровольцев Чеченской Республики, Дмитрий Саблин, Виктор Водолацкий, Ахмед Догаев и другие», — написал Володин в своём телеграм-канале.

Один из самых одиозных депутатов Госдумы, Виталий Милонов, оказался на фронте одним из первых среди парламентариев. Политик успел сделать несколько фотографий, а также продемонстрировать нашивку со своим позывным — Густав. Впрочем, уже через неделю депутата заметили на кремлёвском концерте, но он внятно обозначил свою позицию.

«Что вы думаете, человек там должен вообще безвылазно находиться, что ли?» — удивился Милонов. 
 

Отправка на фронт позволила Милонову обрести второе дыхание и успевать всё.

«Помимо военной службы, сообщил Милонов, он занимается выполнением гуманитарных задач, в том числе развозит подарки мирным жителям», — сообщает Москва 24.

При этом он успевает давать интервью чуть ли не каждый день и вести социальные сети. Также он хвастается убитыми украинцами. 

«Это не убитые украинцы, это ликвидированный враг. Потому что те, кто там сражаются, даже на украинском и русском языке не говорят, там слышна польская, румынская и т. д. речь. Могу сказать, что подтвержденный у меня есть один расчет „Града“ вместе с пусковой установкой», — делится депутат.

При этом Милонов — один из немногих, кто после заявлений о желании идти на фронт хотя бы фотографируется в военной униформе.

Адам Делимханов, про которого также говорит Володин, приезжал в Мариуполь ещё весной, а Рамзан Кадыров утверждал, что депутат «контролирует ситуацию», так что его новые поездки не удивляют. Кажется, война ему интереснее, чем работа в Госдуме. В конце апреля Делимханов получил звание Героя России.

Среди депутатов об отправке на войну также заявил Ахмед Догаев («Единая Россия, Чеченская Республика) и Александр Бородай («Единая Россия», Ростовская область). Оба уже ездили на фронт до объявления мобилизации. Также в добровольцы записались депутаты Дмитрий Хубезов («Единая Россия», Рязанская область), Сергей Сокол («Единая Россия», Республика Хакасия), Юрий Швыткин («Единая Россия», Красноярский край) и Олег Колесников («Единая Россия», Челябинская область).

В сумме насчитывается 12 депутатов, которые либо лично подтвердили отправку на фронт, либо за них это сделал кто-то другой. Некоторые из них занимают руководящие посты в новых регионах, судьба других неизвестна.

На войну, но не совсем

Некоторые депутаты отправляются в зону СВО, но не воевать.

На фронт собирался идти депутат-единоросс, по совместительству казачий генерал Виктор Водолацкий. Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своём призыве отправляться на фронт даже упоминал коллегу как уже находящегося на войне. То же самое спикер сообщил о Дмитрие Саблине, лидере движения «Антимайдан». Впрочем, уже 3 октября Водолацкий стал представителем Государственной Думы ЛНР, Саблин — Госдумы ДНР. Их задача — открывать приёмные, работать с местным населением. Вряд ли эти постыы предполагают нахождение в окопах.

Депутат от ЛДПР Станислав Наумов 23 сентября публично заявил о желании отправиться на фронт. По какой-то причине он решил отправиться на войну, написав письмо Сергею Шойгу. Пока Наумов ждал ответа, 18 октября его назначили куратором ЛДПР в Запорожье. Технически он действительно отправится в зону СВО, но уж точно не в окопы.

Такая же история случилась с единороссом, руководителем молодёжного движения «Народного фронта» Игорем Кастюкевичем — депутат желал принять участие в боевых действиях, а 11 октября был назначен секретарём Херсонского отделения «Единой России».

Депутат Швыткин прямо с фронта готов давать комментарии провластным СМИ — например, хвалить Путина за введение военного положения. Действительно ли он воюет, неизвестно.

Очень хочу, но не могу

В начале сентября губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв с сожалением рассказал, что не может отправиться на фронт, поскольку занимает пост губернатора. Первую попытку помочь главе региона совершили граждане, запустившие петицию по отставке Дегтярёва, вторую совершил Владимир Путин, объявив мобилизацию. Вряд ли жители Хабаровского края расстроились бы в случае, если бы член ЛДПР уехал на фронт, но он всё ещё на рабочем месте.

8 лет назад схожие сожаления высказывал Дмитрий Рогозин.

«Эх, ребята, поменял бы сейчас, не задумываясь на миг, все свои должности на счастье быть сейчас в одном окопе с защитниками Славянска», — писал Рогозин.в Facebook.

Прошли годы, Рогозин успел уйти из Роскосмоса, и лишь в конце октября он выложил фотографии из ДНР. Он покрасовался в форме, показал нашивку с позывным «Космос», но позже объяснил, что поездка носила гуманитарный характер.

«Я находился в ДНР в течение недели. Цель поездки — это, прежде всего, сопровождение груза помощи одному из батальонов защитников Донбасса, который ко мне обратился напрямую. Эта помощь собрана за счет личных средств — моих и двух моих друзей», — рассказал бывший глава Роскосмоса.

Николай Валуев мог стать героем репортажей, удивляя своим большим ростом. Однако на фронт депутата совершенно не тянет. Ещё в сентябре он заявил, что если призовут, то пойдёт, однако процесс замедлился. В военкомат (с его же слов) его вызвали 15 сентября, но пришёл он туда лишь в середине октября.

«Я в военкомате был. Это было уточнение данных», — сказал депутат.

Депутаты должны работать, а сенаторы в себе не сомневаются

Дегтярёв, Рогозин и Валуев подставили себя сами, сообщая то о желании воевать, то о повестке. Куда больше российских чиновников вслух не проговаривают даже гипотетическую вероятность, что их могут отправить на фронт. Примечательно, что в начале мобилизации вдохновлённые депутаты Госдумы предложили отменить «бронь», положенную парламентариям по закону. Спустя несколько недель выяснилось, что эта мера не нужна. 17 октября появился соответствующий законопроект, но ажиотажа он не вызвал. 

«С юридической точки зрения распространять на депутатов закон о мобилизации вряд ли конструктивно, так как Дума обязана работать при любых, самых чрезвычайных обстоятельствах. Депутат — избран гражданами для исполнения депутатских полномочий! Это и есть его долг перед гражданами страны», — считает депутат Олег Морозов.

«Полагаю, что чисто арифметически процент депутатов, задействованных в различных формах в СВО, уже сейчас выше, чем среди некоторых других категорий наших граждан», — заявил член ЕР.

Сенаторы на фронт ехать отказываются. Можно списать это на возраст членов Совета Федерации (в среднем на 3 года выше, чем в Госдуме), возможно, от сенаторов не требуется активность. Воинствующие губернаторы также не идут на фронт (у них проклятая бронь). Министры и их заместители ещё ни разу не заявлялил об отправке на войну. Выходит, что из всего чиновничьего аппарата федерального уровня лишь депутаты Госдумы отправляются на фронт. При этом депутатов регионального и муниципального уровня призывают активно.

Региональные депутаты думают быстрее

Депутат совета Тихорецкого городского поселения Краснодарского края Антон Кулигин появился на видео, в котором мобилизованные критикуют условия содержания. Его пример далеко не единичный — региональные политики едут на фронт.

Рязанский депутат областной думы Андрей Глазунов («Единая Россия) заявил, что добровольно отправится на Украину «бить нацистов и америкосовских наемников». Также поступили единоросс Дмитрий Афанасьев из заксобрания Калужской области и единоросс Максим Гелас из заксобрания Ростовской области (по его словам, к нему присоединились 14 коллег). Практически в каждом регионе нашлись представители власти, готовые пойти на фронт, некоторые записались в добровольцы.

При этом повестка всё ещё работает и как способ сделать неприятно. В начале октября всем депутатам Пушкинского муниципального совета Санкт-Петербурга пришли повестки после отъезда из страны муниципального депутата Константина Косова, их коллеги. Также повестки получали оппозиционные депутаты Москвы и Петербурга.

Во Владивостоке иронию у СМИ вызвал пост депутата городской Думы Виктора Тарабарина, получившего повестку по мобилизации.

Тарабарин примечателен как член организации «Боевое братство», организовавшей автопробег в честь начала СВО, а также последовательный сторонник Путина. И даже у него «нет ни слов, ни эмоций». Позже он сказал, что на фронт идти нужно, ведь «мы мужчины».

Пропагандисты полезнее дома

После начала мобилизации выяснилось, что далеко не все пропагандисты обладают крепким здоровьем. Сотрудник RT и националист Егор Холмогоров на очередной призыв отправиться на войну, прозвучавший от журналистки Лизы Лазерсон, сообщил, что он и так смертник.

«Хотите меня мобилизовать - требуйте объявления войны Украине, в чем я с радостью поддержу. А все рассказы про "боится идти на фронт" про человека который является по сути смертником, после того как ваши, Лиза, друзья хотели убить АГД, а убили Дашу, ну право же смешны», — заявил Холмогоров. С августа он ведёт емкий список Дугиной — перечень тех, кто неправильно высказался о её смерти. 

Также он объяснял украинцам и Варламову, что «если наше государство объявит вам войну и призовет меня, то я буду лишен возможности вас убивать. По этой причине я предпочту оставаться на том посту, где могу наносить вам максимальный ущерб». Сложно оценить ущерб, наносимый каналом с 49 тысячами подписчиков и средним количеством просмотров в районе 20 тысяч на пост. В нём Егор Станиславович довольно часто упоминает «кружевные трусики», которые, в его глазах, воплощают европейские сексуальные девиации, которые навязываются ещё совсем детям.

Также дистанционно наносил ущерб украинцам Антон Красовский. Но после того, как сотрудник RT предложил топить и сжигать украинских детей, его отстранили от работы. Теперь у него есть возможность пойти на фронт не беспокоясь, что миллионы россиян пропустят его вечерний эфир с Сергеем Лукьяненко или Еленой Север. Или сдать кровь для раненых.

Захар Прилепин в последние месяцы говорит о «культурном фронте» вряд ли меньше, чем о реальном, о его мобилизации ничего не известно. Зато он спрашивает у рэперов, где они были 8 лет. Игорь Стрелков, призывавший к войне с Украиной, а позже — к мобилизации, уже зачислен в добровольческий отряд.

Команда телеведущего Владимира Соловьёва также на фронт не идёт. Сам Соловьёв публично засомневался в том, что его отправят на войну, аргументируя это тем, что «меня даже призвать сейчас нельзя, ведь я стар» и «в танк уже не влезу».

Телеведущий Борис Корчевников, назвавший бегущих от мобилизации мусором, на фронт ещё не отправился.

«Что касается того, почему я не там, то у меня все просто: служу Родине и ближнему там, где поставлен. В Донбассе я уже был этой весной. И поеду ещё не раз. А если позовут под ружье в Донбасс — я там буду сразу же, не размышляя», — сказал актёр, некогда сыгравший суворовца Синицына. 

Очень хотел бы поехать на фронт Александр Жучковский, в телеграме призывающий всю страну воевать, но не сможет — здоровье не позволяет. Некоторые посты выглядят как троллинг.

Убийство Дарьи Дугиной стало оправданием для российских пропагандистов, поверивших в свою важность и опасность. В середине октября «военкоры» активно обсуждали некий список ненадёжных блогеров, за которых возьмётся Министерство обороны. Впрочем, никаких доказательств существования подобных списков и вероятной охоты на «военкоров» так и не возникло. 

«Военкор» Александр Коц выкладывает пособие для мобилизованных по выживанию на фронте. Возможно, для читающих его пропагандистов, вряд ли мобилизованные листают телеграм-каналы. До этого Коц взял интервью у военного с позывным «Людоед», который и сам способен обучить новобранцев.

56-летний Иван «Гойда» Охлобыстин, выступавший на митинге в честь присоединения новых регионов, на фронт ещё не призван. Однако он зачем-то пересказал свою беседу с Михаилом Пореченковым.

«Говорил с Мишей Пореченковым. Он не в курсе списка. Хотя, кто кто, а он пойдет первым, если позовут», — заявил Охлобыстин. Однако актёр и ведущий «Битвы экстрасенсов» продолжает гастролировать по России, так что пойти первым уже не получится. 8 лет назад завирусилось видео, на котором Пореченков стреляет из пулемёта в Донецкой области — теперь может повторить, но, по всей видимости, не хочет.

На войну не едут и деятели спорта, поддерживающие власть. Действующие спортсмены получают бронь, спортсмены-депутаты получают бронь, прецедентов их отправки на фронт нет.

Депутаты, желавшие отправиться на войну, ездили на территорию ДНР или ЛНР задолго до начала мобилизации — выступление Путина лишь развязало им руки. Региональные депутаты, выступающие за войну, приняли старт мобилизации как знак для того, чтобы отправиться на войну. Зато каждый пропагандист уверен, что главную задачу он уже выполняет, а фронт — территория, куда можно отправить любого другого. Иначе кто напишет про кружевные трусы?