«Каждый день в военкоматы насильно доставляют людей»

«Сота» поговорила с юристами, которые представляют интересы граждан во взаимодействии с военкоматами, о том, как изменилась их работа за этот год. Почему айтишники теряют право на отсрочку, можно ли теперь сняться с воинского учёта без посещения военкомата и как правильно обжаловать решение о призыве, читайте в нашем материале. 

Облавы на призывников 

В России уже два месяца идёт осенний призыв на срочную службу. В последнее время поступает всё больше сообщений о настоящих облавах на призывников. Полиция задерживает людей на улицах и в метро, говорят опрошенные «Сотой» эксперты. Как объясняет юрист АБ KALOY.RU Алёна Савельева, изначально граждан останавливают на улице для проверки документов. Если выясняется, что возраст призывной, человека отвозят в военкомат — не обязательно по месту прописки. 

Сейчас призывники обращаются к нам почти каждый день. Каждый день в тот или иной военкомат Москвы насильно доставляют людейЮрист Алёна Савельева

Петербургский адвокат Никифор Иванов поясняет, что таким образом задерживать призывников на улице незаконно. «Сотрудники военкоматов действительно имеют право обращаться в полицию с просьбой доставить гражданина в военкомат, – отмечает он. – Но прежде призывник должен дважды проигнорировать вручённую повестку». До этого оснований насильно доставлять человека нет. 

Иванов советует заключить «страхующее» соглашение с адвокатом, чтобы в случае задержания он мог выехать в военкомат и оказать помощь. «Но, к сожалению, если гражданина уже доставили в военкомат, шансы “вытащить” его крайне невысокие, – констатирует адвокат. – Если у человека нет отсрочки или освобождения от службы, и со здоровьем всё хорошо, то шансов нет в принципе».

Юрист, автор телеграм-канала «Вопросы местного значения» Артём Клыга отмечает: с каждым годом военкоматы всё чаще используют облавы, чтобы выполнить план по призыву. «Эффективного способа противодействовать облавам в настоящий момент не придумано, – признаёт он. – Полиция доставляет людей в военкомат, в этот же день человек проходит медкомиссию, а вечером его уже могут отправить в воинскую часть. Незаконная процедура? Да. Но суды часто закрывают на это глаза».

Клыга отмечает, что судебная практика по «призыву одним днём» ещё не устоялась: на каждый аргумент за призывника, находится аргумент «против». «В практике Гагаринского суда Москвы вы найдете много отменённых актов о призыве только на основании того, что призывник не сдавал диагностические исследования, – поясняет юрист. – Я эту практику сформировал. А в деле сотрудника ФБК Шаведдинова суд создал другую практику». 

Напомним, Руслана Шаведдинова задержали и отправили в армию в декабре 2019 года. Его представители пытались обжаловать решение о призыве на том основании, что он не проходил обязательные диагностические исследования, которые проводятся при постановке на воинский учёт. Второй кассационный суд общей юрисдикции посчитал, что военкомат в своё время предоставил такую возможность, но Шаведдинов ей не воспользовался. Поэтому оснований для отмены решения призывной комиссии нет. Тот же суд не увидел ничего порочного в практике призыва одним днём. Кассация указала, что задержание гражданина на улице и насильная доставка в военкомат никак не влияют на законность решения призывной комиссии. 

«Если суд решит — вернём тебя домой»

В апреле 2023 года Госдума приняла поправки к Закону о воинской обязанности и военной службе. Бороться с «призывом одним днём» стало ещё сложнее. Власти убрали из ст. 28 Закона п. 7, в котором говорилось, что решение о призыве приостанавливается при обжаловании в вышестоящей комиссии. При этом в п. 4 ст. 29 осталось указание на то, что решение призывной комиссии останавливается до вступления в законную силу решения суда. Юрист проекта «Призыв к совести» отмечает, что эта норма касается обжалования решений вышестоящей призывной комиссии. «Но с этим проблема. Военкоматы уловили только одно изменение — что теперь ничего не приостанавливается, – поясняет юрист. – И пытаются, несмотря на обжалование, отправить человека в войска, отвечая: “если суд решит, мы вернём тебя домой”».

В реальности вернуть человека из войсковой части, даже при положительном решении суда, сложно. «У меня есть один случай, когда мы выиграли суд, но военкомат обжаловал решение, – говорит Савельева. – Теперь мы ждём, пока материалы передадут в Мосгорсуд. Доверитель находится в части уже полгода. С учётом рассмотрения жалобы, я думаю, ещё 2-3 месяца ему придётся “послужить”». 

Получается, что даже если мы победим, это не будет иметь особого смысла. Он потеряет 6-8 месяцев своей жизни, чтобы вернуться домой снова в статусе призывникаЮрист Алёна Савельева

Впрочем, юрист «Призыва к совести» считает, что опускать руки не стоит. «Нельзя сказать, что обжалование решений призывных комиссий стало полностью невозможным, – отмечает он. – Да, теперь это сложнее. Но в любом случае, важно, чтобы призывники оказывали ненасильственное сопротивление произволу, не боялись угроз завести уголовное дело “за уклонение” (ст. 328 УК), которые используют в военкомате». Юрист напоминает, что если у человека были основания для отсрочки, освобождения от службы, или он добивается АГС — его нельзя привлечь за «уклонение».

Он советует обжаловать решения районной и вышестоящей призывной комиссии. А также просить суд принять меры защиты в виде запрета комиссару вызывать гражданина на мероприятия, связанные с призывом, до вступления в силу законного решения суда.

Сбои в отсрочке для айтишников

В 2023 году Минцифры добилось отсрочки от призыва на срочную службу и «брони» по мобилизации для сотрудников IT-компаний с государственной аккредитацией. Но и тут всё оказалось не так просто. Алёна Савельева поясняет, что аккредитованная компания должна направить списки сотрудников в Минцифры через Госуслуги за 50 дней до предстоящего призыва. Позднее это сделать технически невозможно — функция недоступна. Если сотрудника нет в списках, то военкомат считает, что у него не может быть отсрочки – даже если он соответствует всем критериям.

Довольно типичная проблема — потеря отсрочки при смене работы. Если айтишник решил поменять работу во время призыва, тоже на аккредитованную компанию, то, по мнению военкомата, он потерял отсрочкуЮрист Алёна Савельева

«Старый работодатель сообщил об увольнении, соответственно он не может идти в списках от этой организации, – поясняет юрист. – А новый работодатель, естественно, не подал на него списки, потому что они подаются за 50 дней до призыва. Один из таких случаев мы сейчас обжалуем. К сожалению, доверителя уже отправили служить». Пока самый надёжный способ избежать такой проблемы — не менять работу во время призыва, говорят опрошенные «Сотой» юристы.

Помимо этого возникают и технические сложности. В практике Савельевой был случай, когда данные сотрудника – айтишника просто не загрузились в систему. В результате военкомат сообщил, что система выдала отказ в отсрочке. Впрочем, такие ситуации удаётся решить во взаимодействии с Минцифры, уверяет юрист.

«Лавочку прикрыли»

Поправки к Закону воинской обязанности и военной службе позволили ограничивать в правах тех, кто не явился в военкомат по повестке. В частности, запретить распоряжаться имуществом, водить машину, регистрироваться как ИП или самозанятый, а также уезжать за границу. 

Избежать этих ограничений можно, если заранее снять себя с воинского учёта в военкомате. Закон о воинской обязанности не только разрешает, но и обязывает сделать это всех, кто планирует покинуть Россию на срок более шести месяцев.

Апрельские поправки, как ни странно, должны были упростить эту процедуру. Они прямо разрешили вставать на учет и сниматься с него «без личной явки» в военкомат – то есть через представителя. А также предполагали возможность сделать это с помощью портала «Госуслуг». 

По словам Артёма Клыги, с апреля по июль 2023 года снятие с учёта проходило легко. Чаще всего представителю было достаточно один раз приехать в военкомат с документами, подтверждающими отъезд заявителя из России. Справку о снятии с учёта военкомат отправлял заявителю почтой. «В пользу призывников и запасников играл тот факт, что сотрудники военкоматов знают законодательство о своей деятельности в разы хуже, чем некоторые призывники. Поэтому каких-либо противодействий со стороны военкоматов не было», — рассказывает Клыга. 

Проблемы начались в августе 2023 года. По словам источника «Соты», тогда в военкоматах Москвы распространили закрытое указание руководства: снимать с учёта только тех, кто придёт лично. Тогда большинство военкоматов начали объяснять отказы тем, что снять гражданина с воинского учёта по доверенности якобы нельзя. По словам Клыги, с августа 2023 года ему удалось снять с учёта только 15% своих клиентов в Москве. 

«Из 31 военкомата в Москве снимают с учёта примерно треть — и то “со скрипом”, – говорит Савельева. – Некоторые из них сначала требуют оплатить штраф за неисполнение обязанностей по воинскому учёту (ст. 21.5 КоАП)». 

В одном из военкоматов Москвы сотрудница рассказала мне, что летом, с ними провели профилактическую беседу по поводу массового снятия граждан с учёта. После этого «лавочку прикрыли».Юрист Алёна Савельева

«В другом военкомате, где ещё снимают, начальник отдела мне сказал, мол, ваш доверитель не служил – мы его снимем. А тех, кто служил или имеет офицерское звание – не можем снять», — рассказывает Савельева. 

Отказы как под копирку

Летом 2023 года на портале «Госуслуг» наконец появилась опция снятия с воинского учёта. Однако сделать это онлайн удалось единицам по всей стране, говорят опрошенные «Сотой» юристы. В июле юрист Григорий Машаров рассказал в своём телеграм-канале об одном успешном случае. Уже тогда подписчики в комментариях жаловались, что им не удалось повторить его опыт. По словам юристов, с августа отказы начали приходить всем.

«В стандартном отказе, например, пишут: “У вас отсутствуют документы, необходимые для снятия с воинского учета”, – рассказывает юрист «Призыва к совести». – Какие именно документы отсутствуют, не указывается». 

В одном из случаев гражданину написали: «документ, удостоверяющий личность, не является действующим на момент подачи заявления». Между тем всё это неправда, а ответы как под копиркуЮрист «Призыва к совести»

Адвокат Калой Ахильгов публиковал самые нелепые обоснования для отказа в снятии с учёта. Среди них отсутствие визы в Турцию (которая не нужна россиянам) и утверждение о том, что нахождение за границей – не уважительная причина для неявки в военкомат. Также военкоматы ссылались на данные из электронного реестра воинского учёта, который власти обещают запустить лишь в 2025 году. 

Юристы считают, что единой правовой практики по вопросам снятия с учёта у военкоматов нет, и многое зависит от произвольного правоприменения на местах. Часто гражданам предлагают явиться в военкомат лично с оригиналами документов. Правда, какие именно бумаги нужно брать с собой – не понятно. «В каждом военкомате требуют принести разный пакет документов», — говорит Артём Клыга. 

Алёна Савельева отмечает, что в Приказе Минобороны N 700, регулирующим снятие с воинского учёта, нет точного списка необходимых для этого документов. «Идеальный пакет такой: ВНЖ/паспорт другого государства, трудовой договор/справка с места учёбы, договор аренды квартиры. В некоторых военкоматах просили справку о постановке на консульский учёт в стране пребывания», — говорит она. 

В Москве сейчас документы не имеют значения – отказы связаны только с тем, что гражданин подаёт заявление о снятии не лично, а через представителя по доверенности. По регионам ситуация разная, но в целом, там пока ещё снимают с учёта. Юрист Алёна Савельева

В случае отказа гражданин может пожаловаться в вышестоящий военный комиссариат, в суд, или в военную прокуратуру. «Мне известно как минимум о нескольких решениях военной прокуратуры, которые признавали незаконным отказ военкомата снять с воинского учёта, — говорит анонимный юрист «Призыва к совести». — Вместе с тем, у нас уже есть некоторые решения судов, которые признавали отказ в снятии с учёта правомерным». 

Судов по таким делам в стране пока лишь единицы, говорят опрошенные «Сотой» юристы. В августе 2023 года Артём Клыга сам попытался снять себя с воинского учёта и получил отказ. Тогда он подал иск в Центральный районный суд Тольятти, который признал отказ правомерным. В числе прочего суд сослался на некое закрытое указание Генштаба ВС РФ №309/2/654 от 12.05.2023 г., из которого следует, что для снятия с воинского учёта требуется очная явка. По мнению Клыги, это указание прямо противоречит Закону о воинской службе.

Никифор Иванов считает, что большинство отказов в снятии с учёта пока не дошло до судов. «В Санкт-Петербурге, где я работаю, обращений в военную прокуратуру, как правило, достаточно, чтобы комиссариат поменял своё решение», — говорит Иванов. Алёна Савельева также полагает, что в Москве пока редко обжалуют в суд отказы в снятии с учёта.

При этом, как недавно заметила «Сота», в этом году в столичные суды поступило рекордное число исков к военкоматам и призывным комиссиям. Эксперты связали это с попытками оспорить отказы в отсрочках по призыву и добиться права на альтернативную гражданскую службу. 

Автор: Виктор Кравцов