Из коктейля Молотова и палок: как ФСБ сфабриковала дело о терроризме на Ставрополье

В октябре 2022 года силовики в Ставропольском крае задержали четверых друзей по подозрению в планировании теракта, еще одному удалось эмигрировать до включения в список подозреваемых. При обысках в домах были обнаружены взрывчатые вещества и оружие, а у фигурантов во время задержания — наркотики. Следствие считает, что эти люди планировали поджог здания местного военкомата. Часть обвиняемых находится под арестом, в ближайшее время начнутся суды по существу дела. Мы поговорили с Анной Мурневой, женой одного из «террористов», и Владимиром Бурмаем, пятым обвиняемым по делу, которому удалось покинуть Россию. Рассказываем, почему есть основания считать уголовное дело сфабрикованным.

Николай Мурнев и Анна Мурнева с детьми
Личный архив
Николай Мурнев и Анна Мурнева с детьми
Личный архив

С начала мобилизации в стране произошло множество случаев поджогов военкоматов. Изначально они квалифицировались как «умышленное повреждение имущества», но в конце сентября 2022 года в Генштабе заявили, что такие действия будут расцениваться как теракт.

Один из фигурантов дела Николай Мурнев — отец четверых детей, автомеханик и мотоциклист. По словам его жены Анны, он сразу отрицательно отнесся к войне с Украиной, но не высказывался об этом публично и не занимался активизмом. Свое мнение он озвучивал лишь в небольшом чате в телеграме на восемь человек — своих друзей. Все они осуждали войну, делились друг с другом новостями с фронта и не ожидали, что их переписка попадет в руки следователей, а вырванные из контекста сообщения станут доказательствами подготовки теракта. Против пяти участников чата возбудили уголовное дело по ст. 205 ч.2 (террористический акт, совершенный группой лиц по предварительному сговору). Осуществить задуманное, по мнению оперативников, обвиняемые не успели «по не зависящим от них обстоятельствам». Одного из них позднее перевели в статус свидетеля, еще двое человек проходят по делу в качестве свидетелей с самого начала. Анна и Владимир утверждают, что они и дали показания против обвиняемых. Лишь один участник чата не стал фигурантом уголовного дела.

Сейчас под арестом находятся Сергей Дудченко, Николай Мурнев и Кирилл Бузмаков. Владимир Бурмай смог уехать из страны до того, как его объявили в розыск. Расим Булгаков был выпущен из СИЗО, согласившись стать свидетелем обвинения.

Владимир Бурмай
qrz.ru
Владимир Бурмай
qrz.ru

Первый обыск прошел у Сергея Дудченко восьмого октября. В это же время его задержали, якобы обнаружив при нем метадон, а ночью провели еще один обыск в заброшенном доме его сестры. По словам Анны, Сергей был единственным из обвиняемых, активно и публично осуждавшим войну в социальных сетях. Она предполагает, что именно это могло изначально заинтересовать силовиков. В тот же день для осмотра жилища пришли к бывшему полицейскому Владимиру Бурмаю. Тогда дела о терроризме еще не было и оперативно-розыскная деятельность, как утверждает Владимир, велась по ст. 282 УК (возбуждение ненависти и вражды) и действительно была связана с публикациями Сергея.

Оперуполномоченный ФСБ Александр Осенний, который занимается этим делом, судя по всему, долгое время фиксировал публикации Сергея Дудченко. Сергей яро выступал против войны, он публиковал довольно провокационные, жестко антивоенные посты. Изначально они вели оперативно-розыскную деятельность по статье 282. Осмотр моего дома проходил именно по этой статье. Сначала на осмотре они вообще не церемонились. Привезли своих понятых, начали бить меня, хотя я вообще никакого сопротивления не оказывал.Перевернули весь дом, не дали позвонить адвокату. Но ничего запрещенного у меня в итоге не нашли, забрали только компьютеры, телефоны, прибор ночного видения, который является частью моего охотничьего карабина. У меня целая коллекция оружия, но все совершенно законно. Дело в том, что у меня дома все в камерах. Я бывший мент, мне подкинуть наркотики или еще что-то у меня в доме практически нереально. Я собрал соседей, приехали мои друзья, родители. И [силовики] сразу же перестали себя неадекватно вести. И вот по этой 282 статье они, может, надеялись что-то у меня найти. Но ничего не получилось. И при этом все оперативники утверждали, что Сергей якобы вступил в СБУ, планировал теракт, и вместе с ним уже задержали 8 человек. „Я думаю — да нет. Серега, конечно, сильно из-за войны переживал, но он так не мог. Он даже в армии не служил”.Владимир Бурмай

Действительно, в материалах дела, попавших в распоряжение редакции, нет никакой информации о сотрудничестве фигурантов с СБУ. Но есть «доказательства подготовки теракта». Так, в телегам-каналах ФСБ и официальных СМИ опубликовали видео задержания Сергея с кадрами якобы хранившегося у него нелегально оружия. В сообщениях пропагандистских медиа при этом утверждалось, что задержанные являются сторонниками «Азова».

Задердание Сергея Дудченко
Видео ФСБ РФ

По словам Владимира, оружие у Сергея действительно было, но зарегистрированное: «То, что показано на видео, частично действительно было у Сергея. Но это оружие зарегистрировано, на него есть разрешение. Из незаконного там гранаты, литература экстремистская, какие-то взрыватели, патроны, которые не принадлежат Сергею». Владимир утверждает, что гранаты и взрыватели силовики нашли во время второго обыска в доме сестры Сергея. Если при первых визитах использовалась статья о возбуждении вражды и ненависти, то в этот раз оперативники неожиданно воспользовались делом об угоне автомобиля.

Они узнали про этот дом, принадлежащий его сестре. Он заброшенный, нежилой. Там сейчас делается капитальный ремонт. Им нужен был неотложный обыск, поэтому они воспользовались совсем другим делом. Как бы поступил анонимный звонок, что Сергей причастен к угону автомобиля Land Cruiser. Вообще какое-то левое уголовное дело, которое было использовано, чтобы получить ордер на это помещение. Этот „крузак“ они, конечно, по итогу вешать на него не стали, но в дом проникнуть таким образом смогли. Этот дом нежилой, соседей тоже нет — заноси, что хочешь. Так и получилось, что у него прямо на лестнице при входе стоял ящик с гранатами.Владимир Бурмай

Примечательно, что кадры из видео задержания Дудченко противоречат материалам дела. В них утверждается, что Сергея (как впоследствии и остальных фигурантов) задержали на улице полицейские из-за того, что он громко матерился, а при досмотре у него обнаружили наркотические вещества. На это в разговоре с редакцией обращает внимание Анна Мурнева: 

Официально следствие утверждает, что его задержали сотрудники ППС, так как он шел по улице и громко нецензурно выражался. У каждого фигуранта дела такая история. Написано, что задержали сотрудники ППС. Эти сотрудники ППС дают показания в суде, о том, что да, действительно задерживали. Но в видео, опубликованном ФСБ, показано, как задерживают Дудченко. И явно видно, что это никакие не сотрудники полиции, одеты вообще не так. А прямо сейчас на судах по наркотикам и незаконному хранению оружия какие-то полицейские утверждают, что сами его задерживали. Адвокат Сергея хотел приобщить это видео в качестве доказательства, но судья этого не сделала.Анна Мурнева

Так, после обысков у Сергея Дудченко уголовное дело о возбуждении вражды и ненависти переквалифицировали в теракт.

Вскоре пришли и в дом Николая Мурнева.

Во время обыска мужа не было дома, он уехал на работу. Вообще, мы ожидали, что к нам придут, потому что первого человека задержали за четыре дня до этого, и вообще обыски уже проходили у друзей. К этому моменту мы уже понимали, что придут и к нам. Но тогда мы думали, что ничего страшного не будет, ведь у нас ничего такого не смогут найти, — вспоминает Анна. — Я сразу попросила позвонить мужу, чтобы он приехал и все происходило при нем, но мне ответили, что он сейчас занят.Анна Мурнева

Позже Анна узнала, что Николая задержали рядом с его работой. Якобы из-за того, что тот «нецензурно выражался в общественном месте», как и Дудченко. При себе у него обнаружили наркотики и арестовали. То же самое произошло и с другими фигурантами. По ст. 228 ч.2 (незаконное приобретение наркотиков в крупном размере) Мурнева, Булгакова и Бузмакова уже приговорили к трем годам условного лишения свободы. Заседания у Дудченко все еще продолжаются.

Найти что-либо незаконное в доме Николая не удалось, и силовики начали обыскивать гараж.

Мы заходим в гараж, и из-за дивана вытаскивают две бутылки „с неизвестной жидкостью, визуально похожие на коктейли молотова“. Сказать, что я была в шоке — это передать лишь малую долю чувств, испытываемых в тот момент, — рассказывает Анна у себя в сторис инстраграма. — Внимание, вопрос: если бы это действительно были бутылки мужа, стал бы он хранить их в гараже, зная о том, что друг арестован и что к нему придут с обыском… Ответ, по-моему, очевиден.Анна Мурнева

Также Анна вспоминает о найденных раннее у Дудченко гранатах. «Ну, если у них уже там и гранаты есть — для чего тогда, по мнению следствия, было еще коктейли Молотова делать, это опять нелогично», — недоумевает она. Позже сосед Мурневых поделился с Анной — пока обыск проходил в доме, он видел, как силовики заносили в гараж «какие-то коробки».

Николай Мурнев и Анна Мурнева
Личный архив
Николай Мурнев и Анна Мурнева
Личный архив

Анна встретилась с Николаем спустя месяц, на свидании в СИЗО. Тогда же он рассказал ей о том, как его задержали, и что происходило с ним в следующие несколько дней.

В девять [часов утра] я отвезла его на работу, он вспомнил, что там закончилось мыло для рук, и пошел за ним в соседний магазин. Подъезжает микроавтобус, ему надевают наручники, затаскивают в машину и надевают мешок на голову. Пока куда-то везли, приклеивали скотч на пальцы (как позже мне расскажут, именно так появляются отпечатки пальцев на нужных предметах). Его били ногами и током, заставляя дать показания на друзей и подписать документы с клеветой на себя, признать, что они готовили теракт, что бутылки из гаража они сделали сами. Сначала он держался и не соглашался на это, потом начали давить на самое больное. Сказали, что детей заберут в детдом, а мне также что-нибудь подкинут или сдадут в психушку. Оказывается, вариантов навредить родным много. Тогда он согласился и все подписал, а после, уже в камере, решил, что если его не будет, значит и нас не тронут, и ему больше не придется давать клеветнические показания. Ложкой он пытался проткнуть артерию на шее, на свидании я увижу эти шрамы. Достать до артерии у него не получилось, вместо оказания медицинской помощи его закрывают в карцер на десять дней. Повезло только, что, когда вызвали медсестру для осмотра, она успела сунуть ему в карман антибиотики. После карцера на него продолжат оказывать психологическое давление. Будут рассказывать, что мне и детям наносится вред сексуального характера. На свидание я приду шестнадцатого ноября и не смогу узнать в человеке за стеклом моего мужа.Анна Мурнева

По словам Анны, ей пришлось убеждать Николая, что они с детьми в порядке.

Спустя два дня после задержания Николая Владимир Бурмай отправил к нему своего адвоката. По его словам, на том «не оставалось живого места». Также через адвоката Николай передал, что его вынуждают подписывать показания в том числе и против самого Владимира. В тот же день Владимир на машине покинул страну. Как он и предполагал, не зря.

С Кириллом Бузмаковым и Расимом Булгаковым произошло то же самое — задержание с наркотиками, обыски и пытки. Дела по ст. 228 у фигурантов (хотя официально задержаны они в разное время и независимо друг от друга) совпадают настолько, что в материалах дел перепутали их фамилии. Так, Мурнева в приговоре назвали Булгаковым.

Копия приговора, где перепутана фамилия
Копия приговора, где перепутана фамилия

По словам Владимира, Расим Булгаков обращался к «Команде против пыток», но после перевода в статус свидетеля и заключения соглашения со следствием отказался от помощи. В «Команде против пыток» подтвердили «Соте», что обращение от Расима действительно было.Также Владимир утверждает, что силовики били и других свидетелей (о чем ему рассказали они сами), заставляя оговорить своих знакомых.

Согласно полученным показаниям, Дудченко оказался «приверженцем нацистской идеологии», остальные обвиняемые, каким-то образом, язычниками. Поджог военкомата они планировали в течение практически пяти месяцев, а Мурнев даже ходил туда «на разведку». К этим показаниям добавили выдержки из переписки в групповом чате. Анна Мурнева утверждает, что они истолкованы неверно:

Есть скриншоты из переписки, но они вырваны из контекста. К примеру, кто-то из участников зарепостил в чат новость, что где-то кто-то поджег военкомат. И все, это прикладывается к делу. Моему мужу они приписывают, что он ходил на разведку в военкомат, и он действительно туда ходил — уточнить данные по повестке, когда началась мобилизация. И вот, они берут сообщение „я пошел в военкомат“ — и все, вот и доказательства.Анна Мурнева

Владимир Бурмай поделился похожими мыслями по поводу материалов дела:

Получается, что с 14 мая 2022 года мы планировали поджог военкомата. Во-первых, в это время не было еще мобилизации, военкоматы только потом все начали поджигать. Во-вторых, а что нам тогда мешало эти полгода, почему так долго? Абсурд заключается еще в том, что, по материалам дела, поджечь мы вообще должны военкомат в другом городе — в Пятигорске. А Коля ходил по повестке в наш военкомат в Ессентуках, что он там разведывал — непонятно.Владимир Бурмай

На данный момент следственные действия завершены, дело передали в суд. Первое заседание по существу состоялось седьмого февраля 2024 года. По словам Анны, Дудченко и Мурнев намерены отказаться от признательных показаний, о планах Бузмакова она не знает. Мужа в последний раз Анна видела в ноябре 2023 года, а в декабре вместе с детьми уехала из России.

Николай Мурнев и Анна Мурнева с детьми
Личный архив  
Николай Мурнев и Анна Мурнева с детьми
Личный архив  
В целом, [Николай] уже нормально себя чувствует. За этот год он адаптировался к новым условиям. Настроен он на то, чтобы добиться какой-то справедливости, но не знаю, насколько это возможно в сегодняшних реалиях, — рассказывает она. — Близится суд, и он планирует отказываться от своих показаний, данных во время следствия. Он тогда все подписал во многом потому, что ему угрожали что-то сделать с семьей. Что опека заберет детей, мне что-нибудь подкинут. И теперь, когда я уехала, я могу освещать это все, обращаться в СМИ, а рычагов давления на него осталось меньше.Анна Мурнева

Владимир Бурмай объясняет уголовное дело произошедшим 8 октября взрывом на Крымском мосту. По его словам, необходимость срочно поймать «каких-нибудь террористов» появилась из-за приказа сверху, а сами сотрудники этого даже не скрывают:

Они не стесняются, ходят по городу и говорят — если бы мы в этом чате не трындели на власть, ничего бы этого с нами не было, что мы просто вот так попались под руку.Владимир Бурмай