«Индиана Джонс и Колесо судьбы»: как и почему провалилась новая часть знаменитой франшизы

В России хорошо знают эту серию фильмов, в нулевых классические ленты от Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса многократно крутили по телеканалам (соперничать по популярности с ними мог разве что «Пятый элемент» Люка Бессона). Те старые фильмы, конечно, не претендовали на интеллектуальность – это забавное, легкое приключенческое кино, которое приятно смотреть всей семьей, не боясь отвлечься на приготовление салатов – сюжет столь непритязателен, что можно смотреть его фрагментарно или со второй половины. В классической трилогии 1980-х был шарм, своеобразное обаяние, которому прощалось все, включая сюжетные дыры и совершенно нереалистичные трюки главного героя. Но прекрасная эпоха Спилберга закончилась, и на ее закате он снял «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Многие хотели бы забыть этот фильм. Его не спас ни профессионализм Спилберга, ни уже заметно прохудившаяся харизма Харрисона Форда. В «...Королевстве» внезапно возникла тема семьи: вечного странника Индиану Джонса наконец-то женили, и он осознал себя любящим отцом. Это не помешало ему, однако, получить «Золотую малину» в номинации «Худший ремейк или сиквел».

Кадр из фильма: «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / imdb.com
Кадр из фильма: «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / imdb.com

Непонятно было: зачем это продолжать? Что может рассказать зрителям новый фильм? Актер состарился, сейчас Форду 80 лет. Спилберг потерял интерес к франшизе, сейчас он снимает реализм, приключения – уже не его жанр. «Lucasfilm» (студия Джорджа Лукаса снимала все фильмы франшизы) была куплена «Диснеем», а мы помним, что нынешний «Дисней» умудряется испортить все, что создали до него. Новый фильм должен был неизбежно потерять остатки старого очарования и превратиться в банальный «фильм кассы», в основном, этим сейчас и занимается «Дисней» – только зарабатыванием денег в обход искусства. Неприятно, что прогнозы оправдались: «Индиана Джонс и Колесо судьбы» – это плохой фильм с безбожно раздутым бюджетом, знаменитостями, которые не знают, что им играть, и скучным и нелогичным сценарием, что заставит страдать любого поклонника жанра и фаната франшизы (хотя это не так плохо, как новые «Звездные войны»).

Фото со съёмок «Индиана Джонс и Колесо судьбы»
Jonathan Olley / Lucasfilm Ltd / imdb.com
Фото со съёмок «Индиана Джонс и Колесо судьбы»
Jonathan Olley / Lucasfilm Ltd / imdb.com

Зрителя встречает 25-минутный пролог, в котором омоложенный Харрисон Форд (из 80 лет в 35, как в первых фильмах) забирается в нацистский поезд, чтобы похитить у злых фрицев очередную реликвию. Стоит сказать, «омоложение» неплохо смотрится, эффекта зловещей долины нет, того и гляди лет через двадцать можно будет лицезреть на экране юных Хамфри Богарта и Ингрид Бергман. Чтобы Форд смотрелся как в лучшие годы, его нынешнее лицо заменили лицом из фильмов 1980-х. 

Омоложенный Харрисон Форд.
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Колесо судьбы» / imdb.com
Омоложенный Харрисон Форд.
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Колесо судьбы» / imdb.com

«...Колесо судьбы» бросает нас в 1944 г. Опять нацисты, которые охотятся за артефактами во имя фюрера, вступают в схватку с простыми американскими археологами, что с легкостью разобьют целую вооруженную роту. В ходе стычки Индиана Джонс добывает некий диск, сделанный самим Архимедом. Отчего-то находка его совершенно не интересует, он не пытается ее изучить или, если уж самому не нужно, пожертвовать музею. Нет, диск Архимеда годами пылится в его ящике, пока в 1969 г. к нему не заявляется его крестница (почти Лара Крофт) и те самые нацисты, что бегали за Джонсом в 1944 г. Да-да, в 1969 г. Джонс все так же воюет с нацистами (главный из которых – Мадс Миккельсен).

Кадр из фильма «Индиана Джонс и Колесо судьбы» / imdb.com
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Колесо судьбы» / imdb.com

Логика и здравый смысл покидают фильм уже в первой половине. Взять хотя бы то, что с 1944 г. (и 35-летнего героя) прошло всего-то 25 лет. То есть главному герою должно быть лет 60, максимум 65. Но Харрисон Форд выглядит на свои 80, это бросается в глаза и вызывает большие вопросы. Да и поступили с Индианой сценаристы так себе: убили его любимого сына (зачем?) и развели с не менее любимой женой. Джонс выглядит откровенно плохо, усталым и больным человеком. Смотря на него, не веришь, что он сможет лазить по горам и нырять в пучины, как раньше. Авторы это тоже понимали, поэтому новые приключения Джонса на суше и на море смотрятся блекло и уныло. Зрителю напоминают: сейчас случится погоня, готовься! Но погоня эта – максимально безопасная, за экшен должна была отвечать рваная съемка, но вышло не динамично, а вырвиглазно. 

Кадр из фильма «Индиана Джонс и Колесо судьбы» / imdb.com
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Колесо судьбы» / imdb.com

Герои отправляются искать затонувший пару тысяч лет назад корабль, который за это время почему-то никто не обнаружил. А потом оказывается, что обломки корабля находятся на глубине максимум 30 метров, и это в расщелине (!) в Средиземном море. Временами авторы просто не знают, что еще накрутить – фантазии не хватает. Поэтому они прибегают к отсылкам как к старым фильмам серии (особенно полюбился им «...Храм судьбы»), так и к фильмам, что к лентам об Индиане Джонсе не имеют отношения (цитировали, например, одну из частей «Джона Уика»). Фильм мог бы спасти сюжет, но он – лишь скучное повторение прежний частей. У хороших героев нет арок, которые бы интересно их раскрывали. Мотивация злых так и вовсе странна и запутанна (зачем нацисты хотят убить Гитлера?). Зрителю не объясняют, как работает артефакт и как Джонс с напарниками понимают, с чем его использовать. В итоге «...Колесо судьбы» кажется набором скучных сцен, у которых нет никакого смысла.

Фото со съёмок «Индиана Джонс и Колесо судьбы»
Jonathan Olley / Lucasfilm Ltd / imdb.com
Фото со съёмок «Индиана Джонс и Колесо судьбы»
Jonathan Olley / Lucasfilm Ltd / imdb.com

Как и прошлую часть франшизы, «...Колесо судьбы» показали на Каннском кинофестивале. До этого его называли «главным блокбастером 2023 г.». После Канн же пыл немного поутих. Прокат начался 30 июня при средних оценках иностранных критиков. Фильм смог взять первое место в прокате США, но сборы у него слишком маленькие – около 130 миллионов по всему миру. В то же время, чтобы окупиться, «... Колесу судьбы» нужно собрать минимум 700 миллионов, только на производство, без учета маркетинга, было потрачено около 300 миллионов долларов. Сейчас это кажется недостижимой цифрой, ведь с каждой новой неделей сборы будут падать. Согласно американским данным, «Дисней» и «Lucasfilm» не смогли заинтересовать молодую аудиторию. Так, 42% зрителей фильма в США – это люди старше 45 лет. Впрочем, можно говорить не только о крушении франшизы о Джонсе. Жанр приключенческого кино постепенно теряет популярность. Недавний «Круиз по джунглям» от того же «Диснея» оказался схожим провалом – сборы в 213 миллионов при бюджете в 200 миллионов.

Фото со съёмок «Индиана Джонс и последний крестовый поход» / imdb.com
Фото со съёмок «Индиана Джонс и последний крестовый поход» / imdb.com

В Россию «...Колесо судьбы» попало по параллельному импорту. Его уже можно посмотреть в кинотеатрах с неплохим дубляжом. Пока на сеанс можно попасть за 1000-1500 рублей. Скоро копии получат кинотеатры, рассчитанные на массы, и цена на билет упадет до 350-500 рублей за сеанс. Стоит ли оно того, большой вопрос. Соскучившись по заграничному экшену, российский зритель может пойти и на «...Колесо судьбы» и получить от него большое удовольствие. Но это скорее от нехватки действительно хороших фильмов, которые к нам не попадают даже с параллельным импортом.