«Эскортница»: главный киноподарок женщинам на 8 марта

   8 марта в российский прокат вышла «Эскортница» – сомнительный подарок женщинам на День женских прав и свобод. Авторы явно хотели хайпа, только вот получилось неприятно. Оскорбились многие – неужели не нашлось другой темы для праздника? И все же «Эскортница» не так проста, как кажется, и за волной хайпа и общественного недовольства можно рассмотреть неплохое кино о тяготах – и нет, не только секс-работниц. 

О главном «женском» фильме этой весны – в нашем новом материале.

   Итак, российские прокатчики решили показать на 8 марта фильм о быте секс-работниц. Возможно, наш ответ «Яме» Куприна – почему бы и нет, мало ли. Не нужно быть финалистом «Битвы экстрасенсов», чтобы рассмотреть черный пиар – ну кому понравится, что в День борьбы за права женщин этим самым женщинам втюхивают историю о «первой древнейшей»? Да, неравнодушный человек заметит насмешку, может, и оскорбление. Конечно, все не так ужасно. Авторы не собирались обижать наших женщин, наоборот – хотели показать сильную женщину в сложных обстоятельствах, параллельно раскрыв горести женской доли на Руси. Получилось ли у них? Отчасти. Оскорбить «Эскортница» может лишь самого консервативного зрителя, который от лицезрения секса (без подробностей!) схватится за сердце и выбежит из зала. А многие женщины рискуют узнать в проблемах Кристины свои (пусть и частично). 

   Кристина, она же Анна (Кристина – рабочее имя) прошла тяжелый путь. В юности она пережила групповое изнасилование, никого не наказали, и девушка вступила во взрослую жизнь душевно покалеченной. Потом она стала проституткой, за несколько лет «поднялась» (этот момент не раскрывают), и в начале фильма нам показывают уже Кристину-сутенерку. Она держит пару десятков «девочек», а те за большие деньги ублажают шейхов и богатых чиновников в Дубае. В России у нее больная мама, которая не знает о профессии дочери, и жених из МИДа – с ним Кристина/Анна притворяется дочкой профессора и организатором выставок аж в Лувре. Конечно, так не могло длиться вечно – и вот «бизнес» героини сворачивают, девочек арестовывают и грозятся упечь на 25 лет, мама на грани смерти, жених узнает, что Кристина во всем его обманывала, а сама Кристина задолжала недовольным клиентам миллион долларов. 

   На самом деле, у большинства зрителей изначально сложилось неправильное представление об «Эскортнице». Тот же трейлер обещал нам оргии, подпольную жизнь, влиятельных мужчин, скандалы, интриги и немного расследования. В действительности «Эскортница» – это ровная драма, оставившая обещанную скандальность за порогом кинотеатра. Вначале, и правда, показывают оргию в отеле Дубая (впрочем, довольно целомудренно), голых девушек и каких-то клиентов, которым нужна вечеринка на трое суток (а в итоге все заканчивается в первый же день). Потом Анна/Кристина отбывает в Москву – и оставшиеся 80 минут зритель видит ее за рулем машины. Она спешит к матери в больницу – какие уж тут яркие оргии? Героине постоянно названивают, спрашивают, что делать, шантажируют, угрожают убить ее близких. Кристина/Анна истерит, успокаивается, снова истерит – и все это не вылезая из автомобиля. Ситуация у героини страшная, Анна Старшенбаум отлично отыгрывает, возможно, свою лучшую роль. Но сюжет неизбежно провисает. Мало кто из зрителей хочет довольствоваться однообразной поездкой по вечерней Москве и телефонными звонками от друзей/врагов/клиентов героини. Даже прошлогодняя «Кэт» (тоже об эскорте, из программы ММКФ) рассчитана на более массового зрителя, чем «Эскортница».

   Пожалуй, главное достоинство фильма – это то, что он вызывает сочувствие к главной героине. Поначалу сложно проникнуться чувствами сутенерши, но Старшенбаум слишком убедительна, а сценарий в какой-то момент перегибает палку с неприятностями для нее. На несчастную Анну в одночасье сваливается все – она остается без денег, без работы и без поддержки близких. Грубый прием, но как тут не посочувствовать? И все же в «Эскортнице» получается сложный женский образ – героиня одновременно ужасна и вызывает брезгливость (нет, не профессией), и ее хочется пожалеть, понять и простить. Анна – лживая, запутавшаяся, циничная, разбитая, но жертва ли она обстоятельств? Двойственность героини тут возникла скорее случайно. Заметно, что авторы хотят ее оправдать, но если идти у них на поводу, можно уйти во вредное черно-белое восприятие. Если героиня хорошая и жертва, и, вопреки всему, ее можно простить, то какова мораль этого фильма? 

   Фильм зачем-то хочет поделить мир на две части – мужскую и женскую. При этом женское начало показывают как доброе, а мужское – как злое. Женщины в фильме (все!) умеют любить, прощать, заступаются за своих и раскаиваются. Мужчины же (все!) циничные мрази, которым лишь бы насиловать, шантажировать и просто использовать противоположный пол. Странно это, учитывая, что основные авторы фильма – мужчины. Можно было бы списать на радикальный феминизм, но положительные героини глуповаты, а некоторые и больше – тупы. Они совершают множество нелепых поступков, словно не способны анализировать, к чему все может привести. По сути, вся эта история – история невероятной тупости и умения создавать проблемы на ровном месте. Даже Анна/Кристина, столько лет работавшая в интим-сфере, не может вовремя и логично реагировать на, в общем-то, очевидные «рабочие» проблемы. Что уж говорить о других женщинах, мотивация которых порой остается где-то вне фильма. Но зато они хорошие и жертвы мужского мира. А мужчины пользуются их слабостью, глупостью, сентиментальностью. Так ли все обстоит на самом деле? Отчасти. Но правильно ли опять скатываться в пресловутое «все мужики – сволочи» (а женщины – жертвы?). Тем более непонятно, что фильм хочет сказать – что женщины угнетены и нужно что-то менять? Или что такова женская натура и можно не стараться, ничего не изменить? 

   Если бы не сильный и неоднозначный образ, сотворенный Старшенбаум, фильм можно было бы не смотреть. Но Анна/Кристина спасает «Эскортницу» от провала – тем, что она существует вне изначально заданных рамок черного и белого. Как ни пытались ее сломать в этом искусственном мирке женщин-жертв и мужчин-тиранов. Именно она делает «Эскортницу» не только смотрибельной, но местами и интересной, и трогательной, и чувственной. Жаль лишь, что после фильма возникает мысль: неужели в России 2023 г. у женщин только два пути – быть ломовой лошадью или секс-игрушкой богатых мужчин?