Эмиграция во Францию, в поисках социального рая.

Во Франции, как и во всей Европе растет количество беженцев. При этом нельзя сказать, что Франция суперпопулярна у мигрантов. Запросов во Франции меньше, чем в среднем по Европе, и намного меньше, чем в соседней Германии. Для сравнения, в 2023 году, по данным французского агентства по делам беженцев, запросы на убежище подали около 150 тысяч человек, за тот же период в Германии было подано более 350 тысяч прошений. Количество россиян, запросивших убежище во Франции в 2022 году, составляет чуть больше 3000 человек. Средний процент положительных решений по беженству в стране – около 33%.

Париж
Руслан Терехов / SOTA
Париж
Руслан Терехов / SOTA

Кто едет во Францию и почему? В мире неспокойно. Уход американцев из Афганистана, нападение России на Украину, вялотекущие, но продолжающиеся десятилетиями конфликты в других частях мира, перенаселенный и до предела нищий Бангладеш, бывшие французские колонии в Африке Конго, Гвинея и многие другие – все это ресурс нарастающей миграции во Францию. В Европе в целом ситуация с миграцией тяжелая, в первую очередь из-за преобладания нелегалов. Европа отгородилась от Третьего мира серьезными визовыми ограничениями, однако ничего не может сделать с теми отчаянными, кто прибывает на лодках в итальянскую Лампедузу или пользуется Балканским путем через горы. Большинство из них – беженцы экономические, которые покидают свои страны ради лучшей жизни, но мигрировать легально им не позволяет уровень образования или отсутствие денег. Путь нелегального мигранта крайне опасный и тяжелый, однако для тех, кто его преодолевает, Европа открывает большие возможности. В том числе и во Франции как одной из самых устойчивых экономик Европы с широким социальным обеспечением населения, в том числе мигрантов.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Главный вопрос последних лет – сколько еще мигрантов сможет принять страна, учитывая, что сегодня более полумиллиона человек проживают со статусом беженца, а есть еще около двух миллионов нелегальных мигрантов, которым в беженстве было отказано. По данным Счетной палаты Франции и Министерства внутренних дел, в 2023 году власти смогли депортировать только десять процентов от числа лиц, подлежащих депортации. На это откровенно нет ни сил, ни средств. Учитывая это, а также крайне лояльную к эмигрантам систему, когда до решения о депортации могут пройти годы, тема нелегальных мигрантов и мигрантов вообще одна из самых обсуждаемых во внутренней политике государства. И, на мой взгляд, эта тема излишне политизирована.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Если посмотреть на результаты крупных выборов последних лет, крайне правые политики быстро набирают популярность. Лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен уже на вторых подряд выборах президента Франции выходит во второй тур и все с большим процентом. Нынешнему президенту Эмманюэлю Макрону удалось выиграть последние выборы, только пообещав избирателям внести изменения в миграционную политику. Что и случилось недавно. Изменения некритичные и кардинально на положение мигрантов, а тем более признанных беженцев не повлияют, однако традиционно сильные во Франции леволиберальные силы бьют тревогу.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Дело в том, что правые националисты зацикливают большинство проблем в экономике на мигрантов, ловко играя на чувстве неприязни к чужакам. Несмотря на то, что современная Франция основана не на этническом принципе, а на принципе определенных ценностей, манипуляции правых, как мы видим, достигают своих целей. Избиратели во Франции недовольны растущими ценами и безработицей, высокими налогами и снижением уровня жизни. Однако вряд ли в этом виноваты только мигранты. Поддерживать социальный рай для всех жителей страны становится с каждым годом все тяжелее. Высокие налоги и социальные отчисления тормозят рост экономики, при этом сдерживать цены и обеспечить всех минимальным уровнем социальных благ не просто. Правительство Макрона делает все, чтобы остановить отток бизнеса и развивать новые сферы, например айти, но недовольство все равно растет. Например, в начале этого года небывалыми забастовками отметились аграрии, а на традиционной агровыставке в Париже протестующие ворвались в помещение и заблокировали в нем президента Макрона на 13 часов. До этого Макрона на этой выставке не раз забрасывали яйцами.

Однако, несмотря на очевидные проблемы, пока государство справляется, балансируя между социальными обязательствами, необходимостью урезать расходы и повышать эффективность экономики. При этом государство прекрасно понимает, что миграция – это не только нагрузка на социалку, но и возможности для экономики. Новые граждане – это новые налогоплательщики, и при стремительно стареющем населении и низкой рождаемости миграция просто необходима. Для этого вновь прибывших стараются как можно быстрее интегрировать во французское общество и экономику. При правильной политике все расходы, связанные с первичным приемом мигрантов, с лихвой покрываются в виде налогов от их трудовой деятельности. И за себя, и за того парня, который беженство, например, не получил. Хотя и нелегальные мигранты вносят значимый вклад в экономику в тех секторах, где рабочие руки необходимы, в том же сельском хозяйстве или строительстве. По новому закону о мигрантах в качестве послабления нелегалам, проработавшим хотя бы 12 месяцев из последних 24, дают возможность оформить ВНЖ, если они, конечно, не совершали преступлений.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Расскажу на своем примере, как происходит прием и интеграция беженцев. С момента подачи заявления, государство берет за вас ответственность, еще даже не видя вашего кейса. Предлагается размещение и социальное обеспечение, доступ к бесплатному питанию и медицине. Во Франции выстроена весьма эффективная система первичного и дальнейшего приема мигрантов. За это отвечает широкая сеть некоммерческих объединений с филиалами по всей стране. Мигрантов размещают в имеющемся фонде социального жилья, обычно в провинции, но есть случаи размещения и в больших городах, даже в Париже, кому как повезет. Это могут быть как отдельные квартиры, так и комнаты в общежитиях с доступом к общей кухне, ванной и туалету. В зависимости от возможностей принимающей организации мигрантам предоставляются наборы продуктов питания, языковые и интеграционные курсы.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Жилье, как правило, не отличается большим комфортом, но там есть все необходимое. После месяца жизни в Париже, в хостелах и на вписках, отдельная комната в центре приема CAES (Комитет социальной взаимопомощи) в маленьком городке Блуа в Центральной Луаре показалась большим благом. Есть небольшая сложность жить с людьми совершенно другого культурного профиля, например с выходцами из Африки, но все решаемо путем переговоров. Конфликты и проявление агрессии строго запрещены, за это можно лишиться не только размещения, но самого беженства. Все это понимают.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Социальные работники помогают составить и перевести на французский язык кейсы беженцев для дальнейшей отправки в OFPRA (Управление по защите беженцев и лиц без гражданства). Спустя примерно месяц соискатели беженства начинают получать небольшое пособие – примерно 200 евро в месяц. При этом бесплатное размещение и питание остаются в силе. Средний срок рассмотрения прошения об убежище составляет 4,5 месяца. Если решение положительное, выдается соответствующий документ (ВНЖ), действительный в течение 10 лет. При этом признанные беженцы могут сразу обратиться за французским гражданством, а не ждать его несколько лет. Однако нужно знать язык не ниже уровня B1 (уверенное владение речью и письмом). После того, как вам присвоили статус беженца, у вас есть право проживать в социальном жилье от трех до шести месяцев. За это время социальные работники помогут подыскать вам первое собственное жилье в аренду, а также помогут с поисками первой работы. Работать до получения статуса нельзя. Ваше пособие также увеличивается с 200 до 600 евро. Однако, как только вы начнете зарабатывать хотя бы минимальную зарплату (около 12 евро в час при 35 часовой рабочей неделе), пособие будет снято. Таким образом вы станете полноценным резидентом Франции со своими обязанностями, но и привилегиями. Например, если вы уволитесь с постоянного контракта, то еще около года сможете получать до 75% от заработной платы, если же вы попали под сокращение, то выплаты будут гораздо больше.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Если же OFPRA откажет в статусе беженца, то существует возможность подать апелляцию в Национальный суд по делам беженцев (CNDA), который часто решения OFPRA пересматривает. Юридическая помощь при этом бесплатна, адвокат предоставляется государством. При отрицательном решении суда также есть возможность повторно подать заявление в OFPRA, которое будет рассмотрено в ускоренном порядке. Однако, даже после всех отказов депортация может занять годы или вовсе не случиться. При этом вы, скорее всего, не окажетесь на улице. Даже нелегалы имеют право на получение экстренной медицинской помощи, еду и кров. В этом помогают многочисленные благотворительные организации.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Что касается россиян, то экстрадиция даже при отказе невозможна, учитывая происходящее в стране. Могу привести пример россиянина Александра Полтавского, который в 2015 году после аннексии водрузил флаг Украины над самой высокой точкой Крымского полуострова. Ему пришлось бежать в Польшу, а оттуда во Францию. В беженстве на территории Франции ему было отказано, однако уже много лет он нелегально проживает в лесах под Страсбургом в палатке и рассказывает о своих приключениях в своем YouTube-канале. На все просьбы перейти в социальное жилье он отказывается, но время от времени соглашается на госпитализацию в местную больницу. Всем необходимым его снабжают благотворительные организации, у него есть даже электрогенератор.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Принцип такого отношения к мигрантам, в том числе нелегальным, строится на логике безопасности в обществе. Люди, которым не нужно драться и убивать за еду, не будут драться и убивать за еду. Поэтому, хоть уровень преступности во Франции с каждым годом и растет, доля насильственных преступлений против личности невысока. Да, кражи и грабежи во Франции, особенно в крупных городах, не редкость, но в целом это одна из самых безопасных стран Европы.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Зачастую образ «опасной» Франции рисует российская пропаганда, показывая уличные беспорядки и бомжей на центральных улицах Парижа. Однако беспорядки – все же редкость, обходятся они без серьезных жертв и быстро локализуются. Власть делает выводы и вступает в диалог с протестующими. С бездомными работает множество организаций, им привозят еду и воду, предлагают варианты с размещением. С проблемами так или иначе работают, а не просто закрывают на них глаза.

Евгения Балтатарова / SOTA
Евгения Балтатарова / SOTA

Франция показывает прекрасный пример открытости, толерантности, защиты прав человека, свободы слова и демократии. Это не просто. С одной стороны, существует проблема радикальных исламистов, которые время от времени дают о себе знать через теракты и беспорядки, с другой стороны, проблема радикализация националистов, призывающих лишить прав людей с другим цветом кожи и культурным бэкграундом. Однако общество во Франции очень осознанное, образованное, если можно так сказать, «взрослое», поэтому до сих пор, на мой взгляд, стране удается решать проблемы, не отступаясь от принципов, провозглашенных еще два с половиной века назад – Свобода, Равенство, Братство.