Месяц назад Евгений Пригожин пошел «маршем справедливости» на Москву. Однако то, в чем многие видели потенциальную революцию, продлилось лишь день — войска Пригожина развернулись на полпути и прекратили переворот в течение суток. В итоге ЧВК «Вагнер» и сам Пригожин ушли в Беларусь, в России их стараются забыть.
Переворот, даже не случившийся, — вещь необычная и тревожная в реальной жизни. А вот в видеоиграх этот сценарий достаточно популярен. В честь последних событий мы решили вспомнить самые яркие примеры игр, где можно свергнуть диктатуру или принять участие в свержении режимов.
Skyrim
Начнем с самого известного примера. Тема революции в пятой части The Elder Scrolls не основная. Во главе угла тут все же спасение мира от нашествия драконов, исследование подземелий, борьба с драуграми и воровство сладких рулетов. Однако политический вопрос в провинции Скайрим стоит весьма остро: даже грядущий конец света не сдерживает гордых нордов от войны за независимость от большой империи Мидов и влияния Талмора, доминиона высших эльфов альтмеров.
Сам политический конфликт, как в целом весь сюжет Skyrim, не блещет какими-то уникальными идеями и непревзойденным качеством текстов и диалогов, но все же захватывает интересными нюансами. С одной стороны норды, а конкретнее группировка «Братьев Бури» (Stormcloaks), кажутся «хорошими парнями»: они воюют за независимость своей родины и свободу вероисповедания. Согласно договору о перемирии между государствами, в Скайриме запрещено открытое поклонение Талосу, богу-императору: эльфы Талмора отрицают эту религию, так как не верят, что смертный может стать богом. Лидер Братьев Бури — Ульфрик Буревестник, «истинный» король Скайрима, подавивший восстание в Маркарте и пропагандирующий открытое поклонение Талосу.
С другой стороны, «Братья Бури» — радикальные националисты, ненавидящие другие расы. Всех не-нордов, особенно эльфов, сгоняют в гетто или вовсе выгоняют из городов. А сам Ульфрик решает все вопросы силой, не чурается пыток женщин и в целом обвиняется во множестве военных преступлений. То, что он подает как освободительную войну для нордов — лишь попытка узурпировать трон и развалить Империю.
Геймплейно политический конфликт выражен в двух сюжетных ветках: стороне имперского легиона и Братьев Бури. Вы можете присоединиться к одной из двух фракций и отстаивать ее идеи, взаимодействуя с их лидерами и выполняя опасные задания. Это необязательная часть сюжета, которую можно спокойно пропустить. По итогу длинной квестовой цепочки и нескольких сражений около стратегически важных фортов и городов вы или выгоните Империю из Скайрима вместе с Ульфриком, или убьете лидера Братьев Бури и объедините всю провинцию под управлением имперцев.
Gothic 3
Если в Skyrim революция — это, скорее, большой побочный квест, то у третьей Gothic война с угнетателями — основная тема. По сюжету игры герой предыдущих частей с друзьями бегут с тюремного острова Хоринис на материк, в свою родную страну Миртану. Но последнюю уже захватили орки, одержав победу в многолетней войне с человечеством. Часть людей стала коллаборантами-наемниками, сменив государственные красные цвета на зеленые, а остальных выживших превратили в рабов.
Каждый город Миртаны теперь во власти вождя-наместника, а гарнизоны забиты громилами с тяжелыми топорами и предателями, собранными из бандитов, убийц и даже бывших солдат короля.
Хоть война, по факту проиграна, надежда еще есть. Король жив и заперт под волшебным куполом (барьер — это вообще любимая фишка студии Piranha Bytes, что в том или ином виде есть практически в каждой ее игре). А остатки верных ему воинов сбились в повстанческие лагеря и ведут партизанскую войну из лесов и пещер Миртаны.
У игрока, чья миссия вообще состоит в поиске некроманта Ксардаса, есть выбор: помочь повстанцам устроить революцию и отвоевать королевство людей назад, или пойти по пути наемника и поступить на службу захватчикам. Вне зависимости от выбора, процесс завязан на заработке лояльности той или иной фракции.
Скажем, вы решили помочь повстанцам отвоевать город. Для этого вы ищете для них связки оружия, чтобы было чем снаряжать рабов перед началом бунта. Поставляете партизанам еду или лекарства, помогаете наладить агентурную сеть в оккупированных городах. Параллельно вы подрабатываете на орков: избавляетесь от бандитов и волков, опрашиваете людей на предмет верности командиру стражи — в общем, делаете все, чтобы вас пустили или к вождю или в стратегически важный район города для разведки. По итогу выполнения заданий, заработка репутации и прочих действий вы начинаете масштабную революцию и отбиваете город в пользу лоялистов.
Причем это не просто зачистка аванпостов. У каждого города есть свои персонажи и конфликты, свои пути разжечь пламя восстания. Отвоевать таким хитрым путем все населенные пункты не получится: в какой-то момент слава о человеке-освободителе из-за моря разлетится по верхам орды, и они начнут узнавать вашего героя. Поэтому, если сразу же начать активно отбивать города, можно лишиться возможности выполнить целую кучу заданий. Ведь война за освобождение города начнется сразу же, как великий революционер подойдет ко входу крепости.
Помимо вопроса орочьих кланов в игре есть конфликт в пустыне Варант, где города местных жителей оккупировал культ ассассинов Белиара, бога тьмы и смерти в мире Gothic. История та же, что и с Миртаной: вы или помогаете местным партизанам и рабам обрести свободу, либо помогаете текущему правительству сильнее укрепить свою власть. В мире Gothic 3 единственное место, где нельзя устроить революцию, — это снежный Нордмар. То ли потому, что там и воевать не за что (пара лагерей варваров и непроглядные снежные бури), то ли потому что военный конфликт там все еще весьма активен: местные орки вообще не церемонятся и просто убивают все живое.
Far Cry
Серия Far Cry — уникальный зверь. Первые три части — совершенно разные игры, каждая со своим геймдизайном, сюжетом и идеологией. Лишь с третьей, самой любимой среди геймеров игры она нащупала формулу, по которой позже будут созданы все последующие релизы и которая в итоге станет таким же символом однообразного конвейера, как и другие серии студии Ubisoft: Assassin’s Creed, Watch Dogs и последние части Ghost Recon.
Тема революции частично есть в каждой игре серии начиная со второй, будь то военные конфликты в Африке, борьба с религиозным культом в Америке или пираты-узурпаторы где-то на тропических островах. Но есть две части Far Cry, которые посвящены восстанию против государства целиком и полностью, — Far Cry 4 и Far Cry 6.
Четвертая часть рассказывает о выдуманной стране Кират, находящейся где-то в Гималаях. Там население угнетает тиран Пэйган Мин, которому главный герой игры приходится родственником. Именно борьбой с ним и придется заниматься всю четвертую часть, помогая местному повстанческому движению «Золотой Путь». Его возглавляют два лидера, Амита и Сабал, с противоположными взглядами на дальнейший путь страны после свержения диктатора.
Изначально вы вроде бы опять сражаетесь на стороне «хороших» освободителей в синих цветах против диктаторских «красных» войск Пэйгана Мина — классическое цветовое разделение серии на добрых и злых. Но впоследствии узнается, что лидеры «Золотого Пути» — не меньшее зло для Кирата, чем Мин. Амита создаст тоталитарное государство с наркоэкономикой и вербовкой детей в армию для добивания остатков королевской армии, а Сабал устроит патриархально-религиозную диктатуру.
В Far Cry 6 все куда более прямолинейно. Злой диктатор Антон Кастильо, внешность и голос которому подарил актер Джанкарло Эспозито, узурпировал власть в вымышленной стране Яре, вдохновленной Кубой. Экономика держится на производстве Вивиро, экспериментального лекарства от рака из местного табака. Добывается он путем рабского и опасного для здоровья труда местных жителей, а рабочих буквально отлавливают армейские отряды под управлением Кастильо. Вам в роли главного героя Дани Рохас (пол выбирает игрок) нужно помогать повстанцам «в синем» воевать с армией «в красном». В конце вы побеждаете, если не пошли по пути альтернативной концовки в первые часы игры, где Дани сбегает из Яры, бросая ситуацию в стране на самотек.
В отличие от четвертой части Far Cry 6 получилась куда как примитивнее. Сценаристы очень неумело пытались в какие-то глубокие посылы и серую мораль, но по итогу не смогли сказать ничего внятного. А в интервью касательно игры нарративный директор Ubisoft Навид Кхавари (Navid Khavari) заявил, что игра не делает никаких политических высказываний. Позже сама студия поспешила поправить это заявление и уточнила, что игра не говорит ни про какую страну конкретно, а представляет эдакий образ тоталитарной страны, внутри которой идет гражданская война. Но, в любом случае, разработчики попытались сделать игру «вне политики», выбрав самый политизированный сеттинг из возможных.
Just Cause
Еще одна серия игр про перевороты в выдуманных клонах Кубы, только теперь с видом от третьего лица. В Just Cause вы в роли специального агента Рико Родригеза наводите хаос в странах с диктаторскими режимами. Все четыре (на текущий момент) части серии — это практически одна и та же игра: вы носитесь по большому открытому миру и взрываете все, что можно взорвать. Хранилища топлива, военные базы, техника армии тоталитарного лидера — с землей сравнять можно каждый объект, минимально отличающийся от обычных декораций.
Рико из части в часть разжигает огонь революции, стреляя с двух рук и кидаясь взрывчаткой. Во второй части он обзаводится удобным крюком-кошкой, прикрепленным к руке, а в третьей — вингсьютом, на котором можно летать. Четвертая отличилась тем, что в ней появились торнадо, слегка влияющие на геймплей.
В Just Cause тема борьбы с режимом — лишь сеттинг, декорация. Серия почти не работает с темой, которая, по сути, ее главный символ вместе с повсеместными взрывами. Это видеоигровой фастфуд, экшен в открытом мире категории В. В каждой части сюжет, персонажи и диалоги катастрофически плохи, а игровой процесс за пределами сильного и по-простому веселого ядра (бегай, стреляй, все взрывай) удручает своим однообразием. Поэтому чем больше выходило игр в серии, тем сильнее фанаты остывали к идее «игры, где можно все взрывать в диктатурах где-то в Латинской Америке». К тому же релиз почти каждой части сопровождался серьезными техническими проблемами.
Это привело к тому, что последняя, четвертая часть была раскритикована как профильной прессой, так и простыми геймерами, а сама серия ушла в забвение. Возможно, мы доживем до Just Cause 5, но если это случится — лучше бы разработчикам переизобрести свою формулу, так как в пятый раз игроки точно не будут играть в то, что наскучило им уже на третий.
The Saboteur
Если революции в банановых республиках вас утомили, то стоит обратить внимание на The Saboteur. Последняя игра Pandemic Studios, одной из многих студий, похороненных Electronic Arts, рассказывает о войне партизан против оккупационного режима нацистов во время Второй мировой войны. The Saboteur — это еще одна игра в открытом мире от третьего лица в духе Assassin’s Creed. Ныне забытая широкой публикой, она считается шедевром среди тех немногих геймеров, которым довелось в нее поиграть.
Причина — оригинальные идеи, которые выделили The Saboteur 2009 года среди массы одинаковых открытых миров тех лет. Пожалуй, главная — это атмосфера. Интересное сочетание красот Парижа, французской музыки и европейских красот с мрачной безысходностью жизни в оккупации нацистов. Захваченные Третьим Рейхом районы столицы буквально лишены цвета: в них игра черно-белая. Как только вы в роли ирландца Шона Девлина уничтожите достаточно аванпостов и ключевых точек нацистов, район расцветет: в нем станет больше цветов и меньше патрулей, а местные жители будут куда как радостнее.
Помимо этого в игре неплохие для своего времени побочные активности (задания от контрабандистов и подпольных дельцов, гонки, прокачка, подрыв ключевых объектов нацистов) и достойная система паркура, позволяющая забраться практически в любую точку Парижа.
Обидно, что The Saboteur, по сути, провалилась: студия закрылась сразу же после релиза. На старте игра была полна технических ошибок и плохо работает до сих пор. Массовый геймер про нее забыл, как и издатель: EA не сделала для нее ни сиквела, ни переиздания для современных консолей.
Road 96
Создается впечатление, что все игры про революцию — или RPG, или в открытом мире. Поэтому стоит поговорить о примерах в других жанрах. Например, о повествовательных Адвенчурах. Road 96 — это игра от французской студии DigixArt. Она рассказывает о выдуманной стране Петрии, в которой уже много лет держится тоталитарный режим президента Тирака. Страна изолирована от внешнего мира блокпостами, стагнирует и тонет в бедности. Последней каплей стал теракт радикальной группировки оппонентов Тирака, который дал понять всей молодежи Петрии, что в этой стране делать больше нечего. Поэтому дети самых разных возрастов стремятся к шоссе 96 — дороге, в конце которой стоит аванпост, удерживающий жителей Петрии от побега во внешний мир. Там, за границей, молодежь мечтает начать жить, а не выживать. А местные власти этому препятствуют.
Вы играете за нескольких таких детей. Они бегут к шоссе 96 в разные моменты истории до старта очередной революции на фоне тяжелых президентских выборов. По пути вы встречаете разных чудных персонажей: мальчика-вундеркинда, дочь-беглянку лояльного Тираку предпринимателя, братьев-грабителей, доброго громилу-дальнобойщика без двух пальцев на одной из рук, странного таксиста в фетровой шляпе, местную телепропагандинстку и многих других. На каждого в той или иной мере повлияла диктатура. На кого-то позитивно (провластная пропагандистка живет как королева на бюджеты государства), а кому-то она сломала жизнь.
Road 96 продавалась как невероятно нелинейная игра: все встречи и эпизоды вашего приключения процедурно генерируются и подаются в случайном порядке, отчего каждое прохождение будет радикально отличаться. На деле меняется лишь порядок событий, которые вы так или иначе увидите, — сюжет у игры весьма линейный, а на концовку влияет лишь ваша политическая позиция: за Тирака, против Тирака или «меня это не касается, я просто бегу».
Настоящая сильная сторона игры — это именно ее история, а не иллюзорное разнообразие. Персонажи живые и интересные: каждый герой, будь то жуткий таксист или добрая женщина-коп, к концу прохождения становятся практически родными (что здорово, учитывая небольшую продолжительность игры). Сам сюжет, пускай несколько банальный и излишне романтизированный, но совсем не плох. Мультяшными образами и простой моралью игра говорит о, к сожалению, как никогда актуальных проблемах: украденное у молодежи будущее, последствия диктатуры, опасности стагнации и отсутствия надежды.
Dishonored
Дилогия игр студии Arkane (если не считать самостоятельных дополнений) про выдуманную империю, а конкретно входящий в нее островной город Дануолл. Вы в роли Корво Аттано, телохранителя императрицы Джессамины Колдуин, становитесь жертвой заговора предателей. Главный герой в тюрьме, а власть в городе узурпирована кучкой оппортунистов, ведущих Дануолл и в перспективе всю страну в хаос. И это на фоне разразившейся на острове крысиной чумы. Ваша задача — свергнуть диктатуру заговорщиков с помощью ячейки лоялистов и сверхъестественных сил, дарованных мрачным богом Чужим. И все это в необычной викторианской теслапанк-эстетике, придуманной художником Виктором Антоновым.
Первая Dishonored — это современная классика жанра immersive sim: игра, где любую задачу можно решить множеством путей: убить врага, скрытно его обойти, отвлечь, зачаровать и так далее. В плане политического конфликта у игрока целых три пути: полный пацифизм, что-то среднее или хаос.
В первом варианте вы щадите всех, не убиваете стражу, не пользуетесь летальным оружием — то есть, решаете проблему малой кровью. Это приводит к тому, что в итоге политический конфликт в Дануолле заканчивается, толком не начавшись: старых диктаторов сменяют новые, что под влиянием Корво раскаиваются и просто сдаются, передавая власть в руки дочери покойной императрицы.
Во втором дочь Джессамины Эмили тоже становится новой императрицей, но с серьезными последствиями: массовые убийства, смута во власти, никуда не исчезнувшая эпидемия. Этот вариант игрок получит, если все же будет применять насилие и убийства на своем пути справедливости, но умеренно.
Третий вариант для тех, кто решил просто вырезать всех в Дануолле, не щадя никого. Насилие порождает насилие, и в итоге вместе с диктаторским режимом погибает и единственная наследница. Дануолл раздирают болезнь, бандиты и остатки политических ячеек, а Корво бежит с острова.
В тему о важных выборах в контексте революции. Если в Road 96 он довольно условный, то в Dishonored он осуществляется напрямую через все ваши действия. Например, практически любое лишнее убийство или миссия с поднятой тревогой повышают шкалу хаоса, которая определяет то, каким игрок после своих действий оставит город в конце революции.
Dishonored 2 идет примерно по той же тропе, рассказывая про новый переворот, где колдунья Делайла решает свергнуть уже Эмили, дочь бывшей императрицы, что только-только взошла на трон. Решать проблемы с чародейкой придется преимущественно на острове Карнаке, лежащем недалеко от Дануолла.
Сиквел предлагает больше геймплейных возможностей: одни из лучших уровней в истории видеоигр, двух совершенно разных играбельных героев (Корво и Эмили), возможность пройти всю игру без магии (от нее можно просто отказаться в начале, не взяв дар Чужого) и беспрецедентный уровень вариативности прохождения. Однако из-за технических проблем на старте и слабой рекламы сиквел провалился, а самостоятельное дополнение Death of the Outsider будто бы вообще никто не купил. И очень зря: серия Dishonored и ее DLC — это эталон жанра и великолепные произведения на тему борьбы с жестоким режимом, отравляющим людям жизнь.
Tooth and Tail
Маленькая пиксельная стратегия в реальном времени про мир антропоморфных животных в сеттинге 19 века. Звери страдают от постоянной нехватки еды, отчего верхушкой царской власти было принято решение питаться мясом своих же подданных. Кто из них станет едой в ближайшем сезоне, решает специальная лотерея, придуманная лояльным царице духовенством. В ходе очередного отбора съеденным оказывается сын богатого торговца-мыши Беллафида, отчего тот начинает революцию против власти. Его мотивация — не только месть за сына, но и становление новой власти, где высшие должности будут занимать звери с навыками, а не знатным происхождением.
Параллельно этому назревает еще одна революция: «красные» бунтовщики под командованием однорукой мыши Хоппер также хотят свергнуть власть, но с другой целью: заменить лотерею по съедению на народное голосование. В ходе сюжета бунтовщица, несмотря на разные политические взгляды с Беллафидом, объединяется с ним против власти.
Со стороны лояльных короне выступает как царская стража, так и духовенство. Первая управляется главой секретной полиции почившей царицы, а церковь — пожилой крысой Архимедом, желающим оставить в государстве все, как есть. В конце концов, их конфликт заканчивается вмешательством пятой стороны, которую звери весь сюжет упорно игнорировали, не считая угрозой.
Tooth and Tail — это относительно удачная попытка подружить сложный жанр RTS и казуальных игроков. В ней нет разных типов ресурсов (лишь еда) и микроконтроля. Вы управляете лишь командиром с флажком, за которым на автопилоте бегает армия разных боевых зверей: белки-алкоголики, жабы-камикадзе, лисицы-снайперы и другие. Можно отдавать приказы либо всей пехоте сразу, либо всем юнитам одного типа. А еще это попросту очень красивая игра: в Tooth and Tail великолепный pixel art, украшенный прекрасной работой с эффектами и освещением.