В Москве с 23 июня по 2 июля прошел «Докер» – международный фестиваль документальных фильмов. Пока еще молодой (впервые он состоялся в 2015 г.), он оказался интереснее и многообразнее широко разрекламированных фестивалей. Хотя бы потому, что на нем показывают много заграничных фильмов, а русские авторы не боятся затрагивать неприятные, а часто и провокационные темы.
Удивительно, но о «Докере» в России мало кто слышал. Как-никак, это самый крупный документальный фестиваль, который проводится в Москве, он привлекает многих заграничных документалистов и может похвастаться большим разнообразием. Может, дело в том, что в России вообще мало кого интересует документальное кино, даже заграничное? Или просто новости о нем не доходят до потенциально заинтересованного зрителя? Но в партнерах фестиваля указаны и Минкультуры РФ, и «Афиша» с «Искусством кино» и «Снобом». Но, кого ни спроси, никто о «Докере» не знает. Это обидно, учитывая, что «Докер» в 2023 г. кажется намного интереснее пресловутого ММКФ. В отличие от фестивалей, нацеленных на художественное кино, «Докер» не сдает позиции. Это какое-то иное измерение, в котором Россию не наказывают культурной изоляцией.
Все показы «Докера» проходили в «Октябре» на Новом Арбате. Открытие и закрытие фестиваля – в первом, самом большом, зале, остальные фильмы – в залах поменьше. «Октябрь» – место пафосное, скажем честно. Не всех в него пускают с фестивалями. Но для «Докера» главный кинотеатр страны слишком велик. Зрителям фестиваля не нужен такой огромный зал, как первый – на открытии он не был заполнен даже наполовину. Большинство приехали с приглашениями, впрочем, попасть на открытие можно было, купив билет онлайн. Билет на фильм открытия (и закрытия тоже) стоил 500 рублей, на остальные сеансы – 400 рублей. Цена за билет также кажется завышенной. Понимаем, у нас тут Москва и элитарность, для образованных и культурных, но хотелось бы немного и демократичности. Программа у «Докера» действительно насыщенная и интересная, но не всякий готов за возможность посмотреть хотя бы половину отдать около 5 тысяч рублей. Тем более что многие ленты длятся от силы час. И еще маленький минус «Октября», который нельзя обойти, – это возврат билета. Серьезно, если вы заранее купили билет на какой-то из фильмов фестиваля (опасаясь, что потом все раскупят, как бывало на том же ММКФ), вы не сможете его легко вернуть. Чтобы сдать билет, нужно явиться в сам «Октябрь» и объяснить, почему вы хотите отказаться от посещения этого самого «Октября». В 2023 году звучит, конечно, абсурдно, но во имя искусства можно потерпеть.
«Фестиваль предлагает взглянуть на мир глазами талантливых документалистов из десятков стран и почувствовать общечеловеческие переживания и стремления. Прославляя страсть и профессионализм независимых документалистов всех континентов мира, "Докер" нацеливается сделать так, чтобы авторское документальное кино воспринималось отечественным зрителем как захватывающее и увлекательное действо, дарящее множество нестандартных поводов для размышлений», – говорится на официальном сайте фестиваля. На нынешнем «Докере» самое любопытное – это (ожидаемо) основная программа. Есть так же короткий метр (короткометражки показывали блоком по три-пять штук за раз), «Док станция» (русская тленность) и «Док терапия» (тленность о важности психологического здоровья). Были и дискуссии в формате «PUBLIC TALKS» – кинематографисты размышляли, каково жить в эпоху развивающихся нейросетей и как на восприятие зрителя влияют монтаж и звук. Дискуссии эти – не для случайного посетителя, скорее уже для тех, кто разбирается в теме.
В качестве фильма-открытия организаторы выбрали венгерскую «Святую дилемму». Сложно было выбрать что-то более неоднозначное, одновременно притягательное (за счет мастерства документалистов) и отвратительное (из-за главных героев). В каком-то смысле «Святая дилемма» – идеально-бесстрастный фильм о неприятных людях, которые собственную историю хотят видеть очень романтичной и трагической. На протяжении полутора часов венгерский католической священник Роб обманывает своих прихожан – по своему сану он не имеет права на сексуальные отношения, но умудрился втайне от всех сойтись с женщиной и родить с ней троих детей. Герой не может выбрать, что же ему дороже – работа в католическом храме или семейная жизнь. Его женщина мирится с унизительным положением тайной спутницы, дети почти не видят отца и должны скрывать от всех его профессию. Фильм безбожно красив и вместе с тем сильно отталкивает. Его авторы не пытаются понять, нужно ли католическим священникам разрешить жениться и иметь детей. Им важнее рассмотреть, как далеко может завести ложь, разрушая всех участников этой долгой игры. Реалистичность же, которая тут сталкивается с художественным чутьем авторов, опустошает. «Святая дилемма» – отличное начало для «Докера», который ратует за честность без попытки оправдать главных героев.
Особая тема кинофестиваля – женский взгляд на современность. Несколько фильмов «Докера» – о женщинах, которые пытаются понять себя и собственные желания. В итальянском «Разбуди меня в полночь» главная героиня страдает от послеродовой депрессии, на фоне переживаний выбросилась из окна, но выжила и решила уйти в писательство, что становится для нее своеобразной терапией. В русской короткометражке «Ева» (о порноактрисе Еве Бергер) разбираются, можно ли выбрать столь сложную (во многих смыслах) работу и не утратить себя и право на свое тело. Простая учительница литературы из Тульской области решает радикально изменить свою жизнь – и спасибо авторам, что они избегают явной предвзятости. В иранской «Судьбе» 18-летняя Сахар мечтает поступить в университет и стать врачом. Но живет она в глухой деревне в крайне консервативной стране, ее мать умерла, и сейчас Сахар взвалила на себя весь уход за отцом с ментальной инвалидностью. Сахар разрывается между собственными желаниями, дочерними обязанностями и требованиями социума, а камера, что следует за ней повсюду, фиксирует мрачные мелочи далекой от нас страны.
Но даже от «Судьбы» не веет такой безденежностью, как от другого фильма основного конкурса – «Последнего теплохода». Может показаться, что российская документалка о «Клавдии Еланской» – пассажирском теплоходе, что трижды за год проходит у Кольского полуострова и привозит местным все необходимое с «большой земли». На самом же деле, это рассказ о людях (хотели снять оптимистично, но вышло иначе), что проживают в далеких поселках. Саамские и поморские деревни и военные гарнизоны ждут лета, ведь именно летом «Клавдия» доставляет им продукты, стройматериалы и технику. Съемочная группа «Ленфильма», если верить статьям, хотела снять «увлекательное путешествие по северным морям», но вышло оно скорее печальным. Герои «...Теплохода», может, и довольны своей жизнью вдали от большой цивилизации, но унылые просторы русского Севера и тяжелые условия нагоняют тоску, а потом – мечту сбежать в теплые края. Или в теплый зал московского «Октября».
Российские документальные фильмы на «Докере» – это тема сложная и болезненная. У нас, в основном, снимают мрачно и на пессимистичные темы. Есть, конечно, и что-то приятное – например, «Фиолетовая страна», в которой нежно показывается мир маленькой девочки. А вот «Сцена за сценой» – о быте цирковых артистов, что колесят по маленьким российским поселкам – фильм откровенно грустный. К и без того нелегкой жизни добавляется и история о серьезной болезни. «В чем моя вера» – о быте увлеченного раскопками провинциального священника, что вступает в конфликт со своим руководством. «Мы им доверяем» (самый однозначный российский фильм на фестивале) – о детях, которые стали жертвами сексуализированного насилия в семье. Повзрослевшие герои делятся страхами прошлого и опытом по преодолению травмы. Мало кто способен выносить такое количество человеческой «жести». Мрачно и тяжело, смотреть больно, но, в отличие от российского художественного кино, тут веет искренностью и свободолюбием.
Всего на «Докере» в 2023 г. показали 40 фильмов из 20 стран мира. И жаль, что фестиваль не привлек много зрителей – столько, сколько он действительно заслуживает. Возможно, кто-то из целевой аудитории уехал из-за политических событий. Остальные, может, и не слышали о «Докере». Кто-то считает, что документальные ленты априори скучные. Но «Докер» показывает обратное – что документальное кино (российское точно) часто разнообразнее и смелее художественного. И нисколько не скучное.