1 января 2023 г. в российский прокат выходит «Чебурашка» – фильм по мотивам классического советского мультфильма. В сюжете остался, собственно, сам Чебурашка, а крокодила Гену заменил Сергей Гармаш в роли садовника Геннадия Петровича. Фильм заранее разделил потенциальных зрителей на два лагеря – тех, кто прочит ему оглушительный провал, и тех, кто пытается сохранить остатки веры в отечественное детское кино.
Мы посмотрели «Чебурашку» на предпоказе и рассказываем, кто в итоге оказался прав.
В некой стране, похожей на Россию, в месте, немного похожем на Сочи (но это не точно), живет садовник Гена. Нелюдимый, часто мрачный, он работает в дендрарии и распугивает детей-хулиганов страшными байками о пальмах-людоедах. Живет Гена один, но время от времени навещает семью своей дочери Тани. С дочерью у него натянутые отношения, Таня не может простить отца за ошибки прошлого и неохотно дает ему видеться с внуком. Гена же не может набраться смелости, чтобы честно с ней поговорить. Все его в жизни меняет существо, буквально принесенное к нему ураганом. Этот некто (пока не Чебурашка) сваливается с неба вместе с тонной апельсинов (самая зрелищная сцена фильма). Существо это настолько милое, что даже сердце Гены не выдерживает: он решает оставить его у себя и воспитать его, как своего ребенка (иначе это не назовешь).
Трейлеры «Чебурашки» видели многие, и то, что в них показали, заслуженно вызвало волну критики. Из трейлеров сложно понять, о чем фильм, – в наше время скорее минус, мы привыкли к трейлерам, которые заранее раскрывают половину сюжета. Кому-то не понравилась типичная для российского кино неестественная «пряничность». Но главным объектом критики стал сам Чебурашка – настолько неудачно его показали. Вылезли все недостатки графики. Кажется, для трейлеров выбрали сцены, в которых Чебурашка наиболее страшен (право, это же не фильм ужасов!). Чебурашка этот мог спровоцировать эффект «зловещей долины». Действительно, если судить только по рекламным роликам, то фильм плох. Возможно, очень плох. В кинотеатр ты отправляешься с худшими предчувствиями, морально готовясь, что твоим глазам станет больно. Поначалу им вправду станет... нет, не больно, но неприятно. Но окажется, что мыльная графика – самое плохое, что есть в фильме. И ты либо привыкаешь и смиряешься, либо плюешься и уходишь. На большом экране, как ни странно, неестественность Чебурашки меньше бросается в глаза – его окружение настолько ярко и привлекательно, что оттягивает внимание от мыльности главного героя. Графика по-прежнему остается большим недостатком фильма, но сюжет и актерская игра в кои-то веки приятно радуют.
Хотя рейтинг фильма 6+, авторы хотели снять кино для любого возраста. Для детей тут яркие краски, смешные погони и неидеальный, но вполне милый (хоть и не сравнимый с оригиналом) Чебурашка. Для взрослых – темы, которые минуют юного зрителя: проблема отцов и детей и неправильного воспитания, конфликт условных пролетариев и угнетателей, травмы и вина за прошлые ошибки и поиски своего «я». Несмотря на кажущуюся простоту и даже наивность (ну детское же кино!), авторы не отказывали себе в психологизме. Получилось несовершенно, скажем честно, но любопытно.
Главной злодейкой в новом сюжете становится владелица крупного бизнеса (ее играет Елена Яковлева) – этакий собирательный образ жестких бизнесменов, которые готовы пойти по головам. Против нее выступают Гена и его дочь Таня, на которых она смотрит свысока. А еще она отвратительно обращается со своими работниками, используя любой способ их унизить. У Тани свой маленький бизнес, и героиня Яковлевой пытается его, скажем прямо, отжать. Используя мерзкие приемы. Таня во что бы то ни стало хочет спасти свой бизнес (кондитерскую) но для этого ей и Гене придется пойти на жертвы – и они не знают, готовы ли на это (спойлер!) или лучше смириться, бросить бизнес и уехать из города. Мило, что, несмотря на отвратительное поведение 90% экранного времени, антагонистку не делают совсем уж черной-черной психопаткой, как мать Круэллы из диснеевского фильма (а по стилю они похожи). Авторы решили вылепить из нее несчастного человека, у которого, условно, «велосипеда нет». Единственное счастье в ее жизни – это те две недели, что она проводит со своей внучкой. Она понимает, что девочка растет избалованной, но хочет дать ей абсолютно все, исполнить любую ее прихоть – только так она может заслужить ее любовь. «А все потому, что я не занималась своим сыном раньше, он меня не любит, я все время тратила на бизнес» – заключает она после.
Тема подавленной любви ребенка к родителям есть и в истории Гены и Тани. Дочь не может простить отца, который в свое время предал ее, отдав на воспитание ее тетке (у него самого была сильная депрессия). Не получив ее прощения за это, не простив и самого себя, всю любовь Гена переносит на Чебурашку, которого он видит как члена семьи, своего ребенка. Чебурашка же не понимает, почему у взрослых все так сложно. «Можно же просто попросить прощения и простить друг друга» – говорит он. Чебурашка выступает не только как отдельный герой, но и как герой-триггер: его невольное вмешательство заставляет окружающих задуматься о своей жизни и изменить ее. Если бы не он, герои бы просто не смогли помириться и понять, как им важны семья и дружба.
Но, пожалуй, самая любопытная трансформация случилась с Чебурашкой. Главной его темой оказывается поиск своего «я». Через него авторы работают со схемой «не такой, как все». Чебурашка ни на кого не похож, поэтому его поначалу не принимают. Над ним издеваются дети, его отовсюду гонят, потому что не понимают, что это вообще за существо такое. Кто-то обзывает его «обезьянкой». Гена поначалу называет его белорусской ушастой овчаркой. Приятель Гены спрашивает, не потомок ли он снежного человека. Затем близкие, чтобы его не обижать, называют его человеком. Но сам Чебурашка не считает себя человеком, собакой, обезьяной или кем-то, на кого он якобы похож. Через весь сюжет тянется эта линия – главный герой не может понять, кто же он. И заключает в итоге, что он – Чебурашка. Он сам придумывает это слово. И близкие начинают звать его так же – Чебурашка. Фильм недвусмысленно говорит детям и родителям, что они вправе выбирать, кем им быть. И пусть раньше не было такого существа – Чебурашки. Что же, а теперь он появился – таково желание главного героя. Так он себя чувствует. И лучшее, что могут сделать окружающие, – это признать его Чебурашкой. Оставить другим (и себе) право на самоопределение – это одно из главных правил современного толерантного общества. В такой простой форме «Чебурашка» рассказывает об уважении и принятии того, кто отличается от большинства и потому уязвим.
Можно спорить, нужны ли эти темы (самоопределения, переживания вины, столкновения малого бизнеса с крупным!) в детском фильме. Но на фоне многих российских фильмов «Чебурашка» смотрится образцом адекватности. Тут осуждают наглость, цинизм и агрессивность. Учат понимать и уважать «особенных» (кроме Чебурашки, есть и необычный внук Гены, который не разговаривал до 5 лет). Конечно, сценарий не идеален, в нем есть промашки, недосказанности – быть может, из итоговой версии фильма что-то вырезали? Местами авторы были слишком наивными или слишком серьезными, смешными – и не очень. И это не считая графики, да-да. Но после «Чебурашки» чувствуешь себя спокойно. Потому что посыл правильный и в понятной детям форме: никого не обижай, принимай свое «я», не предавай тех, кто тебе доверился, семья и дружба (и любимое дело, кстати!) очень важны. Не верится, но первый фильм нового 2023 г. снят словно в иной России – толерантной, даже более толерантной, чем до 2022 г.