«И война будет показана красиво, и пойдут войны одна за другой. А драться будут дети, вон как те наши дети наверху»Курт Воннегут «Бойня номер пять»
В МуZее Победы (так организация сама пишет свое название) на Поклонной горе с большой помпой, «по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина и под чутким руководством министерства культуры» (так в речи по поводу открытия) в минувший четверг открыли экспозицию «СВО. Zащитники Отечества». Информационными партнёрами выступили «РИА Новости» и ТАСС. По случаю был выпущен специальный мёрч и снят рекламный ролик, где под разудало-похабные частушки некоего фсиновца Ванюшкина с припевом «Триста тридцать три... С ночи до зари» (333 – военная команда на залп) демонстрируется экспозиция под открытым небом.

Она расположилась в двух локациях — на дальних задворках уличного Музея Г.О.Р.А. и в небольшом зале аж на третьем этаже главного здания. Причём топать от одной до другой локации придётся минут 20–30 средним шагом. Впрочем, вполне можно ограничиться осмотром уличной территории, где представлена трофейная техника — там самое интересное и, главное, бесплатно.
Представлены 23 образца трофейной военной техники производства стран НАТО и Украины, подбитой в ходе боевых действий. Из тяжёлой техники — уже знакомый и успевший побывать с гастролями на подобных выставках в различных точках страны танк ABRAMS M1A1SA. Эта модель считается морально устаревшей, да и поставляется США Украине в ободранном варианте бронирования. И ещё украинский Т-64 БМ2 «Булат» — модернизированный вариант древнего советского танка Т-64Б, который вопреки надписи на табличке о том, что данный экспонат «уничтожен на донецком направлении», единственный стоит совершенно целехоньким и без видимых повреждений. Видимо, организаторы решили, что непедагогично демонстрировать посетителям разбитую советскую технику, ведь очевидно же, что наша техника никогда не горит и не взрывается.
Прочий колёсно-гусеничный металлолом представлен: БМП Marder 1A3 (Германия), выпускавшимися до 1975 года; БМП Bradley (США); бронеавтомобили: Козак-5 (Украина), BMC Kirpi (Турция), Roshel Senator (Канада), International MaxxPro (США), Bushmaster (Австралия) и совсем уже древними американскими БТР М113 60-х годов, известными по фильмам о войне во Вьетнаме.Остается вопросом, как украинская сторона эксплуатирует и ремонтирует в боевых условиях весь этот разношерстный и местами антикварный автопарк от западных союзников.

Похоже, кстати, что некоторые экспонаты для придания пущей живописности подверглись «посмертному» тюнингу при помощи горелки и кувалды. Например, кабина американского MRAP MaxxPro представляет собой сплошное обгорелое крошево, а на двери с внутренней стороны броневика — неповрежденная «родная» краска, проводка даже не оплавилась, и сохранились заводские наклейки.
И тут возникает неудобный вопрос: кого имели в виду организаторы выставки под «Zащитниками Отечества (или Батькивщины? — ред.)»? Логичным представляется, что речь идет об изувеченной в боях за Украину технике ВСУ, составляющей основу экспозиции. Да и сами посетители Поклонной горы спрашивают, где тут выставка натовской техники? Конечно, российские ударники ратного труда тут тоже представлены и радостно улыбаются с фотографий на заборе по периметру уличной экспозиции, но они и так улыбаются почти со всех московских билбордов и автобусных остановок, так что воспринимаются уже просто как визуальный уличный шум. Явно налицо идеологический недогляд или диверсия.
Кстати, на выставке периодически включают записи звуков стрельбы и переговоров по рации, заставляя посетителей нервно вздрагивать и оборачиваться по сторонам. Впрочем, без аутентичной обсценной лексики это больше похоже на переговоры охранников какого-то ТРЦ. «Это мощный и эмоциональный проект», как гласит текст на сайте муzея.Вторая часть экспозиции разместилась в небольшом зале, оформленном в черно-красной гамме, на третьем этаже. Звучит музыка — не частушки Ванюшкина, но тоже какая-то муть с бесконечным назойливым рефреном: «Моя Родина — возвращается! Возвращается — моя Родина!». Внутри, как в унылой лавке старьевщика, немногочисленные и внешне случайные артефакты: побитая церковная утварь, колокол из-под Угледара, икона Саввы Сторожевского, бумажка с написанными от руки заклинаниями — оберегами от пуль и прочих напастей, камуфляжный стихарь военного священника; тут же — беспилотные аппараты «Сибирь-2» и «Сибирячок-4», образцы новой экипировки, муляжи автоматов.
Едва ли не первое, что бросается в глаза, — парная мозаика с изображениями апостолов Петра и Павла. Первый, как известно, на ратной ниве отличился, пожалуй, только отсечением уха у несчастного раба Первосвященника, за что и был жестко отчитан Спасителем: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52).

Впрочем, пояснительная надпись убивает наповал: «Когда украинская армия поняла, что населенный пункт Попасная (Луганская Народная Республика) им не достанется, то приняла решение полностью разрушить город. Вооруженные силы Украины обстрелами превратили Попасную в город-призрак. Всю инфраструктуру, все коммуникации боевики сравняли с землей. Были разрушены многоэтажные дома, магазины, школы, детские сады и православный храм. Среди немногого что уцелело в городе, была фреска святых апостолов Петра и Павла». Таким образом, несчастную Попасную, которую российская армия штурмовала два с лишним месяца, нещадно утюжа авиацией и артиллерией, оказывается, разрушили сами украинцы, вероятно, из свойственной им врожденной вредности и русофобии. Рядом с названными «фресками» мозаиками — среди прочих личных вещей — белые тапочки погибшего бойца с позывным «Баста».

Украинская же часть экспозиции оформлена уже совсем в стиле Arte povera — направления в современном искусстве, известного своими инсталляциями из мусора. На полу под стеклянной витриной расположились кучей сваленные: мёрч с эмблемами «Азова», шевроны, какие-то камуфляжные тряпки, бытовые респираторы, пустые патронные ленты и отстрелянные трубы от РПГ, украинские книжки про Майдан и всяких бандер с шукевичами. Среди книжек выделяется изданная, по-видимому, в России «Демократ Гитлер» Леона Дегреля — командира 28-й добровольческой дивизии СС «Валлония», лидера бельгийских рексистов, приключенца и авантюриста, послужившего прообразом журналиста Тинтина из комиксов Эрже. Кстати, книги Дегреля регулярно продаются в книжной «Листве» русского патриота Саввы Федосеева.

Напротив икон и Спаса Нерукотворного разместился стенд «Операция Z»: центральный (по мнению организаторов) раздел, где проводится «мощная параллель между героями Великой Отечественной и сегодняшними защитниками». На панели демонстрируют рандомные пары фотографий ветеранов ВОВ (в основном пожилых) и современных участников СВО. Правда, бойцов сороковых на мобилизационных пунктах встречал плакат «Родина-мать зовёт!», а нынешних — «Денежные выплаты от 5 200 000 ₽». Разве что по продолжительности нынешний конфликт потихоньку догоняет ВОВ и, возможно, обгонит её и затянется на долгие годы. «Война — это мир», как учит нас «Теория и практика олигархического коллективизма» Эммануэля Голдстейна. И Священной войной тут тоже не пахнет — подавляющее большинство украинцев не просто православные, а до недавнего времени ещё и одной с русскими поместной церкви. Конфликт же, где будет находиться церковное начальство — в Москве или в Киеве и Константинополе, носит скорее административно-финансовый характер и к вопросам собственно веры — догматическим и литургическим — отношения не имеет.
А война эта бессмысленная и беспощадная наверняка войдёт в историю созвучно нашей эпохе как Первая постмодернистическая. Была же в отечественной истории империалистическая война (она же — Первая мировая) — тоже полная абсурда и в итоге переросшая в гражданскую. Может, хоть с последним на этот раз обойдётся?
