Физик Андрей Ожаровский в августе был депортирован из Монголии, куда приехал по приглашению местных активистов – изучить уровень радиоактивного загрязнения заброшенного поселка Мардай. Там в советские годы добывали уран, а сейчас продолжили – но уже в партнерстве с французской компанией Orano Mining. Ожаровского обвинили в использовании не одобренных монгольскими властями дозиметров, чьи показания в связи с этим сочли недостоверными. Классическая ситуация: там, где на кону большие деньги, распространение чувствительной информации может быть неуместно.
Эта ситуация – явный откат от сформулированной в конце 1990-х в Монголии политики открытости и сотрудничества с миром. Именно ее продвигал тогдашний самый молодой в истории страны премьер-министр Цахиагийн Элбэгдорж. В 2009 Элбэгдоржа выбрали президентом.

vk.com
Прокремлевский ресурс «Правда ру» пишет об Элбэгдорже:
«…русофоб и националист Элбэгдорж считается на Западе одним "из признанных демократических лидеров 1990-х годов". Как и многие постсоветские лидеры того периода он "переобулся" после развала СССР... Элбэгдорж стал агентом влияния Запада после учёбы в США... В Монголии он создал Демократическую партию, вместе с которой до сих пор защищает западные идеалы и установки».
Как говорится, значит – приличный человек. Здесь наступает момент вспомнить о роли личности в истории. Подобно заслуге Михаила Сергеевича Горбачева в том, что перестройка состоялась, огромную роль в монгольском повороте от коммунизма сыграл уже бывший президент. Но давайте поэтапно.

Otgonjargal Sharav / wikimedia.org
В 1921 году в Монголию вошла Красная армия, установив советский режим. К концу десятилетия началась принудительная коллективизация по российскому образцу, а в тридцатых Сталин потребовал репрессий против буддистского духовенства. Лидер монгольских коммунистов Гэндэн счел требования Москвы «красным империализмом». Лояльный Сталину фактический диктатор Монголии Чойбалсан не без помощи старшего брата отстранил Гэндэна от власти. В 1937 году Гэндэна вывезли в СССР и расстреляли. Всё традиционно на пространстве советского влияния. Плановая экономика, тотальный дефицит. Репрессии. Даже культ личности Чойбалсана осудили тогда же, когда в Союзе прошел XX съезд, разоблачивший преступления Сталина.
После распада Советского Союза Монголия довольно быстро перешла к демократии. Сегодня в рейтинге Democracy Index Монголия на 53 месте из 167 стран (Россия на 151).
Принцип сменяемости верховной власти в Монголии с 1990-х соблюдается железно. Президент может исполнять свои обязанности не более двух сроков (с недавних пор только один – шесть лет). И вместе с нынешним главой государства их было шестеро (в России – два с половиной).
Цахиагийн Элбэгдорж родом из глухого даже по монгольским меркам местечка. Младший из восьми сыновей пастуха. Ему было 16, когда семья переехала в город.
Стихи девятнадцатилетнего солдата-срочника Элбэгдоржа опубликовала газета Министерства обороны, аналог советской «Красной звезды». Именно благодаря стихам его заметили и в 1982 году направили учиться во Львовское военно-политическое училище. Он закончил учебу в 1988, видимо, по-своему воспринял обязательный в программе обучения марксизм-ленинизм, ибо вышел из стен училища абсолютно влюбленным в перестройку и Горбачева. Вернулся в Монголию и начал подвиги во имя любви.
1989 год. Монголия уже 68 лет как коммунистическое государство. Журналист той самой монгольской «Красной звезды» Элбэгдорж на съезде молодых деятелей искусств призвал «отстаивать демократию, содействовать гласности, ... и поддерживать справедливую прогрессивную власть». Председательствующий остановил Элбэгдоржа. В перерыве Элбэгдорж переговорил буквально с парой сочувствующих, потом они привлекли еще нескольких, которых позже назовут тринадцатью лидерами демократической Монголии. А Элбэгдоржа по возвращении в родную редакцию строго предупредили прекратить антикоммунистическую пропаганду, а то уволят.

13 лидеров потихоньку продолжили смущать умы молодежи, и однажды ночью расклеили на улицах объявления о первой открытой демонстрации. Она состоялась 10 декабря 1989 года, Элбэгдорж объявил о создании Монгольского демократического союза. Требования– демократизация, многопартийная система, реальное осуществление свобод из Декларации прав человека. Правительство особо не склонялось к диспутам. Протестующим угрожали. Элбэгдорж с соратниками отвечали новыми протестами, количество сочувствующих росло, и не только в Улан-Баторе. Многотысячные демонстрации происходили все чаще. Протестующие начинали массовые голодовки в поддержку своих требований. В результате правящей партии пришлось вступить в диалог. В марте 1990 председатель Монгольской народно-революционной партии распустил политбюро и ушел в отставку. Состоялись первые в Монголии демократические выборы. Элбэгдоржа выбрали в парламент, тогда же он создал новую газету «Демократия». В народном хурале он стал одним из разработчиков и соавторов новой Конституции Монголии, гарантирующей права человека, демократию, свободу вероисповедания и свободу слова.
Разработал процесс реабилитации жертв политических репрессий в Монголии: за годы террора с 1921 по 1939 погибли почти 28 тысяч человек — в основном, мужчин. Элбэгдорж продвигал Закон о репарациях, не только оправдавший жертв политических преследований, начиная с эпохи Сталина, но предоставивший компенсацию их семьям, восстановивший доброе имя и запрещающий дальнейшие нарушения прав человека.

Мемориальный музей жертв политических репрессий, г. Улан-Батор
В 1994 создал первую независимую телекомпанию в стране. В апреле 1998 года Элбэгдорж стал премьер-министром. Был одним из инициаторов Закона о свободе печати.
Основным источником дохода правительства была горнодобывающая корпорация «Эрдэнэт», частично принадлежавшая России. Корпорация не платила налоги Монголии. Это привело к серьёзным финансовым проблемам правительства и отставке предыдущего премьер-министра.
Элбэгдорж провел проверку финансов «Эрденэт», показавшую, что деньги, причитающиеся государству, уходили на другие счета. Элбэгдорж снял с должности председателя корпорации. Налоги и доходы пошли сразу.
Элбэгдорж также решил продать убыточный государственный Банк реконструкции. Однако парламент воспрепятствовал продаже. Впоследствии банк обанкротился, что привело к огромным финансовым потерям для правительства, и - подтвердило правильность намерения Элбэгдоржа.
В перерыве между премьерствами учился: в 2002 году окончил Школу государственного управления имени Джона Кеннеди при Гарвардском университете. В 2004 стал премьер-министром во второй раз. Его правительство инициировало компьютеризацию каждого домохозяйства в Монголии, предоставив доступ в Интернет за 1 тугрик. Он заменил обязательный русский язык в средних школах вторым по выбору языком обучения. Придя к власти на фоне мирового экономического кризиса, обеспечил устойчивый рост доходов населения (ВВП на душу населения с 2009 по 2017 вырос с 1679 до 3612 $), инициировал выплату пособий на детей всем родителям и стипендию для всех монгольских студентов за рубежом, и в Монголии.
На пятых президентских выборах в 2009 году победил, набрав 51,24% голосов. В 2013 был избран повторно. За время своего президентства ввел мораторий на смертную казнь, который его преемник пытается частично отменить.

Daniel Balmer, U.S. Marine Corps / wikimedia.org
Одной из ключевых проблем страны Элбэгдорж назвал коррупцию. Во время его президентства было расследовано множество коррупционных дел. Суды вынесли обвинительные приговоры высокопоставленным чиновникам, включая бывшего президента. Рейтинг Монголии по уровню коррупции значительно улучшился с 2009 по 2017 год. Естественно, он заработал себе множество врагов – его преемник, президент Баттулга (сам не без греха по части коррупции), инициировал расследование коррупционной деятельности Элбэгдоржа, даже обратился в Интерпол, требуя разыскать экс-президента. Информации об этом крайне мало, и она циркулирует в основном в русскоязычной прессе. В красном списке разыскиваемых преступников Интерпола Элбэгдорж отсутствует. В США он занимается вполне публичной деятельностью – в Стэнфордском университете, институте Гувера, Международной комиссии против смертной казни (ICDP), Всемирном форуме по устойчивому развитию (WSDF), – Мадридском клубе и Всемирной монгольской федерации. Так что с высокой вероятностью объявление Элбэгдоржа в розыск – это сведение политических счетов.
В своей достаточно долгой карьере во власти Элбэгдорж последовательно шел по антипутинскому пути: реабилитация и свобода прессы, законодательно закрепленное право граждан на публичные демонстрации, снижение государственного контроля над бизнесом, поддержка правозащитных НКО и созданные с его участием – «Монгольский центр свободы», в 2008 – институт Элбэгдоржа, а также Дом Граждан.

kremlin.ru
Занимал пост президента два срока (больше нельзя) до 2017 года. Ни с кем не рокировался. Использовал президентское право миловать приговоренных. Объявил курс на переход от большого правительства к умному правительству. Принимал беженцев из Северной Кореи.
После начала российской агрессии в Украине публично обратился к Путину. В том числе по-русски – «прекратите войну! Вы можете это сделать прямо сейчас». Выразил поддержку Украине. И призвал бурятов, калмыков и тувинцев убегать в Монголию, а не идти на фронт.
А потом появилось официальное сообщение действующих монгольских властей – мы принимаем всех, кто обращается. А потом глава одного из регионов предложил представителям монголоязычных и буддийских народов России, бегущим от мобилизации, переезжать к нему, и пообещал им бесплатное жилье на месяц, курсы монгольского языка и правовой подготовки, консультации по поиску работу и созданию бизнеса.
После интервью Путина Такеру Карлсону с историческими претензиями на территорию Украины Элбэгдорж написал в твиттере: «Нашел историческую карту Монголии. Не волнуйтесь, мы мирная и свободная страна».

Давным-давно в книге «Чапаев и пустота» Виктор Пелевин написал: «Внутренняя Монголия называется так не потому, что она внутри Монголии. Она внутри того, кто видит пустоту.» Всемирная Монголия сегодня принимает тех, кто увидел пустоту внутри себя и – своей страны. Разве не Элбэгдорж создавал контекст такой Монголии?
Согласно опросам, 90% граждан Монголии вот уже 25 лет в социологических опросах отвечают «не жалею», когда их спрашивают: «Жалеете ли вы, что Монголия выбрала демократический путь в 1990 году?». В то же время ничуть не удивительно, что в соцсетях Элбэгдоржа хают – за прозападную позицию, как «Правда», за якобы финансирование недавних беспорядков в Улан-Баторе с требованием отставки правительства из-за коррупции (Sic!), за отсутствие патриотизма, поскольку он широко сотрудничал с международными организациями. Впрочем, это традиционный список претензий консерваторов к реформатору. Вероятно, он просто низко летает, пока его современники с одышкой бегут. И он уж точно антипод тому, кто занимал аналогичный пост в аналогичный период в России, как бы того ни звали.