11 сентября – это не только единый день голосования в России и День города в Москве. Это еще и всероссийский день трезвости, который не случайно совпал с православным праздником по невеселому в общем-то поводу – днем усекновения главы Иоанна Крестителя. Почему в этот день не полагается пить алкоголь и какая не менее актуальная история «спрятана» в празднике за безобидной борьбой с пьянством?
Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча (а в плохих переводах с английского еще и Джон Баптист) – согласно христианскому учению, последний библейский пророк, лично заставший Мессию, о приходе которого пророчествовал. Почему он назван Крестителем, мы уже рассказывали в связи с праздником Крещения, а сейчас нас интересует история смерти святого Иоанна. Тем более что история эта многократно и богато освещалась в мировом искусстве (особенно ее любили художники, которым дай только изобразить роковую красотку с отрубленной головой, но и литература в лице Оскара Уайльда и Густава Флобера подтянулась).
Евангелия рассказывают об этом событии так: праведник находился в тюрьме по приказу правителя Иудеи Ирода (Не того Ирода Великого, который приказал убить вифлеемских младенцев и некоторых собственных сыновей, превратив имя «Ирод» в нарицательное для обозначения негодяев с садистскими наклонностями, – Ирод Антипа был как раз его уцелевшим сыном). Если верить евангельским текстам, Ирод Антипа приказал задержать пророка, который обличал его за незаконную связь с женой брата Иродиадой – портил правителю репутацию и настроение. Впрочем, по словам евангелистов, Ирод-младший все-таки не унаследовал от отца склонности к масштабным душегубствам и не очень стремился казнить Иоанна, а даже заходил в темницу побеседовать с таким приличным человеком. Но случился день рождения с банкетом и обилием алкоголя, падчерица Саломея очень зажигательно сплясала перед гостями, и разгоряченный вином Антипа пообещал выполнить все, что девушка попросит, за такую отличную анимацию. Девушка по научению коварной матери Иродиады (которая не любила беседовать с пророком и очень на него злилась за обличения) попросила голову праведного Иоанна. Подвыпивший правитель, хотя и «опечалился», но не смог отказать – велел обезглавить заключенного и принести его голову на блюде женщинам в подарок. Вот, до чего доводит распутная жизнь и неумеренное употребление алкоголя, полагается резюмировать здесь: был бы Ирод трезвый, не обещал бы всякого, не подумавши, его бы не взяли на «слабо», и история сложилась бы как-то иначе.
Видимо, именно по этой логике день памяти пророка в православной Церкви стал днем строгого поста (хотя обычно церковные праздники так не отмечаются: даже если они приходятся на дни продолжительных постов – Рождественского или Великого – в праздники позволяется более разнообразная трапеза с вином). А затем традиция была «узаконена» Синодом – примерно с 1914 года дата праздника стала официальным днем трезвости, когда прекращалась продажа алкоголя. В советский период традиция исчезла, а в 2000-х годах про нее вспомнил уже современный Синод. Добиваться закрытия алкогольных магазинов не стали: обошлись рекомендацией совершать «молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании». Государство не осталось в стороне от полезной инициативы: 11 сентября официально объявлен Всероссийским днем трезвости и сопровождается разными докладами и отчетами Минздрава (в этому году годовщину казни Иоанна Крестителя отметили отчетом министра здравоохранения о том, что употребление алкоголя в стране снизилось с 2008 года аж на 40%). Не остался в стороне от важной темы и патриарх Кирилл, напомнив сегодня в пастырском обращении, что «излишества в пище и невоздержанность в употреблении хмельных напитков не могут иметь добрых последствий, что мы и видим на примере царя Ирода» (да и примеры некоторых современных государственных деятелей наводят на ту же мысль, добавим мы).
Но удивительно, как за словами о вреде пьянства теряется другая половина истории святого Иоанна Крестителя и сегодняшнего праздника – не менее актуальная в 2022 году, чем призывы к трезвому образу жизни.
Иоанн Креститель был не просто благочестивый человек, а пророк. Пророки, как известно из Ветхого Завета, – не обязательно те, кто предсказывает будущее, а чаще те, кто говорит правду о настоящем и возвещает волю Бога народу и правителям. Надо ли уточнять, что ветхозаветные пророки часто не вызывали симпатии ни у народа, ни, тем более, у правителей – и чем хуже были дела в стране, чем безобразнее вел себя правитель, тем меньше нравились призывы пророка покаяться, пока Бог не разгневался, и т.п. Поэтому пророки часто плохо заканчивали (цари и население, которое их не слушалось, тоже заканчивали плохо, но несколько позже). Иоанн Предтеча, впрочем, у жителей Иудеи пользовался большим почитанием несмотря на призывы покаяться, перестать совершать нехорошие поступки и жить праведно. С одной стороны, впечатлял личный пример – как-никак, человек жил в пустыне, носил одежду из верблюжье волоса и питался саранчой, такого поневоле послушаешь. С другой стороны, Иоанн не просто так призывал к покаянию, а говорил, что уже совсем скоро придет истинный Мессия, который «очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (так цитирует слова пророка евангелист Матфей, а всем, кто немного разбирался в образном языке библейских пророчеств, было ясно, что такое обещание ничего хорошего грешникам не сулит).
И если евангелисты уверяют, что в темницу пророк попал за обличение неправедной личной жизни правителя и убит был по причине личной к нему неприязни Иродиады, то историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» предлагает другую версию: Ирод Антипа все-таки унаследовал патологическую подозрительность папы и решил убрать пророка из-за большого влияния на население. Мало ли к чему завтра этот странный житель пустыни призовет своих почитателей вместо праведного образа жизни – вдруг к бунту? Тем более (как мы помним из истории Вербного воскресенья) появление Мессии, о котором Иоанн пророчествовал, грозило правителю Иудеи всякими волнениями и тревогами. Проще было тихо устранить пророка в тюрьме без суда и следствия, чтобы не говорил чего не надо.
Собственно, какую бы версию мы ни выбрали – критика грехов правителя или сильное влияние на массы (а вполне можно их совместить), суть события не меняется: святой Иоанн Креститель был незаконно заключен в тюрьму за свои слова, а потом был незаконно казнен. И 11 сентября в каком-то смысле день памяти жертвы политических репрессий первого века нашей эры. По такому поводу – из солидарности с жертвой произвола власти – устроить строгий пост кажется более логичным, чем в поддержку трезвого образа жизни.