«Обреченные на славу»: каким получился сериал с Энтони Хопкинсом в роли римского императора

19 июля в «Амедиатеке» вышел главный исторический сериал лета – «Обреченные на славу». Энтони Хопкинс играет римского императора из народа, которого мечтают свергнуть патриции и (возможно) собственные сыновья. Авторка SOTA посмотрела сериал полностью и рассказывает, зачем стоит смотреть новый масштабный «пеплум» на 10 часовых серий.

Фото со съёмок сериала «Обреченные на славу»
Reiner Bajo / Peacock / imdb.com
Фото со съёмок сериала «Обреченные на славу»
Reiner Bajo / Peacock / imdb.com

По-своему любопытно, что в оригинале сериал называется Those About to Die (или «Идущие на смерть»). Новинка позаимствовала название у книги Дэниела Манникса. На русском языке книга тоже есть, но о ней у нас почти никто не знает. В англоязычном мире иначе – пишут, что ею вдохновлялся еще Ридли Скотт, когда снимал культового «Гладиатора». Нынешний сериал не является полноценной экранизацией книги Манникса, но заимствует многие его идеи. Зачем нужно было пессимистичное название менять на оптимистичное – загадка, но у русских локализаторов и не такое бывало. По форме и содержанию «Обреченные на славу» – кино именно что мрачное, жестокое, местами неприятное. Но, несмотря на это, очень интересное.

Снимал его Роланд Эммерих, который с нулевых годов заметно растратил кредит доверия. Когда-то он делал неплохие фильмы-катастрофы («Годзилла», «Послезавтра», «2012»). После пытался переключиться на драмы, но что-то не пошло – критикам не нравилось то, что он снимал, и зрители тоже энтузиазма не проявляли. Тем не менее Эммериху доверили огромный (по объему материала и бюджету в 150 миллионов) проект о Римской империи – и это, опять же, вопреки тому, что ранее Эммерих сериалы не снимал и с античными сюжетами тоже не работал. «Those About to Die» заказывал сервис Peacock, в сериал, кроме Энтони Хопкинса, пригласили Ивана Реона (из «Игры престолов») и Тома Хьюза. И все же до премьеры 19 июля было совершенно непонятно, чего от сериала ожидать. Трейлеры внушали надежду (дорого-красиво), но были опасения, что с сюжетом получится швах. Многие, что смотрели трейлеры, не зная сюжета, ругались в комментариях на темнокожих актеров. Хотим успокоить тех, кто боится темнокожих актеров в роли императоров/сенаторов/прочих знатных римлян – нет, сериал снят настолько достоверно, насколько это возможно в наше время, темнокожих императоров не будет, смотрите спокойно.

Фото со съёмок сериала «Обреченные на славу»
Reiner Bajo / Peacock / imdb.com
Фото со съёмок сериала «Обреченные на славу»
Reiner Bajo / Peacock / imdb.com

Хотя сериал поначалу кажется потомком документально-игровых фильмов BBC, стоит помнить, что это все же художественное произведение. Во имя драматизма и динамики авторам нужно было отступить от некоторых исторических деталей – иначе бы зрители просто умирали от тоски. Нужно учитывать и то, что эпоха правления Флавиев – одна из самых сложных для изучения (если мы говорим о Римской империи). Пишут и снимают о ней мало. Понимая это, авторы «Обреченных…» должны были соблюсти историзм, рассказать об эпохе, затронуть предпосылки и при этом не цитировать учебник. Найти баланс между историей (как сборником реальных фактов) и рассказом (т.е. художественностью) – это они смогли сделать не сразу. Но все же смогли.

Небольшой исторический спойлер. Сериал показывает нам 79 год нашей эры. Во главе Римской империи стоит Тит Флавий Веспасиан (в сериале его играет Энтони Хопкинс). До того, как к власти пришла династия Флавиев, в Римской империи бушевала гражданская война. В 68 году случился бунт против печально известного Нерона, Сенат в итоге объявил его «врагом народа», и Нерон, боясь публичной казни, сам перерезал себе горло. После этого были еще военные столкновения, Рим погряз в насилии и смуте. Это был т.н. «год четырех императоров». Удержаться на троне смог только четвертый – им и был Веспасиан, основавший династию Флавиев. В сравнении с прежними императорами (Рим надолго запомнил Нерона и Калигулу) Веспасиан был хорошим правителем. Временами, конечно, и против него бунтовали, но мало и не очень уж кроваво. В сериале династией Флавиев недовольна римская аристократия. Веспасиан не был человеком знатного рода – его отец был обычным всадником, а дед – крестьянином. В «Обреченных…» часть сенаторов собираются свергнуть «плебеев» Флавиев и сделать императором «настоящего римлянина». Насколько это исторически верно, лучше судить специалистам. У Веспасиана было два сына – Тит (в сериале – Том Хьюз) и Домициан (Джоджо Макари). Веспасиан, который знает, что смерть близка, должен выбрать себе наследника. И он выбирает старшего сына Тита, аргументируя это тем, что в нынешние времена Римом должен управлять «воин». Домициан, разумеется, сильно обижен и не собирается уступать власть нелюбимому брату.

Фото со съёмок сериала «Обреченные на славу»
Reiner Bajo / Peacock / imdb.com
Фото со съёмок сериала «Обреченные на славу»
Reiner Bajo / Peacock / imdb.com

Главная сюжетная линия «Обреченных…» – это отношения двух братьев, Тита и Домициана. Как там было в жизни, никто уже не скажет. Авторы хотели показать не только конфликт власти, но и конфликт личный, противопоставляя двух, таких разных, людей, которые всю жизнь боялись друг друга и презирали. Может показаться, что сериал восхваляет спокойного и надежного Тита и принижает хитрого и циничного Домициана. Но Тит, каким бы хорошим его ни лепили, вызывает меньше интереса, чем главный злодей всего сериала. Страшный антагонист Домициан плетет интриги, постоянно думает, как поживиться и не попасться, как получить больше власти и не быть убитым собственным братом. На его фоне Тит (хоть и сыгран отлично) кажется почти что бревном. Главный же мотив Домициана – не столько желание власти, сколько месть Титу, который всю жизнь его унижал. Домициан, каким его играет Джоджо Макари, – персонаж страшный, но обаятельный и сильный (если мы о художественной убедительности). Не будь в сериале других интересных героев, он был бы способен вытащить весь сюжет. И (снова исторический спойлер) Домициан в итоге станет императором. Как это показали в сериале – спорно, но допустимо. Вспоминаем, что, как там было на самом деле, мы никогда не узнаем.

Вторая сюжетная линия – о типичных римских развлечениях, т.е. скачках и гладиаторских боях. В Риме есть, если можно так сказать, четыре спортивных клуба. Самый успешный колесничий Рима Скорп (Димитри Леонидас) выступает за синюю фракцию, его все устраивает, но его лучший друг и учредитель «ставок на спорт» Тенакс (он же Иван Реон) настаивает, что им нужно создать собственную фракцию – золотую. Тенакс покупает лучших андалузских лошадей и договаривается с Домицианом. Это, естественно, не нравится римским аристократам, которые владеют остальными фракциями. По их мнению, Скорп и Тенакс – «плебеи» (как и Флавии) и не заслуживают своего клуба. Собственно, 30% сюжета «Обреченных…» – метания этих двоих, которые хотят свой клуб и больше денег, но они, как считает лучшее общество Рима, их недостойны. Эта линия отлично уравновешивает отношения двух братьев Флавиев и отражает, каково живется «внизу» и как тяжело строить карьеру, когда все лучшие места давно заняты.

Фото со съёмок сериала «Обреченные на славу»
Reiner Bajo / Peacock / imdb.com
Фото со съёмок сериала «Обреченные на славу»
Reiner Bajo / Peacock / imdb.com

И третья сюжетная линия – о семье из Нумидии (северный Алжир), что в I веке была провинцией Римской империи. Две сестры убивают римского легионера, который пытался изнасиловать одну из них. За это преступление девушек и их брата забирают в рабство. Юношу (опытного охотника) отправляют учиться на гладиатора, чтобы позже развлекал римлян, а его сестер увозят в Рим, чтобы продать местным патрициям. Их мать Кала (Сара Мартинш) на последние деньги едет за ними в Рим, а там пытается найти деньги, чтобы выкупить своих детей из рабства. Были опасения, что эта линия получится излишне слезливой и мучительно скучной. Вышло обратное – пожалуй, она несколько суховата, несмотря на обилие драмы, не хватило сериального времени. Или авторам были интереснее скачки, бои и политические интриги (пожалуй, так даже лучше).

Главное испытание «Обреченных…» – выдержать первую серию. Поначалу сценарий кажется скомканным и вместе с тем ужасно хаотичным. Зритель просто не понимает, с чего его бросают то в императорский дом, то в конюшни, то в дешевую лавку в далекой северной Африке. Персонажей толком не представляют. Вместо того, чтобы показывать историю, вам ее рассказывают – словами. Вернее, голосом Тенакса. Понятно, что зрителю нужно объяснить, какой век в сериале, кто такие Флавии и что там с «четырьмя императорами». Но печально, что не нашлось лучшего способа – первые 20 минут сильно напоминают документальные ленты с канала History. Позже возникает чувство, что нам показывают сходку реконструкторов – вроде бы все соответствует эпохе, но как же ненатурально смотрится. Графика местами очень уж заметна. Во второй серии становится лучше, а в третьей – еще лучше. Первую серию будто бы делали в последний момент, а остальные снимали с душой и удовольствием. Вместо хаотичных метаний появляется связный сценарий, вместо унылого словесного пересказа – динамика, которой можно простить почти все. От сериала нельзя отвлекаться, иначе есть риск потеряться в повествовании. Сюжет может измениться буквально за пару минут, и если вы их пропустили, то после будете недоумевать, что вообще происходит на экране. Временами все же чувствуется, что сериал мог быть масштабнее и красивее, но «Обреченные…» и без этого сумели создать атмосферу.

Стоит ли это смотреть? Если любите историческое кино – безусловно. Если любите Римскую империю – обязательно (наверняка станете ругаться, что какой-то персонаж не того и не так убил, но это уже спойлер). Если вы фанат Энтони Хопкинса – его немного, но он прекрасен. И в остальном актерский состав, учитывая, что громких имен не так много, очень хорош. Если любите кино без черно-белой морали – Those About to Die для вас. Сериал может в сложные отношения, неоднозначные характеры – и нет, классического хэппи-энда вы не получите. А еще «Обреченные…» эстетичны. Сцена с извержением Везувия и обрушившимся на Рим пеплом хороша. «Обреченных на славу» стоит посмотреть хотя бы из-за нее.