25 октября в американский прокат вышел «Конклав» – новый фильм режиссера Эдварда Бергера по одноименному роману Роберта Харриса. На протяжении двух часов католические кардиналы борются за место нового Папы Римского, и в ход идут все существующие политические манипуляции – от угроз до подкупа избирателей. Удивительно и то, что фильм выпустят в российский прокат (21 ноября) – из-за известных событий хорошего заграничного кино в РФ почти не осталось.
Немного от автора статьи: по своей работе я смотрю много разнообразных фильмов, но очень редко новый фильм доставляет мне, кроме эстетического наслаждения, еще и чистое удовольствие зрителя. «Конклав» как раз из тех редких фильмов, которые мне нравятся полностью и которые мне хочется пересмотреть.
Возможно, вы не вспомните имя режиссера – Эдвард Бергер, – но на данный момент это один из самых любопытных европейских режиссеров. Бергер любит и умеет работать со сложным литературным материалом. Так, в 2018 г. он занимался экранизацией книги «Террор» Дэна Симмонса, а позже снимал «Патрика Мелроуза» по серии повестей Эдварда Сент-Обина. Эти проекты, расхваленные критиками и получившие крупные номинации, открыли Бергеру дорогу в большое кино. После работы в Америке Бергер возвратился в родную Германию и в 2022 г. поставил экранизацию Ремарка «На Западном фронте без перемен». Фильм попал в каталог Netflix и в итоге стал самым успешным из полнометражек на платформе – четыре премии Оскар, включая награду за лучший иностранный фильм, и семь премий BAFTA, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссерскую работу. «Конклав» – первая работа Бергера после адаптации Ремарка. И снова экранизация – на этот раз он взял недавний (2018 г.) роман Роберта Харриса, которого в России больше знают по «Фатерланду». На главные роли были приглашены Рэйф Файнс, Стэнли Туччи и Изабелла Росселини.
Фильм вполне ожидаемо получил хорошие отзывы и критиков, и первых зрителей. Его свежесть на Rotten Tomatoes составляет 93% на основе 175 рецензий. Обычные зрители сейчас оценивают его в 84%. На IMDb фильм имеет 7,7 из 10 баллов. Критики хвалят «Конклав» за «напряженный сюжет», «великолепную актерскую игру», «захватывающую драму, достойную Оскара» и «неожиданный финал». Финал, конечно, некоторым может не понравиться, но, если вы достаточно толерантны, нравственных вопросов он у вас, скорее всего, не вызовет.
Рэйф Файнс отыгрывает уставшего от жизни и от работы кардинала Лоуренса, который очень любит Папу Римского, но хочет поскорее уже уйти на покой. Папа Римский не принимает его отставку, беспокоясь из-за своего ухудшающегося здоровья. Дело в том, что Лоуренс должен провести следующий конклав – избрание нового Папы Римского после смерти предыдущего, – и, нужно полагать, Лоуренс остается единственным человеком, которому Папа доверяет. Потом, на протяжении всего фильма, Лоуренс будет доказывать, что он один нормальный человек среди сброда политиканов, которые почему-то стали кардиналами.
На конклав съезжаются со всего католического света, и скоро зритель начинает понимать, что в церкви борются те же политические силы, что и вне ее. Собравшиеся выбирают между несколькими кардиналами, которые представляют разные течения – от либерального до ультраконсервативного. Например, кардинал Беллини (Стэнли Туччи) является лидером крайних либералов – допускает браки между гомосексуалами и проповеди в свободной форме и (что совсем уж на грани с невозможным) хочет усилить влияние женщин внутри церкви, возможно, даже разрешить им быть священниками. Его ярый противник – кардинал Тедеско (Серджо Кастеллитто), ультраконсерватор, гомофоб и расист. Тедеско считает, что Папа Римский может быть только итальянцем. Он намерен отменить все либеральные реформы церкви за последние пятьдесят лет. То есть католики опять будут ненавидеть геев, не пользоваться контрацепцией, запрещать повсеместно аборты и т.п. Большинство кардиналов против радикальных изменений что в одну, что в другую сторону. Они пытаются выбрать между кандидатами с более сдержанными взглядами, но все они как на подбор с изъянами – у кого-то есть внебрачный ребенок, кто-то подкупал «избирателей». Вот и получается, что выбирать не из кого – все потенциальные Папы какие-то неправильные.
Сложно судить фильм (как и книгу Харриса) с точки зрения достоверности. Подноготную избрания Папы Римского и невозможно изобразить документально – процесс этот закрытый. Бергер решил сыграть с эмоциями зрителя и показать конклав как политический процесс – например, как выборы президента. В действительности, не так уж важно, выбирают в кино очередного политика или Папу. Бергера интересует, как борются разные взгляды на будущее. Центральной фигурой остается кардинал Лоуренс, который не хочет быть (и – спойлер! – не станет) новым Папой, несмотря на свое влияние в Ватикане. Он хочет лишь исполнить волю покойного – чтобы место главы церкви занял человек, достойный управлять огромной паствой. Он не может повлиять на решение конклава, но он знает грязные секреты кандидатов – и может любого из них вывести из предвыборной гонки. В итоге, действуя по совести и закону (то есть раз за разом исключая кандидатов за недостойные поступки), он доводит до того, что в этой гонке остаются одни популисты. И популист Тедеско, который призывает устроить аж «священную войну» католиков против мусульман, оказывается главным претендентом на пост Папы.
Понятно, почему Бергер решил сделать из этого материала психологический триллер. Напряжение в «Конклаве» постоянно нагнетается – беспокойными разговорами «политических» союзников и врагов, происками против других кандидатов и (благодаря сильной игре Файнса) метаниями главного героя. Где-то вне Ватикана взрываются бомбы исламских террористов. Кардинал Тедеско кричит, что нужно проклинать всех, кто не католик. На молодого кардинала из Кабула (вы не ослышались) смотрят с подозрением, да и сам зритель до последнего в нем сомневается – не связан ли он случайно с террористами? Все это попадает в тугой узел, который удерживает зрителя, не позволяя ему отвлечься ни на минуту. Бергер показывает себя настоящим мастером медленного триллера – когда выверена каждая сцена и каждый диалог усиливает саспенс. Внимательный зритель, возможно, сможет предсказать, кто станет новым Папой, но финальный твист будет настолько неожиданным, что любой киноман удивится. К слову, за это фильм чаще всего и критикуют – слишком уж это… внезапно и необычно.
Снимая понятное жанровое кино, Бергер все же не обходится без глубокого посыла, превращая фильм в отличное интеллектуальное развлечение. Больше ста минут зрителю рассказывают, что Папа (президент, мэр, кто угодно избираемый) должен соответствовать огромному перечню требований. Этих требований настолько много, что соответствовать им живой человек просто не может. От кандидата требуют кристальной репутации, но у каждого в прошлом было что-то, что бросает на него тень. В итоге получается, что выбирать просто не из кого – все немного плохие, все люди со своими ошибками, а идеального кандидата придется ждать до второго пришествия. Понятно, что Бергер распространяет это на любые выборы, на любую должность в любой стране. Через это осознание он проводит главного героя, заставляя его признать несовершенность всего и вся. Остается только нарушить протокол и выбрать меньшее из зол (к счастью, с точки зрения атеистического человека это и не зло вовсе).
Приятно, что «Конклав» оказывается выше всевозможных повесток, его не получится притянуть к какой-то из сторон. И Файнс с Туччи отыгрывают лучшие свои роли за последние годы. Без их динамики фильм многое бы потерял. «Конклав» стоит посмотреть всем, кто любит интеллектуальные триллеры и политические драмы. Это сложное кино, которое умеет быть увлекательным – а таких фильмов, увы, становится все меньше.