В заграничных странах заканчивается прокат «Комнаты по соседству» (или, как ее еще называют, «Соседней комнаты»). Это новый фильм Педро Альмодовара, который завоевал главный приз на фестивале в Венеции. Джулианна Мур и Тильда Суинтон здесь разбираются в вопросах жизни и смерти – печально, нежно и без давления на чувствительного зрителя.
Авторка смотрела фильм в кинотеатре Тбилиси на языке оригинала (это первый фильм Альмодовара, снятый на английском языке).
К сожалению, до российского проката новинка Альмодовара не добралась. Нет ее пока и на заграничных стриминговых сервисах, но, если верить постам в сети, «Комната…» скоро должна появиться в интернете, а это значит, что скоро ее зальют и на русскоязычные сайты с новинками (спасибо пиратам, которые помогают русскоязычным не потерять связь с мировым кинематографом). Прокат у Альмодовара ограниченный – так, в Тбилиси его показывает только один кинотеатр. Если заглянуть на заграничные сайты с новинками, кажется, что в европах и америках дела обстоят схожим образом. Большинство критиков посмотрели фильм еще в Венеции, профессиональных обзоров достаточно. А вот зрительских оценок – мало. Например, на IMDb отзывы написали 40 зрителей, а отзывов критиков на сайте аж 116. К счастью, дело не в том, что кино у Альмодовара получилось «не зрительское». Просто онлайн фильма пока нет, а в кинотеатрах зрители привыкли смотреть иное кино.
«Комната…» – психологическая драма с тонкими нотками иронии и меланхолией, которая разбавляется яркими красками и разнообразными красотами. На Венецианском кинофестивале фильм был высоко оценен критиками и членами жюри, на Rotten Tomatoes его «рейтинг свежести» составляет сейчас 87%. Многие хвалили ленту за «эстетику, эмоциональность и интеллектуальность», «жизненность» и «трогательность». Впрочем, ругали тоже: кто-то назвал ее «громоздкой» и «холодной». Некоторым не понравились отступления от оригинального сюжета Сигрид Нуньес (фильм является вольной экранизацией ее книги «Через что ты проходишь»). Как бы там ни было, но «Комната…» – один из лучших авторских фильмов 2024-го, и посмотреть его стоит хотя бы поэтому.
Ингрид (Джулианна Мур) – женщина успешная, она благополучно живет в Нью-Йорке и пишет книги. Недавно Ингрид написала новую книгу, посвященную переживанию смерти (а смерть интересует и одновременно очень пугает ее). С этой книгой она ходит по книжным магазинам, рассказывает о ней и раздает автографы своим фанатам. На одной из таких встреч от своей знакомой она слышит имя Марты. Ингрид мгновенно вспоминает ее – раньше они были близкими подругами, но потом их пути разошлись. Должно быть, поддавшись ностальгии, писательница решает возобновить общение с Мартой.
Увы, но Марту (Тильда Суинтон) она находит уже тяжело больной. У Марты неоперабельная форма рака, и она успела смириться со своей скорой смертью. Вскоре Марта открывает старой подруге свой план – она откажется от лечения, уедет куда-нибудь и примет таблетку (ее Марта заказала в даркнете), то есть совершит эвтаназию. Добавим, что в США эвтаназия запрещена в большинстве штатов, а в тех, что эвтаназию разрешают, нужно собрать множество документов. Поэтому Марта решает сделать все сама. Она просит Ингрид побыть с ней в последние дни, она просто не может умереть в одиночестве, достаточно, если Ингрид будет жить в соседней комнате и сообщит о ее (Марты) смерти в полицию. Ингрид сначала в ужасе от подобной просьбы, но потом соглашается – ей движут то ли теплые чувства к подруге, то ли завораживающий интерес к смерти. Вместе они уезжают из Нью-Йорка в очаровательный загородный дом и пытаются насладиться последними совместными днями – гуляют, вспоминают прошлое и смотрят старые комедии.
Столь простой сюжет, что парадоксально, очень легко было перегрузить дополнительными подробностями, которые в действительности не нужны. Еще легче превратить его в слезовыжималку, давить на жалость к несчастной Марте, которая неизбежно умрет. Но – это если бы снимал другой режиссер. Альмодовар никогда не снимал пошлое кино. «Комната по соседству» отличается от его классических работ (которых для одного режиссера очень много), в ней больше мелодраматических ноток, но нет ненужной жалости к персонажам и трепета перед тяжелой темой. Снимая, казалось бы, очень интимную историю, Альмодовар позволяет себе быть отстраненным. Также он поступает со своим зрителем – дает ему понять чувства его героинь, но не допускает сближения с ними. Ты наблюдаешь за событиями словно сквозь мутное стекло – странное ощущение, учитывая, какой это яркий, визуально насыщенный фильм.
Хотя поначалу кажется, что главной в фильме будет Ингрид, выбранная на роль наблюдателя за чужой смертью, позже оказывается, что важнее для режиссера она – Марта. Марта для него – это отдельный мир, который погибает и, что печально, больше не хочет бороться. Ведь она уже достаточно боролась в этой жизни. В прошлом Марта – военкор, работала в горячих точках, включая Боснию и Ирак. Вся ее жизнь – это череда смертей, в которых она поначалу пыталась рассмотреть смысл. «Я жила, как мужчина» – говорит она теперь. От ее прошлого ничего не осталось – только несколько мучительных флешбеков. Марта потеряла все, включая единственную дочь, которая тоже стала частью поселившейся в ее душе войны. Ее борьба с раком, а потом отказ от этой борьбы – всего лишь продолжение вечного боя Марты. И Марта хочет уйти из этого мира на своих условиях.
Фоном же становится тема глобального потепления, которой занимается бывший любовник обеих подруг (Джон Туртурро). Люди – словно раковая опухоль на теле планеты. Марта и Ингрид смотрят, как за окном падает снег – словно из их воображения. Ингрид смотрит на приоткрытую красную дверь и думает, в какой день ее подруга уйдет из жизни. Неужели Альмодовар верит, что мир столь же безнадежен, как и Марта? Нет, фильм, пусть и тянется минорными нотами до конца, оставляет для нашего мира надежду. Мы еще немножко поживем – меланхолично заключает Альмодовар. Но без Марты жизнь уже будет иной.
Стоит также сказать, что «Комната по соседству» – это настоящий праздник для интеллектуалов, которые любят выискивать отсылки на чужие произведения. Альмодовар тут разыгрался вовсю. Разгадывать каждую сцену – для кого-то это будет истинным удовольствием. Тут вам и Ингмар Бергман с «Персоной», и проза Джойса, и современные фестивальные ленты, и классика американского кино. К счастью, режиссер находит баланс между заигрыванием с киноманами и диалогом с простым зрителем, который хочет насладиться самим кино. «Комната…» держится на сочетании избыточности и минимализма, психологизме и, конечно, актерской игре Мур и Суинтон. Тильде Суинтон играть сложнее, она – центральная фигура. Ее заслуженно номинировали на «Золотой Глобус» и, с большой вероятностью, она его получит. Джулианна Мур оттеняет ее, выжимая все из своей роли – она тоже очень хороша, но Суитон в этом фильме не переиграл бы никто.
Неизвестно, выиграет ли «Комната по соседству» в США, но это и неважно. Альмодовар в который раз доказывает, что возраст – не помеха свежему и сильному кино.