«Иван Васильевич меняет всё» — ТНТ тестирует культуру отмены

Новогодний телеспектакль — классический формат для российского телевидения. За три десятилетия он успел расцвести, деградировать и практически полностью исчезнуть из эфира. Но теперь продюсеры, взявшие курс на ностальгию и использование знакомых приёмов, пытаются вернуть телеспектакли на малые экраны.

Как и год назад, телеканал ТНТ решил порадовать зрителей пародией на классическую советскую комедию. В конце 2022 года вышла «СамоИрония судьбы», теперь — «Иван Васильевич меняет всё». Получился странный набор отсылок на актуальные события, разбавленный неинтересными музыкальными номерами. Без Киркорова, но с «Кощеем» из «Слова пацана». Без Анны Асти, но с Клавой Кокой (будто это так важно).

Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru

Изменённый сюжет

Главный герой, Шурик — айтишник, строящий машину времени. В ходе очередного эксперимента он, следуя сюжету оригинала, меняет местами обычного москвича Ивана Васильевича и Ивана Грозного. Царь пытается освоиться в современной Москве, пока управдом разбирается в дворцовых правилах. Сюжет пародии практически до середины фильма от оригинала отличается лишь деталями и временем, а затем Иван Грозный и Шурик путешествуют по другим эпохам.

В одной из сцен спасённый героями Пушкин убивает змею в Эдеме. К слову, Адама играет Виталий Гогунский, Кузя из «Универа». В другой — спасаются от Людовика XVI. Независимо от эпохи, окружающей героев, они шутят про 2023 год и рекламируют колбасу. События перевешиваются с музыкальными номерами, редко влияющими на сюжет.

Чем дальше пародия отходит от оригинала, тем лучше смотрится. Это не значит, что фильм становится интересным, просто меньше раздражает. Пародии затрагивают и другие картины, например «Назад в будущее» и «Убить Билла». А в конце фильма даже появляется Квентин Тарантино — может реальный, может дипфейк, тут без экспертизы Путина непонятно.

Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru

Культура отмены, но зато своя!

«Голая вечеринка» Насти Ивлеевой повлияла на актёрский состав. Анна Асти пропала, её заменила Клава Кока, в образе Барби поющая песню со словами «Не зови меня зая, зови меня замуж» и «не зови меня бэйби, лучше сделайте мне бэйби». Киркорова заменили на «Кощея» из «Слова пацана», добавив пару отсылок к сериалу. Естественно, Людовик в исполнении «Кощея» даёт «слово французского пацана». Как будто сценаристы берут первую ассоциацию и тут же строят на ней шутку.

Если представить, что в кадре появился бы Киркоров, то сцена не стала бы лучше — хуже тоже. Играл бы он французского короля или Петра Первого, как предполагалось изначально, ничего бы не изменилось. Это такой бесконечный калейдоскоп из однообразных шуток, что актёр не влияет на ситуацию. И, всё же — актёров заменили.

Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru

Продюсер фильма, сообщившая о пересъёмках сцен, — Тина Канделаки. В своём телеграм-канале она регулярно высмеивает «культуру отмены». Это не мешает её монтажерам вырезать из фильма людей за недостаточное количество одежды на вечеринке. Интересно, как чувствуют себя люди, заменившие временно отменённых звёзд?

Забавно, что и Филипп Киркоров, и Анна Асти упоминаются в шутках. Неизвестно, должен ли был появится в фильме Джиган, ещё один неудачный посетитель «Мутабора», но в фильме о нем шутят часто. Пока патриотическая культура отмены развилась не настолько, чтобы вырезать упоминания отменённых — может, в 2024 дойдёт и до этого.

Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru

Новая актуальность

Пару лет назад в ходу была новая искренность. Теперь наступила эпоха новой актуальности — пожалуй, главный принцип современной российской комедии. Суть — использование максимально возможного количества отсылок на совсем недавние события, но при этом полное игнорирование чего-то важного.

На зрителя вываливают кучу шуток про VPN, «льготы айтишников» (видимо, речь идёт про отсрочку), Блиновскую. ТНТ так любит Блиновскую, что шутит про неё в каждом проекте. Помимо этого проговаривается, что Москва похорошела, IKEA ушла из России, бесплатный VPN виснет, Тиндер заблокировали, ну а Ксения Собчак — кикимора. В это время в Голливуде мужские роли отдают трансгендерам, что возмущает Ивана Грозного, недовольного, что царя может играть «трансуха». А чтобы зритель взвизгнул и от хохота подавился селёдкой, возникает шутка с созвучием слов «НАТО» и «Надо» — ну вы поняли, «надо в НАТО»!

Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru

Всё это по недавним событиям, хотя есть и другой уровень свежести — например, шутки про вечеринку Насти Ивлеевой.

Есть блок шуток про «подпишись, поставь лайк, а кого ты лайкаешь». Непонятно, о какой соцсети говорят герои. Но по-настоящему актуально выглядит цензура. В одной из сцен Иван Васильевич и Шурик решают посетить другие эпохи и исправить ошибки истории. Естественно, они решают убить Адольфа Гитлера. Вот только свастики везде замазаны — показывать их по телевизору нельзя. Это удивительное свойство времени, когда очень хочется пошутить, но нужно соблюдать предосторожности.

Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru

Слишком слабые музыкальные номера

Можно понять, почему музыкальный номер Клавы Коки скучный — его делали на коленке после того, как из фильма вырезали Анну Асти. Но другие клипы выглядят не лучше. Например, когда герои перемещаются в девяностые, то натыкаются на бандитов, которых играет группа Иванушки Интернешнл. Слово за слово, и начинается перестрелка под «Тополиный пух». В чём ценность давно надоевшей песни от давно надоевшей группы? Gayazov Brothers тоже поют свой хит «Малиновая лада».

Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru

Единственный музыкальный номер, который выделяется — «Седая ночь», исполненная Сергеем Лазаревым на французском языке. И песню изменили, и известного артиста позвали ее спеть — уже что-то. Можно даже дослушать до конца если сделать вид, что «Седая ночь» не надоела за месяц форса «Слова пацана» (и в предыдущие пару десятков лет).

Если вспомнить «Старые песни о главном», первооткрыватель жанра, то суть была понятной — современные (для 1995-го года) артисты перепевали чужие песни. В чём ценность братьев Гаязовых, поющих песню братьев Гаязовых?

Ну а в финале картины прозвучала песня «Прекрасное далёко» в исполнении рэпера Басты, который смотрел в камеру с таким же выражением лица, что и в рекламе банковских карт.

Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru

Одно и то же

Год назад ТНТ выпустил «СамоИронию судьбы» примерно с теми же актёрами. Понятно, зачем это нужно артистам и продюсерам — они зарабатывают деньги, не стесняясь вставлять в фильм невероятное количество рекламы. В «Иване Васильевиче» Колбаса «Сальчичон Черкизово» появляется в 5 или 6 сценах, в сумме занимая минимум две минуты экранного времени. Чуть реже мелькают продукты «Яндекса», «Сбера» и майонез.

Но зачем это зрителю? Кто-то действительно хотел вновь посмотреть на Киркорова в его драг-костюмах, а потом расстроился, что артиста вырезали? Или Ольга Бузова такая уморительная, что рука сама тянется к пульту?

Однообразие лиц в фильме действительно удивляет. Актёр Максим Лагашкин, играющий Жоржа Милославского, каким-то чудом продолжает получать роли в комедийных сериалах (например, в свежих «Букиных»), оставаясь самым несмешным человеком в кадре даже в сценах с Ольгой Бузовой. Важную роль играет и Ольга Картункова. Больше десяти лет назад она играла в КВН в образе хабалки, с тех пор Картункова носит один и тот же образ из проекта в проект.

Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru
Кадр со съёмок «Иван Васильевич меняет всё» / kinopoisk.ru

Но опробованный приём слишком простой и удобный, им можно пользоваться до бесконечности. Например, на 31 декабря 2024 года можно выпустить «Берегись отечественного автомобиля», новый фильм ведь показывает, что шутить про российский автопром российские комедианты не устали.

Пока ТНТ возрождал телеспектакли, «Первый» и «Россия» показывали свои привычные огоньки. Тоже без Киркорова, зато с Шаманом, Любэ и даже Акимом Апачевым, который почему-то пел не «Лето-арбалеты» — видимо, «Вагнера» больше не подъедут. На этом фоне «Иван Васильевич меняет всё» выглядит как человек, который хотя бы пытается вести себя прилично. Правда, у него не всегда получается — он врёт, многое умалчивает и просто включает дурака когда выгодно.

Свастика замазана, Киркоров вырезан, Собчак высмеяна, колбаса прорекламирована. Хорошо, что в России нет культуры отмены, а если и есть, то она нашенская, а значит самая справедливая. Пусть Киркоров знает, что если он будет неправильно одеваться, то всегда найдётся «Кощей», который его заменит, а на любую Асти найдётся Кока.