«Эмилия Перес»: кино о трансгендерности, которое стало триумфатором «Золотого глобуса». Говорим, каким оно получилось

Главным событием прошедшего «Золотого глобуса» стала «Эмилия Перес» – фильм, о котором в России, кажется, никто не слышал. В Европе и Америке его смотрят активнее – но, увы, оценки оставляют желать лучшего. Мы посмотрели «Эмилию Перес», чтобы понять, действительно ли этот фильм заслужил «Глобус». 

Кадр из фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com
Кадр из фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com

Еще до награждения «Глобусами» ходили слухи, что в номинации «лучший фильм (комедия или мюзикл)» выиграет «Эмилия Перес». Странно, учитывая, что об «Эмилии…» особо не говорили, до наградного сезона она словно была исключена из кинообсуждений. В номинации за лучший фильм она соревновалась с такими хитами как «Анора», «Злая» и «Субстанция» (не спрашивайте, почему фильм с Деми Мур на «Глобусе» попал в «комедию или мюзикл»). В сравнении с «Эмилией…» у них было больше шансов – если, конечно, опираться на оценки критиков и зрителей на популярных агрегаторах. Призер Каннского кинофестиваля «Анора» имеет на Rotten Tomatoes 94% одобрения критиков и 90% – зрителей. У «Злой» 88% от критиков и 95% – от зрителей. У «Субстанции», соответственно, 89% и 75% (многим зрителям было тяжело это смотреть). Также в этой номинации были «Настоящая боль» (96% и 81%) и «Претенденты» (88% и 75%). Казалось бы, зачем столько цифр? Просто захотелось узнать, насколько «Эмилия Перес» отстает от них по оценкам. На фоне остальных фильм-лауреат получил самые плохие отзывы – что от критиков (76% одобрения), что от зрителей (43%). 43% одобрения на основе 2500+ оценок проверенных пользователей – в данном случае неутешительный результат. Неужели столько консерваторов/гомофобов/разных отбитых развелось на американских сайтах? 

Фото со съёмок фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com
Фото со съёмок фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com

Заглянув в отзывы обычных зрителей, начинаешь понимать, что хейтеры делятся на три лагеря. Во-первых, это те, что сочли «Эмилию…» просто плохим кино. «К сожалению, это было огромное разочарование. Истории не хватало глубины, персонажи казались плохо проработанными, а общее исполнение оказалось поспешным и не вдохновленным»; «Наверное, один из худших фильмов в истории. Я создал аккаунт на RT, чтобы просто сделать обзор этого куска…»; «Самый худший фильм на свете» – пишут эти зрители. Во-вторых – это испаноязычные зрители (фильм снят на испанском) и отдельно – жители Мексики (герои живут в Мексике). Мексиканцы открыто называют фильм расистским – с их слов, он использует болезненные для страны темы (наркоторговлю, бандитизм), неправильно показывает их, жителей, высмеивает мексиканскую культуру и мексиканский диалект. Лучше бы режиссер Жак Одиар (он же сценарист) не говорил, что вдохновлялся мексиканскими фильмами и музыкой – это лишь усилило хейт в его сторону. Мексиканцы (и сочувствующие им испаноязычные) массово ставят самые плохие оценки, чтобы уронить рейтинг фильма как можно ниже. «Этот так называемый фильм – позор для мексиканцев, людей, которые любят кино, у которых есть глаза, уши и интеллект. САМЫЕ худшие песни, которые я когда-либо слышал в "мюзикле" в своей жизни, худшая режиссура, которую я видел в "признанном критиками" фильме, и, как я понимаю, худшая имитация испанского языка»; «Ужасно! Если бы я мог поставить 0 звезд, я бы поставил. Это оскорбление мексиканской культуры и прекрасного испанского языка. Эта мыльная опера, которая также является оскорблением киноиндустрии, высмеивает проблему насилия, от которой Мексика страдает. Это неуважение к жертвам и их близким»; «Говорю как мексиканец: этот фильм оскорбителен… он не затрагивает социальные проблемы, как говорится в одном из положительных обзоров. Для нас, мексиканцев, это выглядит как плохо сделанная музыкальная зарисовка из "Южного парка" о том, как иностранец думает о Мексике, особенно о токсичной наркокультуре»; «Этот продукт является проявлением полного неуважения к мексиканскому народу, моему народу, который годами страдал от рук наркоторговцев». Чтобы понять возмущения мексиканцев, вообразите заграничное кино о русских, в котором условные англичане говорят на исковерканном русском языке, на улицах все ходят в шапках-ушанках и абсолютно все при любом удобном случае пьют водку. Но есть еще один лагерь недовольных – это представители ЛГБТК+. «Эмилии...» рассказывается о трансгендерном переходе, но многие в сообществе ЛГБТК+ указывают, что фильм пестрит клише и, в общем-то, только множит мифы, а не развенчивает их. 

Кадр из фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com
Кадр из фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com

«Пародийность» языка, которую отмечают мексиканцы, возможно, стала случайностью. В кино о Мексике мало мексиканских актеров, а Селена Гомес (у которой есть мексиканские корни) не владела испанским и учила его специально для съемок. Жак Одиар – француз, известный на своей родине, обладатель в т.ч. «Золотой пальмовой ветви». Но к Мексике он не имеет отношения – то есть, по мнению зрителей, не должен снимать о ней кино. 

Но оставим это, поговорим о самом фильме. Увы, но стоит сразу сказать, что «Эмилия Перес» – не зрительское кино. Скорее антизрительское. Вам повезет, если вы получите от него удовольствие. Дело не в щекотливой теме, по которой можно было снять кино и получше. В этот раз прославленный Одиар слишком заигрался с претенциозностью, но в итоге ему не хватило смелости, чтобы довести творящийся на экране бред до абсолюта. Получается кино «ни вашим, ни нашим», нечто среднее, недостаточно понятное и недостаточно безумное, чтобы проникнуть в сердце и надолго запомниться. 

Но нестандартный сюжет поначалу заинтересовывает и заставляет думать, как персонажи дожили до своих лет с этаким уровнем интеллекта. Главная героиня Рита – адвокат, она пишет отличные речи и могла бы выступать в суде, но находится в тени своего коллеги, заметно старше ее и с большим опытом. К тому же Рита страдает от несправедливости. Буквально в самом начале фильм заявляет, что она – человек хороший и очень переживает, что нужно защищать очередного подонка, убившего свою жену. Отчего Рита с таким настроем вообще стала адвокатом, нам не поясняют, это и не важно. Денег у нее нет, связей нет, перспективы, может, и есть, но Рита в них не верит. 

Фото со съёмок фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com
Фото со съёмок фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com

После очередного дела ей звонят с неизвестного номера и приглашают подождать кого-то у киоска. Вечером. И Рита, нисколько не опасаясь за свою жизнь и, кажется, не волнуясь о том, кто же ей позвонил, соглашается подождать незнакомца. В итоге ее похищают какие-то люди, надевают на голову черный пакет и увозят на встречу с важным человеком из мексиканского криминального мира. Рита узнает его – это глава наркокартеля Хуан Дель Монте. Он обещает девушке огромные деньги, если она найдет для него хорошего врача для смены пола. Монте, как оказалось, с детства чувствовал себя женщиной, но из-за патриархального воспитания, а позже из-за правил криминального мира не мог ею стать. Рита очень быстро соглашается на его предложение – движет ли ею жажда денег или что-то еще? Фильм не объяснит, как не объяснит и мотивацию других персонажей — даже ключевых для сюжета. 

Была надежда, что поиски подходящего врача затянутся вплоть до финала, но Рита оказывается проворнее и уже на 30 минуте хронометража привозит Монте израильского хирурга. Глава наркокартеля становится женщиной с новым именем Эмилия Перес. Семья Монте (жена Джесси и двое детей) отправляется в безопасное место в Европе. Эмилия Перес тоже благополучно отбывает в Старый Свет, а Рита получает заветные миллионы. Казалось бы, это замечательный последний аккорд – но впереди зрителей ждут еще полтора часа. Спустя четыре года Эмилия находит Риту и просит устроить встречу с ее детьми. Это странный поворот, вызывающий вопрос в духе «Мужского/женского»: «А о чем вы думали столько времени?». Эмилия боится открыть правду своей семье. Вместо этого она придумывает, что является дальней родственницей погибшего (по документам) Хуана Монте, возвращается в Мексику и приглашает свою жену Джесси и детей под видом проявления обычной заботы. Джесси, которая ни разу не слышала об Эмилии Перес, сомневается, ехать ли ей с детьми обратно. Но у нее есть свои тайны – в Мексике у Джесси был любовник, и теперь она хочет с ним воссоединиться. 

Кадр из фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com
Кадр из фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com

Снимай (и пиши) «Эмилию Перес» иначе, получилось бы отличное кино. Оно непредсказуемое и странное, но сценарию Одиара (он писал его сам) не хватает банальной логики и психологии. Его герои непоследовательны, непонятно, что ими движет. Монте почему-то выбирает на роль посредника Риту, о которой мы знаем лишь то, что она юрист и неплохо пишет речи для судебных выступлений. Почему Монте решил, что она сможет организовать сложную операцию? Рите дают шанс отказаться, но она быстро соглашается – хотя ранее ее угнетала мысль, что она помогает плохим людям избежать наказания. Она знает, что за человек этот Монте, что на его руках много крови. Но Рита соглашается не из страха – так что ею движет? О том, что Монте лишь через несколько лет вспомнил о детях и захотел их увидеть, мы уже говорили. Почему Эмилия искренне раскаивается в своем прошлом? Персонажей связывают невнятные отношения. Их поступки часто глупы. Апофеоз тупости (спойлер!) – это финальная «схватка» Джесси с ее любовником Густаво. Густаво гонит автомобиль на большой скорости по темной дороге, что петляет близ опасного обрыва. В багажнике лежит беспомощная Эмилия Перес. Джесси требует, чтобы Густаво остановил машину и отпустил Эмилию, но тот ее не слушает. Что нужно делать в этой ситуации? Конечно, бросаться на водителя и пытаться вырвать у него руль. На большой скорости. Ночью. Близ оврага. С вероятностью умереть в 99%. Собственно, это и случается – автомобиль летит вниз и взрывается, все пассажиры, включая Эмилию Перес в багажнике, погибают. Понимаем, нужно было чем-то красивым закончить историю, но можно же было снять финал адекватнее, без глупейшего поведения Джесси. 

Фото со съёмок фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com
Фото со съёмок фильма «Эмилия Перес» / IMDB.com

На Каннском кинофестивале актерский ансамбль (Карла София Гаскон, Зои Салдана, Селена Гомес и Адриана Пас) получил общий приз за лучшую женскую роль. После просмотра «Эмилии…» очень хочется спросить – за что? Играют актрисы неплохо – но не более. По сути, им и играть нечего, их героини лишены глубины, и способностей гениальной Тильды Суинтон не нужно, чтобы так сыграть. 

Возможно, даже с этими (почти непростительными) недостатками можно было бы смириться, если бы не главное зло фильма – песни. Проклятый мюзикл, который, кроме кринжа, не вызывает ничего. Зачем из серьезного сюжета делать спектакль без единой запоминающейся песни, только Одиар знает. В действительности «Эмилия Перес» не работает как мюзикл. Персонажи просто посреди серьезного диалога начинают петь. Музыкальные куски кажутся инородными. Это вам не «Вестсайдская история», «Злая» или очередная экранизация Ллойда Вебера. Атмосфера «Эмилии…» не располагает к музыкальным условностям. Одиар сделал свой фильм излишне реалистичным, из-за этого, когда включается новая песня, ты поневоле думаешь, а не сошли ли герои с ума. Вообразите, что к вам в кафе внезапно подойдет человек и начнет петь вам в ухо – вот это неловкое чувство вызывает «Эмилия Перес». 

Там, где стоило бы идти до конца и сводить все к дикому абсурду, Одиар, напротив, одергивает себя. «Эмилия…» хочет удержаться на грани нормальности и безумия, но это и губит фильм. Для серьезного кино о насущных проблемах в нем много бреда, неуместных песен и кринжовых номеров (чего только стоит номер Селены Гомес, когда она просыпается в постели в доме Эмилии). Для театра абсурда и чистого веселья здесь много назидательных ноток – а то вдруг представители меньшинств обидятся, решат, что режиссер высмеивает их проблемы. Так и получилось, что фильм почти никому не понравился. Возможно, это кино выиграет главный «Оскар» – но это будет нечестная победа. В 2024 году были фильмы намного лучше. Даже с кучей наград «Эмилия…» забудется быстрее, чем объявят следующих номинантов на американские премии.