На этой неделе главной новинкой российского проката стал (внезапно!) новый фильм от режиссера «Географ глобус пропил» и «Обитель». Александр Велединский очень любит экранизировать книги современных российских писателей. Теперь, после Иванова и Прилепина, он взялся за Шаргунова, которого большинство знают не как писателя, а как депутата Госдумы от КПРФ. Страшно было смотреть, что же там наснимали по Шаргунову. Но, к большому удивлению, фильм получился неплохим, местами даже хорошим. С претензией на «фильм эпохи», и все же на сеансе не хочется закрывать глаза от наплыва кринжа. Это кино, которое можно смотреть, – только вот зачем?
Сергей Шаргунов действительно начинал как писатель (ну, почти копия Прилепина). Писал книги, о которых нынче никто не помнит, работал какое-то время в независимых СМИ, в 2011 г. выступал на митингах оппозиции против фальсификаций на выборах в Госдуму и вообще всячески был за революцию. Потом что-то произошло – и Шаргунов полюбил Путина и невзлюбил украинскую власть, стал депутатом и вошел в санкционные списки как «близкий соратник режима» и «за соучастие в войне Путина» (Википедия). Но что-то человеческое в нем осталось: например, в июле 2023 г. он стал единственным из депутатов, кто проголосовал против нового скандального закона о психиатрической помощи (того самого, что упраздняет независимые службы защиты прав пациентов, делая их абсолютно беззащитными перед системой). Говорить сейчас о таланте Шаргунова как писателя бессмысленно. Достаточно упомянуть, что в свое время он написал роман «1993» – семейную сагу на фоне «Штурма Белого дома». По нему и снял фильм Велединский.
Сюжет в экранной версии «1993» незамысловат и вместе с тем полон событий, которые порой ничем не заканчиваются (отчасти минус). Заметно постаревший, потрепанный Евгений Цыганов отыгрывает простого русского работягу Виктора, который раньше работал «в науке», а в 1993 г. пошел в водопроводчики. Это далось ему тяжело – Виктор не может забыть, что раньше-то он был значимым человеком, работал на советский космос. Он постоянно вспоминает: но я же раньше, но я же раньше, но я же раньше… Увы, в науке денег не было, есть не на что, а у Виктора семья – жена и 16-летняя дочь. Чтобы как-то свести концы с концами, семья продала московскую квартиру и купила участок в Подмосковье. Там они завели козу, сажают чеснок с картошкой, а если просто, то выживают, как и многие жители России в то время.
От семьи, впрочем, тут только слово. По фильму, кажется, с развалом Союза развалились и семьи честных советских граждан. Виктор спивается (за компанию с кем-то, но все же спивается, причем эффективно). Его жена Лена (хорошая роль Екатерины Вилковой) вечно недовольна, ей почти сорок, жить не на что, а красивой жизни хочется. И Лена спит с каким-то бизнесменом или тренером по личностному росту, а он привозит ей золотые украшения, которые она старательно прячет от мужа – он ее точно не поймет. 16-летняя дочь же влюбляется в местного бандита и киллера, который об нее вытирает ноги. А по соседству живет еще один бизнесмен, Янс, который влез в долги и должен ответить по всей строгости бандитских законов. А еще у Тани (дочери) есть подруга, которая красится и учит ее слушать заграничный рок и «American boy». А еще нам покажут множество случайных персонажей – оставшихся без жилья и работы ученых, фашистов и коммунистов, продажных ментов, проституток и люмпенов, с которыми интеллигенты должны искать общий язык. Даже Майкла Джексона мельком покажут – все в 1993 г. одержимы желанием попасть на его концерт в Москве. Только денег ни у кого нет на билеты.
«1993» очень хочет быть и семейной драмой, и историческим полотном. Поначалу у фильма получается сохранять баланс историчности и драмы. Тут очень хорошо показана эпоха. Для тех, кто ранние 90-е в глаза не видел, потому что родился позже, «1993» может стать неплохим пособием по изучению жизни (бытовой и социальной) того времени. Авторы смогли избежать самого страшного – навязчивости исторического фона. Нет ощущения, что в фильм насильно пихают все проблемы 90-х. Да, показали многие символы эпохи, но вышло естественно. При этом за героями интересно наблюдать. Они почти не вызывают симпатии, но они не картонки (частая проблема российского кино). В Викторе и Лене можно узнать своих, столь же неидеальных, знакомых. Проблема появляется позже, стоит фильму включить политику.
Так, зритель выясняет, что Виктор в прошлом поддерживал Ельцина и выходил на митинги за демократию. А в 1993 г. Виктор разочаровывается в нем, решив, что Ельцин убивает эту самую демократию. Поэтому, когда наступает «Черный октябрь», он занимает сторону, скажем просто, Белого дома. Лена же, его жена, активно выступает за Ельцина, а засевших в Белом доме называет «фашистами» и призывает их всех, в буквальном смысле, уничтожить. Так фильм допускает аж два провала: во-первых, зрителю не объясняют суть конфликта, он почти абстрактен, сведен до «кто-то у кого-то хочет забрать власть»; во-вторых, конфликт супругов толком не развивается, зритель знает об их взглядах, но не наблюдает политического столкновения. Это кажется невероятным, учитывая, что в большинстве семей все же разговаривают и спорят, в том числе о политике. В семье же Виктора и Лены никто не говорит и не спорит. В споре персонажи могли бы объяснить свою позицию. Но они молчат, и зритель должен сам догадываться, почему же Лена верит в «фашистов» в Белом доме, а Виктор – в «узурпатора Ельцина». Понятно, что суть конфликта невозможно раскрыть в семейной саге на два с половиной часа. С обывательской точки зрения «1993» реалистичен – народ и вправду может не понимать, что же там в октябре 1993 г. произошло. Но у героев же есть политическая позиция. Они понимают, что происходит, их действия нельзя назвать хаотичными или бессмысленными. Но получается так, что герои знают больше зрителя и не расскажут ему, что ими в итоге движет.
Сами события вокруг Белого дома (штурм, танки, убийства) показаны хорошо. Хорошо показано и участие главных героев в них. Авторы постарались нагнать реализма и искренности. В итоге конец вытягивает эмоциональность актеров вкупе с сочувствием ко всем участникам конфликта. Понятно, что хотели показать в «1993» – что обыватель, вне зависимости от того, за кого он, всегда проигрывает. Вообще, «1993» оставляет после себя много неутешительных мыслей – что в России демократии не было и не будет, что маленький человек должен что-то значить, но не значит ничего, что добиваться справедливости можно, но итог, скорее всего, будет плачевным. И что, на самом деле, лучше простому человеку ни во что не встревать, ведь за него все уже давно решили. Это усваивают Виктор и Лена: вместо того, чтобы и дальше чего-то добиваться от власти, они начинают облагораживать свой дом. Начинать нужно с того, что можешь изменить, словно бы говорит фильм. Но Виктору и Лене хотя бы было не наплевать. А большинство в «1993» чудовищно безразлично. Таковы многие знакомые и коллеги Виктора и Лены. Поэтому фильм заканчивается не строительством на участке супругов, а кадрами горящего Белого дома, близ которого торгуют мороженым. К киоску с мороженым стоит огромная очередь. И никто не замечает, как на заднем плане горит одно из важнейших зданий страны. Свежее мороженое важнее стрельбы, танков и каких-то там политических смут.