Конфликт в публичном поле начался с поста уволенного после смены руководства топ-менеджера «Белсата» Алексея Диковицкого: «…у администрации президента Польши есть прекрасная традиция, которую начал президент Анджей Дуда: ежегодно приглашать белорусскую общину на праздничное собрание в Президентский дворце. Обычно меня тоже приглашали, но в прошлом году впервые меня не пригласили, хотя меня внесли в список. <…> в этом году снова для своих!»
По данным Диковицкого, формированием список занимались белорусские оппозиционеры: здесь он намекнул на окружение Светланы Тихановской: «Если вы считаете, что имеете право решать, кто достоин называться членом белорусского общества, а кто нет – вы ошибаетесь».
Тем не менее на приеме медиаменеджер все же обещал быть, попав в списки неким иным путем.
В комментариях к его записи разгорелась бурная полемика: другие не приглашенные также выступили с обвинениями в интригах в адрес своих коллег по оппозиции.
Советник Тихановской Франак Вечорка: «…заверяю вас, что офис и кабинет никого не вычеркивают, а наоборот стремится добавить имена и передать организаторам, чтобы никто не был забыт, и чтобы все были приглашены и довольны».
Экс-спикер КС оппозиции Андрей Егоров: «Как знакомо».
Экс-сотрудник «Белсата» Игорь Кулей: «Наши отдельные «знатные» представители демсил стали продолжением внутренних польских разборок и выбросили всех, кто не поддержал чистки на «Белсате», а может и не только нас. <…> Вычеркивают «неудобных» или представители ОПК («правительства» Тихановской – ред.), или офиса Светланы Тихановской, больше некому».
Крупный распределитель европейских грантов Евгений Бурый (ассоциация ABBA): «В этом году я впервые не получил приглашения ни на рождественский прием к президенту Польши, ни на рождественский прием к Светлане Тихановской. Но я уверен, что это просто совпадение… <…> Ведь не мог же офис сам просто взять и выкинуть меня из своих списков только за то, что я не был лоялен и мог говорить то, что я на самом деле думаю и об офисе и ОПК».
Жена Бурого Мария Гирин: «В последние годы для некоторых дем. «политиков» стало вполне нормой ходить на приемы, на медиаканалы и ездить в служебные путешествия с детьми:)) Не удивлюсь если следующим их шагом будет завести шпица и ходить повсюду еще и с ним:)».
Составительница списка и сотрудница ОПК Ирена Котелович: «Ценой «жертвы» некоторыми завсегдатаями на приеме побывают те, кто никогда на нем не был: это представители культуры, медиа, публичные лица, а также недавно освобожденные политзаключенные. Если бы была возможность пригласить всех, то, наверное, пригласили бы, однако при имеющихся возможностях кто-то, к сожалению, обязательно должен уступить».
Евгений Бурый: «Тогда что делает Офис, ОПК, НАУ (Народное антикризисное управление, возглавляемое Павлом Латушко – ред.) и т.д. год за годом в таком расширенном составе? Если бы вы так выступали за справедливость и инклюзивность - вы бы отказались от себя - как от политических структур во благо других».
Бывший сотрудник Офиса Тихановской Валерий Ковалевский, отвечавший за проект паспортов: «У меня похожая история. МИД Польши месяц назад запросил мои личные данные для приглашения на прием, который затем передали в офис президента. Там концы потерялись. И я убежден, что это решение не польской стороны, а главных представителей белорусского народа, вечных лидеров и безупречных символов нашего демократического выбора».
Журналистка Татьяна Смоткина: «Так и в Вильнюсе та же ситуация. Кто лоялен, того и приглашают по так называемым белорусским спискам. А если ты действительно независимый и никого не обслуживаешь, и еще, не дай Бог выразился критически, возникают сложности и барьеры».



