В Рождество патриарх Кирилл дал традиционное интервью телеканалу «Россия 1». Вопросы гендиректора ТАСС Андрея Кондрашова, также по традиции, были связаны с войной против Украины и бездуховностью западной цивилизации.
Патриарх неожиданно сообщил, что в современном мире между Россией и Западом нет «принципиальных противоречий»: «всё то же самое: рыночная экономика, свободное перемещение людей, права человека», потому что «и народ наш, и правительство, и государственные лидеры, и общественность осознали, что нужно действительно уважать права человека, нужно действительно уважать религиозную свободу».
«Почему же «многие ополчишася на нас»?» – задал сам себе вопрос патриарх (не дожидаясь этого вопроса от главы ТАСС) и сам себе привычно ответил, что «мы представляем очень привлекательную альтернативу цивилизационного развития».
Россия становится «духовным противником западной цивилизации», «признавая все права и свободы, осуществляя политику строго в рамках требований ООН и правозащитных организаций, не отступая ни на шаг от этого курса».
В современной западной культуре отсутствует понятие «подвиг», которое, зато, сохраняется в России. Понимание подвига в изложении Патриарха таково: «И мы знаем, что любовь к Отечеству подвигала людей на поступки, которые от них даже и не требовались. Это был сверхподвиг. Закрыть амбразуру грудью – это сверхподвиг. Можно было подождать: кто-то подошел бы с гранатами, забросали бы всё. Но человек находился в таком состоянии, что понимал: у него уже нет другой возможности, как только грудью закрыть амбразуру».
Правда, позже глава РПЦ уточнил, что «у героизма тоже должны быть какие-то рациональные обоснования. Если в результате бессмысленная смерть, то героизм в таком случае неуместен».
На вопрос гендиректора ТАСС, является ли подвигом создание семьи, патриарх Кирилл отвечать не стал, сославшись на отсутствие опыта семейной жизни. Он переключился на экономические проблемы, вспомнив своих родителей и их финансовые трудности в СССР, где духовенство облагалось высокими налогами.
«…все мое детство было в бедности, и я благодарю за это Бога, потому что пройти искушение бедностью – это тоже очень важный, я считаю, урок и один из факторов, формирующих положительные стороны человека», – поделился своими достижениями патриарх Кирилл.
Андрей Кондрашов сообщил, что «наше гражданское общество за последнее время сделало колоссальный скачок в своем развитии, и, конечно, во многом благодаря СВО», но наряду с помогающими фронту есть и «часть общества, для которой война будто вовсе не существует», и спросил, как в таких условиях «сохранить общественный консенсус в области основных мировоззренческих понятий». Патриарх предложил строить консенсус вокруг вопросов государственной безопасности (в том числе духовно-нравственной), и давать тем, кто «выпадает из этого консенсуса», определение «изменник родины, со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями».
«Наши ценности» сформированы «традиционными религиями России», поскольку «в плане нравственной парадигмы мы все более или менее одно и то же», несмотря на религиозные различия.
При этом людям «православным по происхождению» патриарх пожелал сохранить православную веру, поскольку она «была в основе бытия нашего народа, создавшего великую цивилизацию, великую страну. Ну, негоже нам, людям XXI века, отказываться от мудрого пути наших отцов, дедов, прадедов и так далее».
Какие именно люди по происхождению являются православными, патриарх не уточнил.



