Соосновательница «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская назвала медицинские реестры нарушением конституционных прав

Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсант»
Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсант»

Весной прошлого года власти утвердили создание для МВД федерального реестра людей с некоторыми заболеваниями — в том числе с психиатрическими расстройствами и расстройствами поведения. Планируется, что он будет включать в себя уже существующие базы частных медицинских организаций и заработает в грядущем марте.

Президент группы компаний InfoWatch, председательница правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Наталья Касперская раскритиковала намерения властей в интервью «Российской газете»:

«К сожалению, между декларируемыми целями и способом исполнения обнаружился серьезный разрыв. Целью объявлены сбор общей медицинской статистики населения и общие слова про "улучшение жизни", а делается это путем ущемления конституционных прав граждан».

По словам Касперской, несмотря на то, что власти обещают защищать персональные данные таких пациентов, информация из государственных систем утекает регулярно, и есть высокая вероятность того, что реестр быстро попадет в даркнет, а оттуда — в руки мошенников и «вербовщиков».

Кроме того, по ее мнению, нет никакой необходимости передавать МВД ФИО пациентов, если речь идет исключительно о сборе статистических данных — а именно этим и оправдывается создание базы.

Предпринимательница также считает, что реестр людей с заболеваниями создает для них риск пожизненных последствий: «Человек может один раз пережить тяжелый нервный срыв, попасть к психиатру, а потом всю жизнь числиться в регистре психов».

Наталья Касперская — бывшая супруга программиста Евгения Касперского, являвшаяся соосновательницей его «лаборатории». В 2020 году Forbes внес ее в список 25 богатейших женщин России и оценил ее состояние в 270 млн долларов. В том же году Касперская участвовала в рабочей группе по внесению поправок в Конституцию, обнуливших президентские сроки Владимира Путина, а после начала войны попала под санкции Канады.