Не прошло и 30 лет с момента закладки камня на месте нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной, как здание и впрямь достроили и даже открыли в нем выставку «Передвижники», посвященную Товариществу передвижных художественных выставок. Корреспондент SOTA оказался в числе первых посетителей «центрального выставочного проекта года» (характеристика с сайта музея), но не смог избавиться от ощущения дежа вю: здание новое, а полотна – хорошо знакомые старые.
Новый корпус Третьяковки напротив Кремля строился, страшно сказать, дольше, чем Путин успел пробыть президентом – в 1995 году на Кадашёвской набережной снесли старинные дома и заложили камень музейного здания. Впрочем, глагол «строился» к этой точке отсчета применять не совсем корректно: сначала выбирали проекты, проводили конкурсы, рыли котлован, попутно куда-то тратили бюджет, арестовывали тех, кто тратил бюджет, увеличивали бюджет, а по-настоящему строить начали где-то в 2015 году, да еще меняли проект из-за международных санкций на поставки необходимого оборудования… История строительства, обошедшегося в итоге в 15,5 миллиарда рублей, полна драматизма. Не меньше его и в истории обсуждения архитектурного проекта с огромными «окнами-картинами» на фасаде и стеклянной крышей – кому-то это дизайнерское решение понравилось как отсылка к плотно завешанным картинами стенами дома коллекционера Третьякова, кто-то посчитал, что новое здание «перетягивает» внимание от исторического особняка, подаренного Москве меценатами Третьяковыми. Теперь еще и оказалось, что нанесенные на огромные окна фасада техникой напыления «картины» изнутри выглядят как пятна уличной грязи на окнах и перекрывают вид на окружающие здание исторические достопримечательности… Но так или иначе, строили, строили, и наконец построили – теперь корпус нужно заполнять.
Когда здание строилось, на него возлагали большие надежды: сюда предполагалось перенести выставки Инженерного корпуса (которому предстояло, да и сейчас еще, видимо, предстоит превратиться в образовательный центр) и из здания Новой Третьяковки на Крымском валу, которое давно уже пугает протекающей в дожди крышей и требует ремонта. Все эти планы остаются актуальными, вот только за время пути… не собака смогла подрасти, а выставочный размах существенно уменьшился: война, санкции, разрыв сотрудничества с зарубежными музеями поставили крест на грандиозных проектах, поэтому радовать публику теперь приходится своими запасами прекрасного, не надеясь заполучить что-то из иностранных фондов.
Кажется, и это не проблема – в запасниках Третьяковки и в других музеях России немало ценного, вот и повод показать его публике. Но возникает странное чувство, что теперь музей вынужден снова и снова тасовать колоду своих художественных козырей, предлагая их публике в разных вариациях.
Буквально 4 ноября завершилась выставка «Васнецовы» на Крымском валу – она не успела еще закончиться, а пара полотен с нее уже перекочевала на открывшуюся 30 октября в новом корпусе выставку «Передвижники», так что посетителей ждет очередная встреча с «Тремя царевнами подземного царства» Виктора и «Элегией» Аполлинария Васнецовых.
Но дело даже не в повторной встрече с «Элегией» (в конце концов, не такое это примелькавшееся полотно, чтобы посетители от него устали). Куда более сильный эффект дежа вю вызывает сама концепция выставки, которой решили начать историю нового корпуса.
Хотя замысел понятен: именно работы художников, входивших в Товарищества передвижных художественных выставок, стали основой коллекции Павла Третьякова и базой для одного из главных художественных музеев России. В основной экспозиции Третьяковки эти знаменитые полотна «вписаны» в общую историю русского искусства, так почему бы было для нового корпуса не выделить их специально, представив историю самих передвижников максимально полно и детально? Идея хорошая.
Правда, от помещения для выставки ожидаешь большего. Снаружи здание громадное, внутри – просторный атриум, эскалаторы и лифты, часть пространства занимает двухуровневый концертный зал, а еще реставрационные мастерские, ресторан, кафе… Залов несколько – на первом этаже вход в двухэтажное выставочное пространство, где с весны размещаются бесплатные остатки фестиваля «Интермузей», а зал, отведенный на «Передвижников» на третьем этаже, оказывается внезапно не таким уж и громадным. При плотном расположении перегородок, разделяющих тематические зоны, здесь довольно тесно – большие полотна порой приходится рассматривать чуть ли не вплотную, да еще упираясь спиной в посетителей, которые пытаются созерцать что-то столь же масштабное на другой стенке. А уж пробраться между двумя группами зрителей, развернутых к разным картинам, порой нереально. Выставочный зал на Крымском валу казался просторнее. Зато беда выставок Новой Третьяковки – мелкие подписи к картинам, которые сложно прочитать, не перекрывая обзор полотна толпе других зрителей, – здесь сохранена, видимо, как одна из музейных традиций. Впрочем, при такой плотности картин на стену сделать подписи крупнее вряд ли удалось бы.
Зато с навигацией здесь все проще, чем бывало на Крымском валу, – не нужно бродить кругами, теряясь в лабиринте перегородок. В вытянутом зале, имеющем форму неправильного прямоугольника, последовательно сменяют друг друга тематические зоны, выделенные разным цветом перегородок и обилием сопроводительных текстов. Встречает посетителей неожиданная инсталляция Николая Полисского «Грачи прилетели» (прилетели они аж с «Архстояния-2008» и с благой целью – продемонстрировать связь эпох и направлений искусства). Эта птичья стая подчеркивает значение работы, с которой начинается и осмотр и, отчасти, история передвижников – одноименного полотна Алексея Саврасова, который стал самым известным пейзажем первой передвижной выставки 1871 года. Теперь черные фигуры грачей у входа становятся жирной… нет, не точкой в конце, а скорее многоточием в начале перечисления всех прочих хрестоматийных шедевров, которыми плотно набит выставочный зал.
Где-то здесь же, у первой стены раздела «Первая передвижная», между «Грачами» и «Охотниками на привале» Перова, тебя и накрывает чувством, что ты смотришь что-то сто раз виденное. И хорошо еще, если в основном здании Третьяковки ты не был частым гостем, – тогда эффект узнавания свяжет полотна этой выставки лишь с хрестоматийным набором пейзажей из школьных учебников: вслед за «Грачами» на выставке будут «Золотая осень» Поленова, «Рожь» Шишкина, «Березовая роща» Левитана… Но если ты неплохо помнишь обязательные «хиты» «старой» Третьяковки, может показаться, что сюда перекочевала половина залов. И это, в общем-то, неудивительно – так и есть, самые знаменитые полотна Третьяковской галереи и есть одновременно самые знаменитые работы передвижников. Здесь они расположен по тематике. «Между реальностью и метафизикой» будут и «Христос в пустыне» Крамского (только здесь перед ним не посидишь в задумчивости на скамье в просторном зале), и «Утро стрелецкой казни» Сурикова, и «Над вечным покоем» Левитана, и «Крестный ход в Курской губернии» Репина, и его же «Не ждали». В «Повседневной жизни» – знакомые полотна Маковского, Прянишникова, Богданова-Бельского… Конечно, известные работы окружены полотнами из запасников, дополнены сериями эскизов Поленова, но все-таки ты теряешься: а есть ли на этой выставке что-то не из самой Третьяковки?
Конечно, есть: в разделе «Идея личности» можно увидеть серию портретов из Русского музея, завершает выставку серия закатных эскизов Куинджи из его же фондов, что-то добыли из Пушкинского музея, также имеются картины из региональных художественных музеев: Калужского (оттуда, кстати, приехала знаменитая «Курсистка» кисти Ярошенко, написанная с жены Черткова Анны Дитерихс), Самарского, Серпуховского, Саратовского… И все-таки не эти полотна доминируют (хотя сияющие закаты ставят эффектную финальную точку), и основа у выставки та же, что и у постоянной экспозиции. Отсюда и чувство, что ты посмотрел то, что уже неоднократно видел, только поданное по-новому и с приправами.
С подачей организаторы постарались, так что выставка получилась художественно-историческая. Структура ее обусловлена историей движения русских художников, решивших полтора века назад противопоставить свои творческие поиски академической живописи – от первых экспериментов и самого успешного периода к истории раскола, когда часть художников вышли из товарищества и стали искать себя уже в новых направлениях живописи. Помимо полотен в основном зале размещаются и витрины с документами, связанными с историей движения. Но больше того – отдельные залы отведены под мультимедийный проект, посвященный передвижникам, и там уже нет картин, зато транслируется фильм, целые стены заполнены неплохо визуализированной хроникой товарищества, выставлено множество любопытных материалов (например, бюллетени голосования за полотна, которые нужно было принять или не принять на очередную выставку), есть макет паровоза и интерактивная карта с географией выставок. Карта, правда, в день нашего визита не работала – не то еще не настроена, не то уже не выдержала активности посетителей. Но все равно эти залы позволяют осмыслить суть названия движения – намерение художников сделать искусство максимально доступным для жителей огромной страны. Как история товарищества передвижных выставок связана с историей российских железных дорог, куда добирались по ним картины и чего стоило все эти переезды организовать – тема, о которой как-то не задумаешься, созерцая тех же «Рожь» и «Не ждали» в постоянной экспозиции. А еще можно узнать, что вход на выставки старались сделать максимально доступным для всех слоев населения (посетители современной Третьяковки, покупающие билеты по 900 рублей, могут оценить, как искусство выросло в цене…)
Историческая часть выставки, безусловно, интересна и содержательна… для тех, кто любит историю живописи и готов много читать, изучая документы и хронику событий. Остальные смогут сделать селфи на фоне экспозиции и порадоваться встрече с хорошо знакомым старым, пусть и приправленным некоторой долей менее известного.