В ноябре в российском прокате неожиданно появился фильм «Конформист» Бернардо Бертолуччи. Ленту 1970 года сняли с полки для того, чтобы вырезать все гомосексуальные сцены и зачем-то показать людям эту кастрированную версию шедевра, в честь которого некоторые авторы подборок сериалов даже сделали татуировку. Хорошо, что у нас есть интернет-роутеры, так что мы можем посмотреть полную версию «Конформиста», а затем отряхнуться и приглядеться к новинкам, вышедшим на стриминговых сервисах.
Ноябрь порадовал несколькими ремейками, отборным безумием Френсиса Форда Копполы, автофикшеном на красивейшем фоне и, что самое главное, новым фильмом с участием норвежской звезды Ренате Рейнсве — значит, месяц прожит не зря.
Сериалы
Ничего не говори
- Жанры: история, боевик, драма
- Шоураннер: Джош Зетумер
Долорес Прайс и её младшая сестра Мариан выросли в семье членов Ирландской революционной армии (ИРА). После участия в мирных протестах и демонстрациях, не приносящих результаты, девушки решают пойти по стопам родителей и вступить в ИРА. С каждой акцией они всё больше втягиваются в борьбу, а их методы становятся всё радикальнее.
«Ничего не говори» балансирует между боевиком и психологической драмой. Герои не сомневаются в своих методах, однако боятся мысли, что борьба будет проиграна, ведь цена поражения слишком высока. Получился отличный сериал для тех, кому интересна история ИРА, но стоит учитывать, что симпатии авторов скорее на стороне ирландских революционеров.
Дети перемен
- Жанр: драма, история
- Шоураннеры: Сергей Тарамаев и Любовь Львова
1995 год, российская провинция. Флора воспитывает трёх сыновей: старший работает на местного авторитета, средний учится продавать некачественные товары, младший дружит с полицейским. У каждого из детей возникают проблемы из-за криминала и разборок местных бандитов, а мать не в силах спасти своих отпрысков от ужасов девяностых.
«Дети перемен» — возможно, самый показательный сериал про девяностые, вышедший за последние годы. Драматически сырой, фактурно грубый, но максимально политизированный. Если бы девяностые участвовали в выборах, то их конкуренты заказали бы именно такой сериал. Сергей Тарамаев и Любовь Львова известны по «Чёрной весне», куда более тонкому сериалу, но теперь, поддавшись общей ненависти к давно ушедшей эпохе, пошли по самому простому пути. На зрителя вываливается вагон стереотипов (однообразные бандиты, влюбленность в секс-работницу, оторванная от реальности интеллигенция), из-за чего основные сюжетные линии кажутся слишком предсказуемыми и скучными. Но если «Слово пацана» вынудило вас искать «чушпанов» и трясти с них мелочь, то, возможно, и «Дети перемен» порадуют.
Дюна: Пророчество
- Жанры: драма, фантастика
- Шоураннерка: Элисон Шапкер
После Батлерианского джихада люди отказались от использования умных машин. Клан Харконненов сослан на планету Ланкивэйл, однако Вале Харконнен сумела не только избежать ссылки, но и создать тайный орден Бене Гессерит. Благодаря тренировкам и духовным практикам, Вале Харконнен открывает свой дар ясновидения и начинает влиять на политические процессы.
Дени Вильнёв, оседлав «Дюну», совершил невозможное, и теперь его успех развивает HBO Max. Правда, сериал больше напоминает «Дом дракона», чем фильмы канадского режиссёра. Полагаясь на книгу продолжателей Фрэнка Герберта, шоураннеры отступили на 10 тысяч лет от событий фильма и рассказали предысторию клана Харконненов. Получился политический триллер в необычном сеттинге. С сериалом можно коротать время в ожидании третьей «Дюны», но вряд ли он станет проектом, который будут помнить спустя годы.
День шакала
- Жанр: шпионский триллер.
- Шоураннер: Ронан Беннетт
Наемник по прозвищу Шакал получает задание убить миллиардера, готовящегося выпустить программное обеспечение, которое сделает прозрачными все финансовые операции. На поимку киллера отправляется сотрудница MI6 Бианка. Пока она ищет информацию о Шакале, убийца пытается не только выполнить задание, но и сохранить семью, которая даже не подозревает о его реальной профессии.
«День шакала» — экранизация романа Фредерика Форсайта, вышедшего в 1971 году. С тех пор было две громкие экранизации — Фреда Циннемана в 1973 году и Майкла Кейтона-Джонса в 1997 (правда, его триллер с Брюсом Уиллисом и Ричардом Гиром сильно отходил от оригинала). Для сериала историю осовременили, однако дух старых шпионских триллеров остался. Отчасти это минус (предсказуемость и вторичность
слишком бросаются в глаза), с другой — подарок для любителей классики жанра.
Ублюдские хроники
- Жанры: хоррор (найденная плёнка), антология
- Шоураннеры: Патрик Брайс, Марк Дюпласс
Серийный маньяк заманивает в свою ловушку случайных людей, чтобы они снимали его на видео. Убийца выдумывает себе биографии, философствует, а затем жёстко расправляется с жертвами, которые лишь в последний момент понимают, что их собеседник — не тот, за кого себя выдаёт.
Две части «Ублюдка» — отличная инди-франшиза о, вероятно, самом лживом серийном убийце в истории кино. Первый фильм вышел в 2014 году и обошелся авторам в 500 долларов (да, это не опечатка). Вторая часть стоила 50 тысяч, теперь же у Патрика Брайса и Марка Дюпласса появились деньги на целый сезон сериала-антологии. Хоррор, в котором абсурд и ужас неотделимы друг от друга, просто великолепно ложится на формат 25-минутных эпизодов — так обеспечивается высокий темп, а глупые жертвы не успевают надоесть. Как и полнометражных фильмах, всё держится исключительно на главном герое, напоминающем Геннадия Горина, который все же взял в руки топорик и решил разбираться с табуретками.
Фильмы
Мегалополис
- Жанр: невозможно идентифицировать
- Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола
Гениальный (даже гениальнейший) архитектор Цезарь Каталина хочет перестроить Нью-Йорк с помощью невероятного, всемогущего материала мегалон. Но на его пути возникает мэр, не желающий изменений, и влиятельные члены семьи архитектора. Цезарь вынужден бороться с врагами его потрясающих идей, пока политическая элита защищает своё право на глупые развлечения, деградацию и прочие мирские слабости.
Масштабный, долгожданный и дорогой эксперимент Фрэнсиса Форда Копполы прошел путь от кинотеатров до стриминга за пять с небольшим недель. Режиссёр вложил в «Мегалополис» 120 миллионов долларов из своего кармана, но фильм собрал лишь 13 миллионов. О причинах кассового провала можно спорить долго, но вряд ли есть люди, которые остались равнодушными после просмотра. «Мегалополис» — вероятно, самый пафосный фильм в истории. Восхищение, удивление, истерический смех — буквально в рамках одной сцены Коппола вызывает совершенно разные эмоции, и невозможно понять где он шутит, а где с серьёзным лицом декламирует банальнейшие вещи. А некоторые эпизоды вводят в ступор не меньше, чем фотографии ёлочных игрушек Екатерины Винокуровой.
Конклав
- Жанры: триллер, драма
- Режиссёр: Эдвард Бергер
После смерти Папы Римского британский кардинал Томас Лоуренс вынужден в срочном порядке собирать конклав для избрания нового понтифика. Ему приходится договариваться и мирить разные группы влияния — от суровых консерваторов до либерально настроенных церковных чиновников, ратующих за изменения. Но чем больше Лоуренс знакомится с неизвестными сторонами церкви и секретами Папы Римского, тем больше сомневается в собственной вере.
Истории про Ватикан — вечнозеленая тема, из которой можно сделать хоть хоррор, хоть драму, хоть комедию. «Конклав» следует по пути «Молодого Папы» и смотрит на католическую церковь как на плоскость для политической борьбы. Правда, в сериале Соррентино было куда больше любви, даже детского восхищения к католическим институтам, а «Конклав» суров и мрачен. Рэйф Файнс в очередной раз играет человека, который чувствует всю печаль этого мира, — в таких ролях он традиционно великолепен.
Выгон
- Жанры: драма
- Режиссёрка: Нора Фингшайдт
После нескольких лет жизни в Лондоне Рона, родившаяся на тихих Оркнейских островах в Шотландии, приходит в тупик. Рушатся очередные отношения, работа приносит лишь выгорание, а попытки бросить пить проваливаются. Бросив очередной вызов зависимости, Рона возвращается домой, отказывается от интернета, заменив его наблюдениями за дикой природой, и пытается понять, когда её жизнь пошла под откос
«Выгон» — экранизация одноимённой книги Эми Липтроп, где автобиографические истории соседствовали с эссе и заметками о природе. Неудивительно, что фильм опирается скорее на ощущения, чем события, поэтому сюжет и хронология действий весьма условны. Возможно, героиня не такая грустная, как Егор Холмогоров, увидевший «Барби», но Норе Фингайдт всё же удалось превратить хаотичный дневник в сильное и цельное эмоциональное высказывание. Бонус — очередная блестящая роль Сирши Ронан.
Улыбка 2
- Жанр: хоррор
- Режиссёр: Паркер Финн
Поп-звезда готовится к мировому туру. Единственное, что ей мешает жить — боли в спине, мучающие после давней автокатастрофы. Из-за наркотической зависимости, ставшей причиной аварии, певице не выписывают обезболивающее, так что она решает сама купить таблетки у наркодилера. Однако покупка оборачивается трагедией. Дилер кончает с собой, тем самым передавая женщине странную эстафету — теперь за ней охотится странный демон, провоцирующий галлюцинации и, как результат, самоубийства.
Первая «Улыбка» получилась яркой, оригинальной, но всё же слишком однообразной — к финалу все основные фишки скорее раздражали, чем радовали. К счастью, Паркер Финн (не только режиссёр, но и сценарист) провел прекрасную работу над ошибками и сумел взять из первой части всё самое лучшее, а затем придумал крепкий сюжет. Конечно, это не улыбка архангельского прокурора Евгения Сафонова, но тоже жутко.
Другой человек
- Жанры: триллер, драма, чёрная комедия
- Режиссёр: Аарон Шимберг
Молодой актёр Эдвард, чьё лицо изуродовано болезнью, делает долгожданную операцию и меняет внешность. После этого он перестаёт общаться с соседкой, Ингрид — ранее она была единственным человеком, который проявлял к нему интерес. Более того, она считает, что Эдвард умер. Спустя годы главный герой бросает актёрскую карьеру (теперь он никому не интересен) и строит бизнес. Его спокойное существование нарушается новостью — Ингрид написала о нём пьесу. Теперь Эдвард хочет сыграть главную роль несмотря на то, что его внешность изменилась до неузнаваемости.
Ежемесячные подборки «Соты» можно переименовать в «Фильм с Ренате Рейнсве и что-то еще» (и что вы мне сделаете?). В этот раз фильм с Ренате Рейнсве — «Другой человек», а это значит, что любить мы будем его. На экране появляется не только она, но и Себастиан Стэн и Адам Пирсон (это его четвёртая роль в кино, каждая ценна сама по себе). Получился потрясающий психологический триллер, в котором чёрная комедия лишь поддерживает страх принятия себя.