«Сестра Ивлеева в поисках православия»: о чем скандальный сериал «Монастырь»

24 ноября Министерство культуры отказало в прокатном удостоверении сериалу «Монастырь», который стал главной новинкой «КиноПоиска» этой осенью. Такое решение Минкульт принял после оглашения мнения РПЦ: «Сценарий дает искаженное представление о монашеской жизни в женских обителях РПЦ и, соответственно, формирует неверное представление о русском православии». Говоря проще, «Монастырь» оскорбляет чувства верующих. На самом деле, это похоже то ли на очень плохую шутку, то ли на блеф: быть может, РПЦ хочет привлечь еще больше внимания к этой банальной, скучно снятой истории? 

Мы посмотрели первые серии «Монастыря» и пытаемся понять, что же оскорбило русскую православную церковь на этот раз. 

До того, как начать разбираться в ситуации, стоит сказать – сериал... плох. Увы, но так бывает, что нечто хайповое оказывается не стоящим столь пристального внимания. Можно посочувствовать авторам сериала: во-первых, на них свалилась критика, и не от активиста какого-то никому не известного религиозного кружка, а от РПЦ, довольно влиятельной в РФ структуры; во-вторых, они старались, но стремление снять что-то скандальное не получилось совместить с талантом. Как результат – отчасти провокативное, но вместе с тем бездушное и пошлое (с художественной точки зрения) кино. Не самый ужасный сериал на КиноПоиске, бывало и похуже, но оправданием это не является. Возможно, после «Монастырь» заиграет новыми красками, актеры научатся играть, прибавится хорошей музыки и внезапно раскроются характеры героев, но пока шансов мало, от силы 20%. Первые серии если и могут что оскорбить, то лишь чувство прекрасного. 

Не совсем понятно, зачем Минкульт привлек внимание к «Монастырю». Нет, он и ранее был популярен (так, за сутки первую серию посмотрели 250 тысяч человек – рекорд для «КиноПоиска»), но к чему было создавать иллюзию «запрещенки»? Поясним: Минкульт зачем-то отказался выдавать прокатное удостоверение на показ сериала (внимание!) в офлайне. Притом, что «Монастырь» сейчас выходит онлайн. Минкульт не запретил «КиноПоиску» показывать сериал – нет, график выхода серий не изменился, зрители смогут досмотреть «Монастырь». В таком случае к чему был этот странный публичный шаг – отказ в том, что «Монастырю» и не было нужно? Кто-то очень хотел показать сериал в кинотеатре, а Минкульт запретил? Возможно, после «Монастырь» запретят к показу в принципе, и онлайн тоже, благо там есть сцены, которые можно счесть пропагандой ЛГБТ. Но пока эта история кажется очень странной, словно Минкульт решил просто прокатиться на волне популярности сериала и так напомнить о своем существовании. Комментарий же от РПЦ кажется анекдотичным. Чтобы осознать уровень абсурда, представим, что Римская католическая церковь сначала запретила мюзикл «Нотр-Дам де Пари», а затем и первоисточник Виктора Гюго – за неправильное (порочное) изображение архидьякона Фролло.

Снимали «Монастырь» как в России, так и за границей. Так, часть первой серии отсняли в Тунисе – хотели показать «роскошную жизнь» героини-содержанки Маши. Монастырские части снимали уже в Вологодской области, в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Создатели не без гордости заявляли, что в сериал попали даже фрески Дионисия – иконописца, которого считают продолжателем традиций Андрея Рублева. Любопытно, как авторы получили разрешение на съёмку аж в настоящих монастырях, если у РПЦ были вопросы к сценарию. А читал ли кто-то этот сценарий? Или на том этапе заявленный сюжет никого не смутил?.. После ответственный за режиссуру и сценарий Александр Молочников пришел на интервью к Юрию Дудю, а «Монастырь» сняли с показа на фестивале «Новый сезон». Премьерный показ офлайн все же состоялся в Москве (зрителям показали две серии), критикам они не понравились, но «Монастырь» в считанные дни стал хитом. На сегодняшний день сериал имеет на «КиноПоиске» оценку больше 7 баллов, а после новости от Минкульта он занял первое место по просмотрам на том же «КиноПоиске», обогнав «Конец света» с Юрием Колокольниковым. Зрители серьезно восприняли показательный жест Минкульта (повторим, что прокатное разрешение не нужно для онлайн-показа кино или сериала). Ликовала и «православная общественность» в едином лице «Царьграда»: там заявили, что теперь «православие под защитой», а сериал плохой, потому что «...Молочников бежал из России и допускал русофобские оскорбительные высказывания о стране. Блогер Ивлеева часто попадала в скандалы и вела шоу для извращенцев».

Попытаемся все же понять, почему «Монастырь» плох. А плох он с самой завязки – ужасно банальной и предсказуемой. В наличии у нас Маша (первая роль Ивлеевой), которая занимается не пойми чем (то есть проституцией) и временно живет в Эмиратах на деньги своей приятельницы и ее мужа-миллиардера. Когда миллиардер отбывает в Москву, Маша тащит свою подругу развлекаться в клуб. Но веселье, вначале безобидное, выходит из-под контроля: девушки знакомятся с двумя парнями, которые подсыпают им в напитки запрещенные вещества. Девушки теряют связь с реальностью, сначала занимаются лесбийским сексом (повод запретить №1), а потом и отдаются своим случайным знакомым. Наутро Маша почти ничего не помнит. Внезапно оказывается, что видео с их сексом засняли и выложили в сеть, а муж подруги почему-то делает Машу главной виновницей этой ситуации. Маша возвращается в Россию на последние деньги, убегает от преследователей и случайно оказывается в мужском монастыре. 

Параллельно с историей Маши показывают, собственно, монастырь. Священник Варсонофий (Филипп Янковский) – почти идеальный образ, хоть и не лишенный некоторой сложности. Он воспитывает 16-летнего сына (Марк Эйдельштейн), ограничивая его даже в интернете. Юноша не видел мирской жизни и даже не знает своей матери (это отдельная история), у него есть единственный образ для подражания – отец. Священник поощряет желание сына стать монахом и учит его избегать греховных желаний. Сериал очень топорно противопоставляет порочную жизнь девушек вроде Маши и спокойную, возвышенную жизнь в монастыре. Откровенно странные моменты, связанные с православием, тут выставляются в положительном свете: например, Варсонофий лечит девочку от тяжелого заикания молитвой... хотя логичнее было бы отвести ее к врачу – по мнению авторов, в этой ситуации и молитва поможет, главное – верить. Так же странно-положительно показана проповедь о вреде мастурбации – дескать, нужно больше спортом молодому организму заниматься, тогда и «греховного» не захочется. Нет, нормально отражать в кино такие... эм... религиозные заблуждения, но тут они должны вызывать симпатию у зрителя, потому что Варсонофий – положительный (и самый интересный) персонаж. 

Очень легко догадаться, что героев «Монастыря» ждет дальше. Мария осознает, какой греховной жизнью она жила, и выйдет за стены монастыря другим человеком. Варсонофий поймет, что ограничивать сына в интернете и личных желаниях глупо и позволит ему жить своей жизнью (хочется в это верить). Сын священника переживет первое влечение к героине Ивлеевой (повод запретить №2?), признает так свою сексуальность и, возможно, захочет выйти в мирскую жизнь (но это не точно, может и в монастыре остаться). Главная тема сериала – преображение героев через испытания и переживание новых, неожиданных чувств. И это могла быть хорошая сложная история, если бы не эта неестественная скандальность во всем – от актерского состава до глупейших, но ярких сюжетных поворотов. 

Очень сложно сопереживать тупым героям – а именно такой является Маша. Она именно что тупа – это ее главный грех. Она не может даже нормально общаться с людьми иного образа жизни, даже с монахами и священниками ведет себя как последняя шлюха, хотя зависит от их милости. Она зачем-то ночью приходит голой в постель к Варсонофию (повод запретить №3?) – к чему это? Неужели не понимает, что за такое ее имеют право выставить из монастыря? В уме держишь, что после она должна преобразиться – и заранее не веришь. Ивлеева играет отвратительно. На ее игру местами больно смотреть – она не умеет показать правильную эмоцию, неуместно грустит, улыбается и смеется. Оттого ее Маша кажется еще глупее. «Наш Тимати Шаламе» Марк Эйдельштейн под стать ей. Он был неплох в «Стране Саша», тут же он вечно растерян и не понимает, что творится. У него не получается даже сексуальное влечение к Ивлеевой – кажется, он не женщиной любуется, а на противного осьминога смотрит. На их фоне хорошо смотрится разве что Янковский в образе священника. Он естественен и не вызывает смешков, даже заявления о вреде мастурбации у него неплохо вышли, хоть и звучали они забавно. Сомнительно, что авторы смогут развить его линию достаточно, чтобы вышел полнокровный персонаж с яркими противоречиями, но простим и это – картонных Ивлееву и Эйдельштейна, кажется, уже ничего не исправит. 

Стоит ли давать «Монастырю» шанс? Пока он выглядит скорее рекламой тех самых монастырей и «правильного» образа жизни. В сериале за две серии не показали тяготы монастырской жизни, не показали даже тяжелую работу – Маше, которая раньше не работала руками, поразительно легко все дается, даже в теплице и на кухне ей неплохо. Старая комедия с Вупи Голдберг «Действуй, сестра!» (о певице, что тоже прячется в монастыре) и то больше рассказывает о сложностях монашеской жизни. Наша же «драма» пока лишена драматизма, за лакированной картинкой прячется пустота. Возможно, позже в сериале возникнет конфликт (кто-то умрет, заболеет, согрешит и раскается), но уныния первых серий уже не отменить.