«С каждым днём ситуация становится всё хуже и хуже»: как жители затопленного Орска эвакуируются и помогают друг другу

Из Оренбургской области эвакуируют людей из-за прорыва дамбы вдоль реки Урал. Затопило более 13 тысяч домов и 6 тысяч частных участков. Паводок в Оренбургской области – самый крупный за всю историю наблюдений в регионе. Ущерб от него оценивается в 21 миллиард рублей. Корреспондент SOTA поговорил с жителями Орска о том, что думают люди, и что происходит в городе.

Оренбург. Вид со смотровой площадки у памятника Чкалову
Оренбург. Вид со смотровой площадки у памятника Чкалову

В Орске в этом году из-за сильного паводка на ГЭС пришлось увеличить сброс воды из Ириклинского водохранилища. Власти уверяли, что насыпные дамбы, которые тянутся вдоль реки Урал, выдержат объем воды. 5 апреля местные СМИ писали о том, что ещё днём обнаружили две протечки в дамбе, одну из которых успели засыпать, но вечером дамбу прорвало, и началось затопление района Орска «старый город». Мэр Василий Козупица 3 апреля проверял дамбу и уверял их, что опасности затопления нет.

— Пообщался с жителями, живущими вблизи Урала. Опасений у людей, что их может затопить, нет. Вспомнили времена, когда Орск переживал половодье в отсутствие дамбы. Тогда паводком топило дома на улице Набережной. Сейчас такой угрозы нет. Паводок этого года первая и серьезная проверка дамбы на прочность, — написал он на своей странице во «ВКонтакте». Через два дня дамбу прорвало.

На следующий день после прорыва насыпной дамбы Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям о халатности и нарушении безопасности при проведении строительных работ. Спустя сутки произошел прорыв второй дамбы, и топить начало и «новый город».

Эвакуация жителей в районе Кузнечный
Эвакуация жителей в районе Кузнечный

На всей территории Оренбургской области ввели режим ЧС федерального характера. Мэр Оренбурга Сергей Салмин попросил жителей эвакуироваться. Утром 10 апреля уровень воды Урала достиг 996 сантиметров при опасном 890. Также стало известно, что из берегов вышла река Елшанка. К утру 10 апреля из зоны подтопления эвакуировали более 7,7 тысяч человек и несколько сотен животных. Более 1 тысячи человек сейчас разместили в ПВР (пункт временного размещения – ред). Синоптики прогнозировали пик паводка на 10 апреля, а стабилизацию ситуации – после 20 апреля. За время паводка стало известно о смерти как минимум 5 человек.

Жительница Орска Мария была на работе в салоне красоты, когда объявили, что мост, соединяющий старый и новый город, скоро перекроют. Поскольку она работает в новом городе, а живёт в старом, девушка поехала ночевать к подруге в новый город, так как надеялась выйти на следующий день на работу.

— Потом я смогла к себе домой попасть, но в объезд через другой город, через аэропорт. Дорога занята практически два часа вместо привычных 30 минут. Прорвалась дамба, затопило этот мост, который соединяет новый старый город, — объясняет она.

Дом Марии не затопило, потому что она живёт на возвышенности в удаленном районе Орска. Пока никуда уезжать она не планирует: надеется, что паводок до них не дойдет, и переживает за своих пожилых родственников.

— У меня билеты куплены в Москву, я собиралась к подруге в отпуск ехать, но сдала их, потому что переживаю за родных. У меня две бабушки здесь, и они достаточно пожилые, а я не смогу их оставить, — говорит Мария. — Я не планирую никуда уезжать, потому что они тоже никуда не поедут. Вроде как до нас это не должно всё дойти, хотя, с другой стороны, может быть опасно: затопило Казахстан, а он как раз находится недалеко.

В ее доме безопасно: есть свет, газ и вода, но пить её нельзя – потому что вода дошла до местного кладбища и стала опасной для употребления. В центральном районе на момент записи интервью (7 апреля 2024 – ред.) было проблематично найти бутилированную питьевую воду.

— Здесь у нас ни со светом, ни с водой проблем нет. И горячая, и холодная из крана идёт, но пить её сейчас нельзя – из-за затопления какие-то вирусы обнаружены в воде. И сейчас очень много отравлений по городу. А в магазинах нет воды. Я еле-еле нашла две двухлитровые бутылки, — говорит она. — Машины с водой в центре города, но у нас туда подхода нет. Местные могут приходить туда со своей тарой и набирать чистую воду, но там очереди просто километровые. У моей семьи проблем не будет, потому что бабушка запасливая, она набрала воду.

Затопленая парковка на Донгузской улице
Затопленая парковка на Донгузской улице

Мария считает, что в прорыве дамбы виновны чиновники, из-за халатности которых произошло то, что можно было предотвратить. Сама девушка переживает из-за неизвестности.

— С каждым днём ситуация становится всё хуже и хуже. У нас есть районы, про которые говорили, что туда не дойдёт вода, что там точно будет всё спокойно, а в итоге и там везде вода. Есть тревожность и за работу, потому что я работаю в бьюти сфере – непонятно, как у нас с записью клиентов дальше будет, — рассказывает она.

Для Ольги и Михаила, которые живут в центре города, куда вода ещё не дошла, прорыв дамбы стал неожиданностью: власти уверяли жителей, что дамба выдержит.

— Нам сказали, что дамба была рассчитана на меньшее количество кубометров и на меньший объем воды, — говорит Ольга.

Горожане помогают друг другу с питьевой водой: они организовывают точки раздачи бутилированной воды. Собственники скважин дали доступ к ним для всех желающих, чтобы люди могли набирать себе питьевую воду в неограниченных количествах.

Ольга и Михаил готовы уехать из города, но пока их район не затопило, они помогают другим горожанам, пострадавшим от паводка. Они развозят еду, купленную на собственные деньги, по пунктам временного размещения, разгружают машины с водой.

Обстановка на набережной в районе улицы Черепановых
Обстановка на набережной в районе улицы Черепановых

После прорыва второй, Никольской, дамбы в город стала очень быстро приходить вода. Михаил с Ольгой поехали в затапливаемый район, чтобы помочь жителям, но некоторые категорически отказывались от эвакуации. Одни остаются в затопленных домах, чтобы сохранить имущество от воров, другим уезжать психологически тяжело.

— Вчера у нас был случай, мы забрали лодку. И когда новый город начало топить, наш знакомый поехал уговаривать отца друга слезть с крыши. У него дом под крышу затопило, но он не хотел уезжать. И такие люди бывают. До последнего не хотят уезжать. Люди откладывают свой отъезд, потому что мародёрничают, ужасно мародёрничают, — говорит Ольга.

Михаил недоволен тем, что официально транслируется, что в пунктах временного размещения жителям всего хватает.

— Самое подлое, что пишут официальные государственные СМИ и на Мэше, на топоре (телеграм-каналы – ред.), что все в ПВРах есть, все классно! Гуд! Также мы в первый день, когда разворачивали ПВР в моей родной школе, маты из соседнего садика перевозили, — рассказывает Михаил. — Мы за медикаментами сами ездили: на стрессе у людей изжога, а в школах только обезбол. От температуры нет сиропа для детей, а не все дети умеют глотать таблетки. Спрашивали: «Есть ли памперсы, наволочки?». Говорят: «Есть», привозят лежачих – нет нихера. Мы всё это тоже ездили покупали. Можно было честно людям сказать, что надо помочь, и люди помогли бы. Мы эти дни ездили сами, людям помогали кто чем может. Просто они зачем-то говорят, что всё обеспечено. Я думаю, что это проблема того, что чиновники местного уровня, которые отчитываются наверх, не знают, что в реальности происходит.

Подтопления на Донгузской улице в районе Кузнечного / Ситцовки
Подтопления на Донгузской улице в районе Кузнечного / Ситцовки

Некоторые городские предприятия помогают людям во время ЧС. Они привозят воду, продукты питания в ПВРы, а некоторые рестораны готовят и бесплатно кормят сотрудников МЧС, которые работают в зоне затопления.

— Питание для МЧС не было организовано – это ненормальная практика. 7 апреля с нашего района женщина сперва свою еду принесла, а потом мы договорились с ресторанами, и они предоставляли им питание. Не все рестораны согласились помочь, но два самых дорогих начали обеспечивать МЧСников едой. Ресторан «Фортеция» и ресторан «Кармэн» при нас привозили еду. А администрация вообще сказала, что спасателей на самом деле кормили они, — рассказывает Михаил.

Молодые люди считают, что в прорыве дамбы виноваты чиновники, потому что они должны были следить за её состоянием. Ранее Гостехнадзор обнаруживал нарушения при содержании дамбы. А в марте 2024 года прокуратура направляла в адрес первого заместителя главы Орска Евгения Новикова предостережение о недопустимости нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Затопленая парковка на Донгузской улице
Затопленая парковка на Донгузской улице

Прокуратура считает, что прорыв дамбы произошел из-за ее содержания в ненадлежащем состоянии. Сергей Комаров, директор компании «Спецстрой», которая строила дамбу, обвинил в ее прорыве грызунов. Местные власти не согласны с такой версией. Мэр Орска Василий Козупица заявил, что дамбу прорвало из-за сильного паводка потому что она была рассчитана на меньший объем воды. Губернатор Оренбургской области Денис Паслер написал в своем телеграм канале, что 12 апреля на заседании в местном Законодательном собрании будут решаться вопросы о перераспределении средств областного бюджета на устранение ЧС и ликвидации его последствий. 

Сейчас уровень Урала понемногу снижается, но в зоне опасности затопления ещё более 3 тысяч домов. В городе уже начали работу комиссии по оценке ущерба от паводка, а пострадавшим остаётся только ждать и подсчитывать убытки.