С 5 по 8 сентября во Владивостоке проходил Восточный Экономический Форум — уже в седьмой раз. Федеральные чиновники беседовали с иностранными коллегами и выступали с патриотическими заявлениями, а иногда люди даже заключали контракты. Экономика отошла на второй план, уступив место войне, поддержке президента и пропаганде.
Начали с тигров и страха перед тайфуном
За несколько дней до ВЭФа появились новости о надвигающемся тайфуне. Росконгресс подготовил тысячи зонтов и дождевиков для гостей и стал ждать. В ночь с 4 на 5 сентября лил сильный дождь, но утром погода успокоилась. Как оказалось, временно.
Первый день форума был посвящён двум темам. Первая — спасение тигров. Так называемый День тигра занял большую часть площадок, повсюду выступали люди, рассказывающие о важности спасения популяции кошачьих. Одним из хедлайнеров неожиданно оказался певец Дима Билан. Он рассказал, что давно помогает кошачьим, причём «не только словом, но и копеечкой».
Вторая главенствующая тема — нахваливание форума. Выступающие регулярно рассказывали о важности ВЭФа и контрактах (о них подробнее ниже), которые будут заключены. Стартовый день оказался удобным для изучения всех локаций и павильонов, ведь в рамках форума практически ничего не происходило. Объектов для изучения оказалось много.
Географически форум получился большим. Основные мероприятия проходили в корпусах ДВФУ на острове Русском, а на студенческой набережной (10-15 минут ходьбы от корпусов) развернули «Улицу Дальнего Востока». Там появились павильоны и сцены от каждого субъекта ДВФО. Проходя по улице, можно было услышать бурятские и якутские песни, а также современную электронику — так к себе привлекала Магаданская область. Выяснилось, что у Магаданской области нет ни своей народной музыки, ни народных нарядов.
Представители коренных народов ДВФО веселили высокопоставленных гостей песнями и рассказами о традициях. В курилке удалось встретить двух мужчин в чукотской одежде (на спине даже висели клыки), которые обсуждали криптовалюту.
Ещё одна часть форума проходила в центре Владивостока — туда ходили автобусы из кампуса. Без пробок дорога занимала примерно 40 минут. В центре были экспозиции в нескольких музеях, якутское кино и игра в шахматы с Сергеем Карякиным. Можно было использовать и главную набережную в центре Владивостока, но её ремонтируют всё лето.
Гость форума должен был выбирать между этими объектами. Сам кампус ДВФУ был заставлен павильонами от государственных учреждений и бизнеса — первого было значительно больше. Например, Русгидро устроило виртуальную прогулку по ГЭС, «Проект здоровье» предлагал побить вредные привычки, а Генеральная прокуратура РФ предлагала скачать приложение, через которое удобно отправлять жалобы. Большая часть стендов не имела никакого отношения к экономике даже в широком смысле.
Для питания гостей подготовили платный рыбный ресторан и несколько бесплатных буфетов. Можно было выпить кофе, чай или «ДВ Колу» — импортозамещение от местного производителя. Бутылки обнаруживались в холодильниках с логотипах со старой, американской колой. Раздавали сэндвичи. Интересно, что их привезли из Санкт-Петербурга — производитель ООО «Балтийский хлеб» также известен как владелец сети кафе «Британские пекарни». Видимо, местные производители не умеют печь хлеб и класть на него колбасу. Как и делать мороженное — за него отвечала «Коровка из Кореновки».
Много контрактов, но мало важных
По официальным данным, на ВЭФ подписали 296 соглашений на общую сумму 3,272 триллиона рублей. Из 296 контрактов лишь 15 отнесли к международным — напомним, были представители 68 стран (Россию тоже считали). Даже если 15 соглашений заключили с 15 разными делегациями, то 52 делегации приехали скачать приложение прокуратуры и поесть петербургские сэндвичи. В категории «Инвестиции и банковская деятельность» насчитали всего 17 соглашений.
Даже в малом числе контрактов обнаружилась вода, некоторые договора оказались формальными. Губернатор Амурской области Василий Орлов, глава города Свободный Владимир Константинов и представитель «Газпрома» Виталий Маркелов подписали соглашение о газификации Свободного. При рассмотрении документа выяснилось, что речь идёт не о реализации проекта, а лишь о «намерении» его реализовать.
Примерно раз в 15 минут на одном из участков форума («на полях ВЭФ») подписывалось новое соглашение, о чём объявляли по громкоговорителям. Большая часть из них звучала абсурдно. Например, Росконгресс подписал контракт о сотрудничестве со ВЦИОМом, «Российскими студенческими отрядами», «Роскосмосом» и ещё несколькими организациями.
Никто не скрывал, что почти все (если не все) соглашения были подписаны ранее, но на форуме их подписывали в торжественной атмосфере. Но и так похвастаться было нечем. Появился очередной договор о создании города-спутника возле Владивостока, благодаря которому агломерация Владивостока будет насчитывать миллион жителей — местные жители до сих пор не понимают, откуда они возьмутся.
Почётные гости ехали неохотно
Организаторы форума и государственные СМИ делали упор на количество стран, отправивших делегации — насчитали 68. В первую очередь упоминались Китай, Вьетнам и Индия. На деле всё вышло несколько скучнее — в делегациях из Китая и Индии не было крупных чиновников. Зато были гости из Вьетнама, Мьянмы, КНДР, Доминиканской республики. Со сцен постоянно произносились слова о новых путях, новых возможностях и многополярном мире. Прогулка по форуму намекала, какие полюса теперь стоит считать основными. Была и делегация из ДНР — выходит, это тоже восточный партнёр.
Российских чиновников было много — приехали Виталий Мутко, Вячеслав Фетисов, Денис Мантуров, Олег Матыцин и другие, но заметными они не стали. Прочитать какой-нибудь доклад, поговорить с журналистами «РИА Новости», посетить выступление Путина — на этом список действий, как правило, завершался.
Тайфун и многополярность
Владимир Путин выступал на пленарном заседании ВЭФ 7 сентября, однако прилетел во Владивосток за день до этого. Об этом сообщил губернатор Приморского края Олег Кожемяко, отсидевший карантин для встречи с президентом. Владимир Путин прилетел к разгару тайфуна. Во время ВЭФа Приморский край начал тонуть. В социальных сетях появились фотографии коров, смытых в море, у некоторых людей уплыли дачи.
Владимир Путин даже спросил у губернатора, нужна ли помощь, но Олег Кожемяко уверил, что регион справится с последствиями своими силами. Путин со спокойной душой отправился на военные учения в сопровождении Сергея Шойгу и Валерия Герасимова.
По ВЭФу пошёл слух, что Путин может выступить на каком-нибудь заседании и 6 сентября. Люди оживились. Возможно, присутствие президента почувствовали и авторы докладов, так что уже утром второго дня риторика изменилась. Если в первый день шли разговоры об экономике нового мира, то на второй день пошли политика и многополярность.
Губернатор Кемеровской области рассказывал о дружбе Кузбасса и Донбасса, министр спорта говорил о «победе на всех фронтах», Мария Захарова объясняла сложности ведения информационной войны, Дмитрий Киселёв делился видео с уничтожением «нациков». Губернаторы стали реже говорить об экономике регионов и включили режим «объясняем, зачем нам СВО».
Вечером 6 сентября появилось видео, на котором зампред президента по ДВФО Трутнев рассказывал Путину про экономику региона. Президент поймал подчинённого не некорректных цифрах — по росту промышленного производства. Выяснилось, что Путин наизусть знает показатели всех регионов России по всем отраслям — невероятная память.
Выступление Путина
Попасть на ВЭФ можно были только после успешной сдачи ПЦР-теста. Для посещения выступления Владимира Путина требовался ещё один тест, за день до пленарного заседания. Таким образом, 7 сентября президент РФ выступал перед очень здоровыми людьми. Пленарное заседание с его участием планировалось на 15:00 по местному времени, но было перенесено на час из-за разговора президента с лидером Мьянмы.
Вместе с президентом России выступали премьер-министр Временного правительства, Главнокомандующий вооружёнными силами Мьянмы Мин Аун Хлайн, премьер-министр Армении Никол Пашинян, премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ и председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу.
Владимир Путин оказался в очень странной кампании, но это не помешало прочитать обыденную (для этого года) речь. В ней он обвинял Запад, ругал США (а потом хвалил их за прагматизм), использовал пацанский сленг, вспоминал обиды и делал прогнозы. Также он объяснил, что в Европе инфляция большая, а в России она идёт на спад. Журналисты, покинувшие страну, всегда работали против России, Сафронова осудили правильно, протесты в Германии показывают проблемы в этой стране (наши купленные протестующие — их недовольные граждане). Россия ничего не потеряла от СВО (про потери людей президент не вспомнил), зато отсеяла всё лишнее. Упомянул и «санкционную лихорадку запада».
Гости высказывались на иные темы. Например, в своём выступлении премьер Мьянмы предлагал инвестировать в его страну. Это больше напоминало просьбу, чем деловое предложение, поскольку он не объяснял, зачем это нужно делать и что можно получить взамен. Премьер-министр Монголии также просил инвестировать в его страну показывая непонятные графики и планы строительства дорог.
Премьер-министр Армении Пашинян чуть ли не в начале выступления озвучил вопрос, который был в голове у многих — почему он вообще здесь, если географически Армения находится в Европе? Политик с трудом объяснил причины своего пребывания во Владивостоке (перестраивание логистики), а позже рассказал, что Армения рада переехавшим из России людям. И пошутил, что раньше россияне ездили в Армению в отпуск, а теперь едут в отпуск из Армении в Россию.
Пленарное заседание в очередной раз подчеркнуло бессмысленность экономического форума. Выяснилось, что экономика есть в Мьянме и Монголии, просто там нет денег. В России же есть деньги, но нет экономики — есть СВО, информационные войны и прекрасное будущее.
Выступления обо всём
Тема войны витала в воздухе с самого начала, но к выступлению президента градус постепенно увеличивался. Тетрадки с героем России Владимиром Жогой, буква Z в названии Кузбасса, разговоры о победе в конце выступлений — кажется, к важной теме хотели прикоснуться все. Мария Захарова в сопровождении Дмитрия Киселева, а также «пранкеров Лексуса и Вована», объяснила, как ведутся информационные войны.
Глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов высказал мнение, что «если Владивосток не будет городом с населением больше миллиона и с экономикой, которая будет значительно больше, чем сейчас, плохо будет всем: и Петропавловску, и Магадану, и всем на свете». Жаль, что максимальное количество жителей было зафиксировано во Владивостоке в 1991 году — 640 тысяч жителей. Сейчас их около 600 тысяч. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв сказал, что Хабаровск станет миллионником без таких усилий, как у Владивостока (сейчас население 615 тысяч). Как эти города должны вырасти в полтора раза — загадка.
Дегтярёв не понял, почему Владивосток ещё не Гонконг, ведь в него вливается так много средств. Также он рассказал, что «с удовольствием» поехал бы на СВО, но должность мешает». А ещё он рассказал про безработицу в Хабаровском крае — всего 0,3%, а вакансий 20 тысяч. Так он приглашал людей переезжать в его регион. Удивительно, что от кампуса ДВФУ не пустили автобус до Хабаровска.
Вызывали вопросы не только темы выступлений, но и спикеры. Можно провести деловую сессию «Книжная отрасль на Дальнем Востоке. Тенденции и перспективы развития», но не позвать местных книготорговцев. Среди спикеров — чиновница из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ирина Маканова. Также выступил писатель Антон Геласимов. Во Владивостоке есть независимый книжный «Игра слов», собрат петербургского «Все свободны». Вероятно, владельцы магазина знают о книготорговле больше, чем люди экологических министерств. Их звать не стали.
Было много выступлений, посвященных феминизму. Среди спикеров выделялась Анна Цивилёва с речами о том, что женщина может всего добиваться сама. И неважно, что она жена губернатора Кемеровской области, а СМИ и вовсе называют её племянницей Путина.
Замполпреда в ДФО Григорий Курантов на Восточном экономическом форуме рассказал школьникам и студентам, что задачей англосаксов является сократить население Земли до «золотого миллиарда». Позже он рассказал, что России нужна идеология, и ближе всех к её созданию находятся военкоры.
Велось много разговоров про урбанизм. Среди участников выделялся мэр Владивостока Константин Шестаков, получивший куда больше внимания, чем губернатор Приморья. Шестакову есть, что рассказать, – он действительно пытается сделать центр Владивостока насыщенным и интересным, открывая скейт-площадки и тематические выставки о городе. Московская модель «комфорт в обмен на политические свободы» используется во Владивостоке в полной мере — недопуск независмых от администрации кандидатов на выборы давно стал обыденной практикой. Правда, местная власть оценивает политические свободы населения в меньшее количество скамеек и умных остановок – их хватает только на центр города.
Один из залов заняло «Общество «Знание». Спикеры выступали перед старшеклассниками на разные темы — рассказывали о молодёжных конкурсах, делились планами по развитию регионов, объясняли причины СВО. По словам одного из учителей, их туда согнали «добровольно принудительно». Впрочем, школьникам понравилось, поскольку они могли есть бесконечное мороженное вместо обычных уроков.
Заплатили вскладчину
Учитывая статус соглашений, а также их предварительное заключение, ВЭФ превратился в приятную тусовку на краю России. Можно было увидеть старых знакомых из других министерств, а также весело отдохнуть. Жители Владивостока давно знают, что бронировать столики в ресторанах во время ВЭФ бессмысленно — всё занято. На выступлении Марии Захаровой в зале сидел мужчина, которого довольно сильно трясло, а глаза почти выпадали от орбит. Возможно, он просто не местный и не знает, что под видом кокаина во Владивостоке обычно продают разбавленный амфетамин.
Платили за вечернику все, но в разной мере. На сайте с госзакупками можно увидеть стоимость отдельных стендов. «Оказание услуги по организации экспозиционно-выставочных зон в рамках VII Восточного экономического форума», заказчик — АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И АРКТИКИ". Стоимость — 136 063 499,72 ₽. Схожий лот на Госзакупках был у министерства спорта (109 миллионов), Минпромторга (26 миллионов), Минприроды (25 миллионов). Региональные выставки также обошлись в десятки миллионов рублей каждая. И это только затраты гостей.
Организаторы обеспечили бесконечные автобусы от кампуса в разные точки города (отели, центр, аэропорт), отъезжающие каждый час, печать буклетов, кейтеринг и так далее. Сумма сделок на 3 триллиона будет выглядеть не так внушительно, если представить общие затраты.
Зачем России нужен ВЭФ?
Иногда круглые столы напоминали сеанс коллективного самовнушения. Можно тысячу раз повторить мнение о том, что теперь экономика станет лучше благодаря новым возможностям, и станет легче. При этом не имеет значения, что Китай прислал не самого важного человека, а рядом с президентом страны сидит военный, устроивший переворот в Мьянме.
Азия действительно богатая и перспективная, но если выбросить из неё Японию, Южную Корею и Сингапур, то пространство для манёвра уменьшается. Сотрудничество с Монголией и Мьянмой подразумевает инвестиции в эти страны, а не наоборот. Представители этих государств напрямую говорят, что готовы дружить только за деньги.
Восточный экономический форум превратился в бессмысленное мероприятие, которое не помогает заключать соглашения и не является площадкой для серьёзных высказываний. Приезд Путина оказался куда большим событием, чем его речь.
Миллиарды рублей, потраченные на организацию, ушли на создание красивых декораций для выступления пранкеров Лексуса и Вована. И это правильно, ведь ВЭФ — это большой пранк.