Статья была написана 22 сентября и использует актуальные данные на этот день. В статье будут встречаться пояснительные отступления для тех, кто не разбирается в криптовалюте.
Hamster Kombat (он же хомяк из Telegram) – все. Во всяком случае, так считает абсолютное большинство игроков. Знаменитая тапалка, которая обещала «самый крупный дроп в истории», в ночь с 21 на 22 сентября получила самый большой хейт в 2024 г. «Мошеннический проект», «нас обманули», «скам века» – эти комментарии захлестнули YouTube и игровые чаты Hamster. Авторка SOTA несколько месяцев играла в «хомяка» и следила за новостями – и рассказывает, что сейчас переживают обычные игроки.
«На крипторынке термин «AirDrop» используется, когда блокчейн-проект или платформа осуществляет раздачу криптовалюты своим потенциальным инвесторам или пользователям. В рамках таких проектов проводится бесплатная передача криптовалюты непосредственно на кошельки пользователей. Иногда, чтобы принять участие в программе раздачи и получить токены, клиент или потенциальный инвестор должен выполнить определенные условия».
Не так давно казалось, что мир вступил в новую эру – тапалок из Telegram. Их стало настолько много, что посчитать становится сложно, а тем более понять, какая может иметь какую-то ценность, а какая рассчитана исключительно на заработок разработчиков. Смысл любой такой игры – это, разумеется, не удовольствие (а в случае с Hamster игра и вовсе становилась пыткой для многих игроков). Миллионы людей вступают в сообщества «хомяков», «собак», «кошек» и т.п. исключительно затем, чтобы через несколько месяцев получить деньги. Игры, конечно, тоже отличаются. В Catizen нужно было прокачивать уровень котов, но также были мини-игры, в которых можно было заработать дополнительную валюту для листинга. В Blum есть пассивный заработок, который нужно забирать раз в 8 часов, и есть мини-игра, в которой можно ловить зеленые снежинки на черном фоне. В тапалке от Binance (крупнейшей биржи криптовалют) вы играете за космонавта, который достает из открытого космоса монетки (но можно достать и бомбочки, которые уменьшают результат «добычи»). То есть игры похожи, но смысл у них единственный – заработать игровую валюту, которую позже создатели конвертируют в токены, а вы сможете их продать.
«Листинг криптовалют — это процесс добавления токена или монеты на какую-либо торговую платформу, предоставляющую возможность обменивать криптовалюту на фиатные валюты или другие активы».
«Токен — цифровой сертификат, который гарантирует обязательства компании перед его владельцем, аналог акций на фондовой бирже в мире криптовалют».
Феномен Hamster Kombat любопытен на этом фоне. Отчего именно эта тапалка стала настолько популярной? Скорее всего, дело в банальном везении и умении разработчиков заинтересовать активностями внутри игры. Главная волна хайпа проекта – это лето 2024 г. Все СМИ и блоги разом написали о «хомяке», чем вызвали огромный прилив новой, желающей больших денег аудитории. Hamster умело использовал это. Весной (на начальном этапе «добычи») активностей было немного. Игрок получал в свое распоряжение хомяка, из которого нужно было вылепить криптовалютного бизнесмена. У проекта была своя валюта (монетки), за которые игроки прокачивали разные карточки, а в обмен на это росла прибыль в час. Грубо говоря, качаете вы 3-5 карточек, которые имеют ценность по тысячи монет в час – и в итоге ваша прибыль в час составляет 3-5 тысяч. В закрытом режиме «хомяк» мог копить деньги 3 часа. После этого прибыль переставала поступать, и игроку нужно было зайти в Hamster, чтобы забрать уже накопленное и заново начать «добычу» (а накопленное тратилось на прокачку новых карточек, чтобы еще больше увеличить прибыль в час).
Эта схема (активность раз в 3 часа) повлияла на поведение многих игроков Hamster. Дело в том, что «хомяк» шел по тому же пути, что и Notcoin, который позволил игрокам заработать по 200-400 долларов без особых усилий. Игроки, которые приходили в Hamster на заре его расцвета, верили, что «хомяк» принесет либо столько же, либо больше, потому что вокруг него больше хайпа и монета, соответственно, должна привлечь больше денег. Желание получить злосчастные 200-300 долларов доводило некоторых (особенно юных) игроков до болезненного поведения. Люди ставили будильники, просыпались ночами по 2 раза, чтобы забрать прибыль с «хомяка» и вложить в новые карточки. Летом писали о школьнике, который заработал себе нервный срыв из-за этого. В чатах таких игроков, в основном, высмеивали. Там же делились советами, как сделать так, чтобы не заходить в игру каждые 3 часа – достаточно всего лишь оставить Hamster на ночь с включенным экраном. Те, кто так делал, сильно вырвались вперед в рейтингах. Позже, правда, разработчики могли записать этих игроков в читеры, как и тех, кто пользовался автокликером, чтобы безостановочно тапать на экране хомяка и получать за каждое касание по несколько монеток (в зависимости от уровня игрока).
Любопытно также посмотреть, где играют в «хомяка» активнее всего. Основной трафик игры (печально, но факт) – это бедные страны, в которых многие жители находятся на грани выживания. Ну, и Россия, которая, к счастью, благополучнее, но и в ней достаточно небогатых людей, для которых 200 долларов – это очень хорошие деньги, тем более почти без усилий. Если зайти в официальный канал Hamster и кликнуть на иконку канала, то можно найти ссылки на региональные чаты для игроков. Какие там есть чаты? Русскоязычный (самый крупный), узбекский, чаты для Индии, Вьетнама, Бангладеш. Есть чаты для пользователей из Франции и Португалии, но в сравнении с вышеперечисленными они маленькие, и в них почти никто не пишет. Русскоязычный чат самый активный, и пишут в нем больше всего.
В июне 2024 г. The Bell заявил, что главный создатель Hamster Kombat – это российский IT бизнесмен Эдуард Гуринович. О нем пишут, что в 23 года он совместно с Оскаром Хартманом начал «развивать онлайн-платформу для продажи автомобилей CarPrice, которая вошла в список 100 самых обсуждаемых стартапов Европы от британской версии журнала Wired и в совокупности привлекла около $42 млн инвестиций». После этого он инвестировал в такие проекты как Dbrain, R-Sept и «Близкие.ру». В 2019 г. Forbes включил его в рейтинг 30 самых перспективных россиян моложе 30 лет. Первым о связи Гуриновича с «хомяком» заявил телеграм-канал «Жаба и гадюка». Вместе с основным доменом игры был зарегистрирован второй домен (hamsterkombat.com), а привязанная к нему почта ([email protected]) принадлежит кипрской компании Arenum ltd., среди акционеров которой — российские предприниматели Александр Зеленщиков, Эдуард Гуринович и Александр Пасечник (личный номер Пасечника также был использован при регистрации домена). В мае 2024 г. Гуринович подал заявку на регистрацию товарного знака Hamster Kombat, и 22 июля стало известно, что товарный знак был все-таки зарегистрирован в РФ. Гуринович в интервью говорил, что он и его команда стали «эксклюзивными партнерами игры в России».
Август ознаменовался разбирательствами, кто и сколько должен получить прибыли с проекта, и казалось, что листинг у «хомяка» отложится на неопределенный срок. О том, что будет листинг, канал Hamster заявлял с первых недель своей работы (за этим игра и была нужна). Листинг изначально планировали на начало лета, но потом перенесли. Это вызвало волну критики у старожилов проекта, но в игру пришли новые участники, которые только услышали о «хомяке» из СМИ и захотели получить свою часть огромной (якобы) прибыли. Позже заявлялось, что листинг случится в августе, но его снова отложили. Это вызвало новую волну хейта, посильнее прежней. Конкуренты Hamster не затягивали на такой срок, это было внезапно и неприятно. В это время к листингу готовились Catizen и Dogs. Последняя игра, например, вышла в начале июля. Catizen многие остались недовольны – игроки получили мало, в среднем около 40-50 долларов. Но зато цена CATI (наименование криптовалюты) выше, чем у большинства подобных проектов – около 80-90 центов за токен. У Dogs цена ниже, но токенов пользователям дали больше. В чатах рассказывали, что за 2-3 недели в Dogs можно было заработать 100-200 долларов (автор статьи не играла в эти игры и знает результаты исключительно со слов других игроков).
Возможно, разработчики Hamster Kombat поняли, что больше тянуть нельзя. Игра начала терять аудиторию. Волна хайпа закончилась. Переносить листинг бесконечно было уже опасно. И вот игроки наконец узнали дату листинга – 26 сентября. Также они узнали, что повлияет на количество токенов. Первым критерием была прибыль в час (которая зависела от прокачки карточек). Потом шли ежедневные задания, рефералы, ачивки и – главная боль всех игроков – ключи.
Какие изменения пришли в проект летом? Качать прибыль в час стало намного легче – уступка новым игрокам. Весной и в начале лета было сложно добиться даже миллиона монеток в час – было мало карточек, стоимость у них была огромная. Получить миллион прибыли было мечтой. Но потом пришли новые игроки и – реклама. И множество карточек с огромной прибылью в час и небольшой стоимостью. Раньше, чтобы хорошо прокачать своего хомяка, нужно было не менее месяца. Теперь этого же результата мог добиться новый игрок буквально за одну неделю. Прибыль в час полетела вверх с невероятной скоростью. Весной было хорошо иметь прибыль в час в 2 миллиона. Теперь же это был уровень новичка, а топовые игроки делали по 8-10 миллионов в час. Потом появилась реклама, которая у многих вызвала сомнения. Рекламу, например, «Яндекс Маркета» можно понять, но рекламу ставок на спорт?..
Добавилась и главная боль всех игроков – ключи. Разработчики говорили, что они не обязательны, можно их не зарабатывать, их стоимость за токены небольшая… Конечно же, это оказалось не так. Hamster договорился с несколькими играми из магазина приложений. Игрок Hamster должен был скачать другую игру (например, с гонками на велосипедах, кубиками, прокачкой животных и т.п.), поиграть в нее – и получить многозначный код, а в обмен на него Hamster, в свою очередь, давал игроку заветный ключик. Прохождение сторонних игр стало для большинства игроков Hamster своеобразным пыточным инструментом. В них было много, ОЧЕНЬ много рекламы. Реклама буквально занимала 70% от всего времени «добычи» ключа. Разработчики «хомяка» лишь намекали, что ключи эти очень важны, но зачем – никто этого не объяснил. В чатах Hamster игроки жаловались, что тратят на сторонние игры и просмотр рекламы по несколько часов (!) в день. И все за тем, чтобы получить 20-30 ключей. Блогеры, которые делали контент о Hamster, начали рекламировать генераторы ключей. Дескать, «хомяк» не может отследить, из какого источника получен код, так зачем тратить час жизни на просмотр рекламы, если можно просто взять код из генератора? Многие в итоге так и делали – с помощью генератора набивали себе по тысяче и больше ключей. Расплата за это пришла позже – примерно за неделю до объявления результатов первого сезона (а Hamster Kombat всерьез заявил о втором сезоне проекта, который в нынешних обстоятельствах может провалиться уже в самом начале).
В «хомяка» добавили достижения – небольшие ачивки, которые должны были повлиять на итоги раздачи. Например, было достижение за 200 открытых карточек, за приглашенных друзей, за костюмы для хомяка и т.п. Потом появилось и самое ужасное «достижение», которое вызвало страшный хейт – «Читерить плохо». Не то чтобы кто-то считает, что читерить – это хорошо. Честные игроки искренне радовались, что «достижение» пришло тем, кто сгенерировал ключи или пользовался автокликером. Но, по мнению некоторых игроков, многим эта ачивка пришла случайно (или они не помнили действий, за которые могли ее получить). Любопытно, что создатели «хомяка» заявляли, что ачивка – это предупреждение. Позже, однако, выяснилось, что получившие ее останутся без токенов. Это вызвало новую волну ненависти. Гневные комментарии затопили чаты и YouTube. Те, кто играл честно (по их мнению), писали: «Я не знаю, почему вы лишаете меня моей прибыли… Докажите сначала, что я читерил. Я не использовал генераторы и автокликер, не покупал рефералов. За что меня тогда банят?». Те, что все же накрутили себе ключей, добавляли: «Это нечестно. Да, я пользовался генератором, но отнимите у меня все ключи, дайте мне токены за остальное, почему меня лишают всего?». В чатах появилась информация, что «забанили» таким образом более 50% всех игроков. Некоторые писали, что таковых около 63% – то есть на токены в первом сезоне будет претендовать лишь 37% игроков. Люди, которые рассчитывали вот-вот получить по 200 и более долларов, начали умолять разработчиков снять у них ачивку мошенника. Это превратилось в огромный поток сначала гнева, а потом мольбы.
Вот комментарии игроков из русскоязычного чата «хомяка»:
«Снимите всем бан, будьте людьми, да, играли нечестно, и что? Урежьте чуть, че вы как не люди, вы и так на нас много подняли, чуть дайте людям хоть за потраченное время!»
«Пожалуйста, снимите мне тоже ачивку, с 22 мая играла и днями и ночами, прошу вас, пожалуйста, снимите ее»
«Уважаемые создатели хомяка, я честно проходил все головоломки хомяка, каждый божий день! Отъездил на велосипедах, работал в ресторане, тверкал, бегал. Иногда пользовался генератором. Добавил всех своих родственников. Не использовал автокликеры. Да заберите генерные ключи, но остальное отдайте, почему и за что побрили в ноль!»
«Здравствуйте. Передайте, пожалуйста, мой аккаунт на проверку техподдержке. Прошу вас снять у меня ачивку "читер". Более 100 дней играл вашу игру. Друзей 12 шт, прибыль в час 9 лямов, ключей немного. Надеюсь на ваше понимание. Заранее благодарю».
«Ребята, которые просят разбанить! Не расстраивайтесь сильно, все равно прибыль небольшая будет. На премаркете цена 0.01, она потом чуть-чуть поднимется, максимум, что вы заработали, было бы 3000-4000 рублей».
После четырех (!) волн блокировок последовала волна разбанов – у некоторых отняли звание мошенника и выдали токены. Игроки на это тоже жаловались – якобы разбанили в том числе тех, кто сгенерировал ключи тысячами, а вместо них новые баны получили пользователи, которые играли меньше и генераторами не пользовались.
В ночь на 22 сентября игроки наконец узнали, сколько токенов они получат – и для большинства это был огромный шок. Напомню, что многие рассчитывали получить хотя бы по 200-300 долларов. В итоге же абсолютное большинство активных пользователей получили по 1500-4000 токенов, что очень мало, учитывая предварительную стоимость «хомяка» на биржах.
Разработчики Hamster Kombat заявляли, что выпустят 100 миллиардов токенов. 60% из них должны были достаться игрокам. До листинга (26 сентября) невозможно узнать стоимость «хомяка», но есть данные премаркета, которые очень не нравятся игрокам.
«Премаркет в криптовалютах – это торговая платформа или рынок для торговли новыми токенами до их официального запуска, а также баллами (поинтами), которые могут быть конвертированы в токены в будущем. В течение определенного спекулятивного периода до выпуска токенов покупатели и продавцы могут устанавливать желаемые ценовые котировки и согласовывать сделки, заранее обеспечивая ликвидность на рынке».
Изначально считалось, что токен будет торговаться на уровне 0,1 USDT (в районе 10 центов). Но эта стоимость была рассчитана из иного количества токенов в обращении. Считалось, что токенов будет 10 миллиардов – поэтому и предположительная стоимость была около 10 центов. Позже стало известно, что токенов будет 100 миллиардов – и это сильно меняет цену на него. Сейчас прогноз неутешительный – около 0,01. После объявления результатов цена на премаркете упала еще ниже, ночью токен торговался в районе 0,009 и ниже. Сейчас цена возвращается к 0,01. Самые оптимистичные игроки верят, что цена вырастет до 0,1. Это маловероятно, учитывая хейт и финансовые возможности Hamster. Получается, если обычный игрок получил 1000 монеток от «хомяка», то их стоимость (из расчета 0,01) составляет около 10 долларов. Нужно учитывать и то, что все токены вывести сразу не получится – небольшая их часть останется у «хомяка» и будет выплачена позже (насколько позже, пока неизвестно).
Ночью игроки начали массово отписываться от официальных каналов Hamster в Telegram и YouTube. Они посчитали, что их обманули. Большую часть токенов получили блогеры, которые не играли в саму игру, а приглашали в нее других пользователей. То есть своей аудитории разработчики предпочли тех, кто в саму игру, возможно, заходил всего несколько раз за эти месяцы. Кто-то из блогеров получил по 100-200 тысяч токенов, пригласив тысячи рефералов (но даже это мало, учитывая стоимость токена). Также хорошо заплатили за ключи, добытые в сторонних играх – хотя говорили, что основной упор игрокам нужно делать на прокачивание прибыли в час, а не на добычу ключей. Многие читеры, пользовавшиеся генераторами, не были забанены системой и за накрученные 1000-1500 ключей получили более-менее неплохо (в районе 70-100 долларов по нынешнему курсу). Это тоже вызвало волну хейта в адрес разработчиков. Не разобрались и с «хомячьими фермами» – тысячами аккаунтов, с которых, возможно, создатели «ферм» получат по несколько тысяч долларов. При этом обычным пользователям могли дать ачивку мошенника даже в том случае, если игрок слишком быстро (по мнению игры) вставлял полученные из других игр коды.
Вот, что пишут пользователи из разных стран на YouTube:
«Вы не только заблокировали многих невиновных пользователей, вы проигнорировали все критерии, которые сами же устанавливали. Вы сделали ставку на рефералов, что противоречит вашим изначальным заявлениям. Мы требуем исправления результата, чтобы доверие к проекту сохранилось»
«Многие люди не обманывали, но были удалены из раздачи. Многие из этих людей вложили месяцы в ваш проект, а теперь их забанили, хотя они ничего не нарушали»
«Позор джунглей. Хомяк побрил людей! Аферисты! Труд многих месяцев за жалкую подачку! После вас уже никому верить не буду!»
«Это ужасно. За пять месяцев прокачки карт и достижения звания LORD я получил всего 2000 токенов. Это очень мало, особенно учитывая их стоимость. Второй сезон вообще не нужен. Это позор»
И таких комментариев тысячи. Часто комментарии повторяются – пользователи выбирают самый лучший, по их мнению, коммент и начинают копировать его себе, рассчитывая привлечь так больше внимания.
Сейчас Hamster Kombat планирует запустить второй сезон. После первого начался т.н. «интерлюд» (чтобы активные пользователи не ушли). Теперь вместо монеток игрок должен добывать алмазы, в том числе в сторонних играх из первого сезона. Якобы за алмазы во втором сезоне игроки получат преимущество. Но если цена токена останется на нынешних позициях, то второй сезон либо не состоится, либо станет самым провальным в истории подобных тапалок. Активные игроки (в том числе те, кто готов смотреть рекламу по несколько часов) не готовы тратить еще 4-5 месяцев в обмен на 20-40 долларов. С привлечением новых игроков тоже будет сложно – после объявления результатов первого сезона. Провал Hamster Kombat может сказаться на доверии большинства к подобным проектам. Hamster лишил своих игроков главного, что есть в этих играх, – надежды на то, что их усилия хоть сколько-то отобьются. Увы, но на абсолютном большинстве таких игр зарабатывают только сами разработчики – и с каждым таким проектом новых игроков будет становится все меньше.