С начала СВО прошло чуть больше года — это достаточный срок для того, чтобы написать, снять и смонтировать фильм. Скорее всего, уже в мае и июне художественные проекты про войну будут выходить в промышленных масштабах. Сериал «Мобилизация», снятый в Донецке — лишь прелюдия, но довольно любопытная.
Продюсер проекта — Екатерина Агранович, режиссёр — её брат, Владимир Агранович. Ранее вышел их совместный документальный фильм «Матрос (Донбасс. Признанный)», снятый на грант «Института развития интернета».
Агранович — девушка интересная. Главный редактор MOSNOW, пропагандисткое СМИ «Ледоруб» называет её «главным медийщиком Донецкой Империи», также она глава фонда «Сейчас». Сериал снят при поддержке донецкой киностудии «Аврора». Он выходит в телеграм-канале продюсерки, на «Излучатель ТВ» (где публикуют видео Дмитрия «Гоблина» Пучкова), Youtube и VK. Возможно, доберётся и до телеканалов.
Всего выйдет 7 эпизодов. Если их объединить, то получится полнометражный фильм длиной в полтора-два часа.
Сюжет
«Мобилизация» рассказывает о феврале 2022 года. Отправная точка — 17 февраля. Жители Донецка читают новости и надеятся, что теперь-то РФ признает ДНР. Об этом же думает и главный герой, Артём. Когда-то он написал книгу про своего товарища, ополченца, но она была издана маленьким тиражом и стала культовой лишь в Донецке, в России до неё никому не было дела. Теперь Артём пишет какие-то статьи.
Так совпало, что 17 февраля Артём получает предложение о работе. Некое СМИ готово его нанять, а потому приглашает в Москву. Артём соглашается. На следующий день он разрывает отношения со своей девушкой Кариной, собирает вещи и собирается уехать из Донецка. По пути он узнаёт, что граница закрыта, поскольку началась мобилизация и эвакуация. Артём возвращается домой и читает новости. Выходить из дома он боится, поскольку не хочет идти на войну. Но ему всё равно придётся делать выбор.
Три пути
У Артёма есть два друга. Вова считает, что во всём виноват капитализм — из-за него Россия не признавала ДНР. Вова ещё и пацифист, что, несомненно, является негативной чертой персонажа (об этом ему говорят товарищи). Его реплика о том, что жить надо ради удовольствия, и вовсе выглядит как богохульство — друзья отвечают хмурым лицом.
Саня — бывший ополченец. Он однозначно самый крутой из друзей. Прошёл бои, качает бицепсы, не прячется от мобилизации. В годы, предшествующие признанию ДНР, Саня успел разочароваться в политике. Он грустит из-за того, что были подписаны Минские соглашения, и из-за безразличия россиян к событиям на Донбассе.
Главный герой, конечно же, сложнее. Он за ДНР и Россию, но воевать не хочет. Не пацифист, поскольку не против повоевать чужими руками. Но если жизнь заставит, то возьмёт в руки оружие.
Сериал расставляет акценты и объясняет, кто прав. Вова готов дать взятку, чтобы уехать из Донецка, так что он выглядит жалко. В итоге пацифизм объясняется банальной трусостью. Главный герой должен насмотреться на этого жалкого слизняка и сделать правильный выбор — стать как Саня, то есть, пойти воевать.
Как это сделано
«Мобилизация» — стандартный веб-сериал. Минимум локаций, базовые операторские приёмы, концентрация на диалогах. При этом актёр Иван Бессмолый, играющий главную роль, слишком переигрывает. А ещё он похож на стримера Ozon671Games.
Переигрывающий актёр — не беда, есть и более серьезные проблемы. Например, главный герой проговаривает вслух всё, что читает и думает. Даже если речь идёт о заметке с сайта «РИА Новости». Решил отправить письмо — нужно диктовать себе текст. На протяжении минуты зритель слышит стук по клавишам и «Здра-в-ств-уй-те...таккк....спа-ссибо за….мммм..тааак…».
Иногда «Мобилизация» выглядит как легендарный «Спец», снятый уссурийскими бандитами в середине нулевых. Длинные диалоги о каких-то мелочах могли бы напомнить фильмы Тарантино, но напоминают сериал «Стервочки», любительский проект, выходивший на Youtube. Есть и много шуток в стиле «накачал бицуху? ну да, тебя ж баба бросила!». Мелочи (вроде нашивки Z у Сани, который пошёл в военкомат в первый же день мобилизации) в глаза не бросаются.
Больше, чем читать новости, герои любят есть. Роллы, пицца, бутерброды, хлеб с майонезом — главное, чтобы под чай. Хотелось бы верить, что Greenfield купил рекламную интеграцию в «Мобилизации», но скорее герои пьют то, что было у съёмочной команды. Хоть не «Ахмат».
В сериале есть и странная романтическая линия. Артём пол года встречается с Кариной и не знает, за ДНР она или нет. Более того, он считает, что Карина не читала его книгу. Лишь после расставания Артём узнаёт (от Вовы), что Карина и за ДНР, и книгу его читала. Чтобы зритель понял, как влюблённые жили вместе, ему демонстрируют флэшбеки и даже поцелуй очень крупным кадром. Романтика.
Политически верный сериал
Три друга, оказавшиеся в эпицентре трагических событий — вполне живой сюжет. Однако они реже жалеют себя и других обычных людей, чем хвалят российских чиновников.
«Лавров красавчик вообще», — говорит Саня, читая новости про министра иностранных дел РФ.
Ну а Владимир Путин не красавчик, он что-то большее — ему такие эпитеты не нужны. На самом деле сложно понять, что в голове у персонажей. На протяжении первых двух серий они постоянно ругают Минские соглашения. В этом персонажи сходятся с российской пропагандой, которая также считает «минские» чем-то плохим. При этом Путин, подписавший соглашения, ни при чём. Поэтому Лавров и Путин — красавчики, «минские» — плохо, отсутствие признания ДНР на протяжении 8 лет — очень плохо. Словно Лавров и Путин — оппозиционеры, не способные повлиять на непатриотичных бюрократов. Начало войны как бы подтверждает, что так и было — наконец Путин перестал испытывать влияние непатриотов и ввёл войска.
Во время бесед о политике персонажи скачут с темы на тему, пересказывая тэги пропаганды. Например, ругают «Зелю» и рассуждают про «укропов», называя их «упоротыми». И зачем-то рассуждают о том, кому должен принадлежать Львов, вспоминая территории Российской Империи.
Мирный Донецк
В «Мобилизации» Донецк до 24 февраля изображён как вполне приемлемое для жизни место. Когда герои говорят о столкновениях с ВСУ, то постоянно используют прошедшее время — словно это было очень давно. Про «прилёты» они также не говорят. Можно сидеть в кафе и ругать «Зелю», «минские», а на следующий день идти на работу.
Подобное изображение мирного Донецка сильно контрастирует с тем, что начинается после вторжения РФ.
Возможно, авторы и хотели показать ужасы, но у них не получилось. В конце концов, у них главный герой — писатель и журналист, который пишет статьи непонятно о чём и непонятно куда, но живёт неплохо. У него есть квартира, Макбук, персональный компьютер и даже клавиатура с подсветкой. Его друг, бывший ополченец, хвастается зарплатой торгового представителя. Вова и вовсе пацифист. Но по сюжету они всё же должны воевать и даже приветствовать войну.
«Мобилизация» — первый, но не последний художественный сериал про СВО. Первый сезон завершится 27 апреля — кто знает, может быть будет и продолжение. Вероятно, следующие проекты будут более кровожадными, а упоминание «нацистов» и «бандеровцев» станет обязательным условием для получения денег на проект. При этом представить сериал про мобилизацию в России, а не Донецке, тяжело — если уж у донецкого журналиста Артёма остался Макбук, то что должен оставить Артём из Саратова? Яхту?