«Артдокфест/Азия» — релоцированный фестиваль для релоцированных зрителей

Третий заход


История «Артдокфеста» красноречива. Первый фестиваль прошёл в 2007 году в Москве. Организатор фестиваля, Виталий Манский, считался одним из самых популярных документалистов России, хотя его самые громкие фильмы вышли уже в следующем десятилетии. До 2014 года «Артдокфесту» не только не мешали, но и помогали — поддержку оказывало Министерство Культуры РФ. Затем случились аннексия Крыма, объявление о создании ДНР/ЛНР, возвеличивание Мединского и другие трагические события — и фестиваль попал в серую зону. Разрешённый, но скандальный и нежелательный. Апофеозом противостояния организаторов фестиваля и активистов (с государственным акцентом) стало нападение на Виталия Манского в марте 2022 года — перед открытием фестиваля его облили с краской. Впоследствии он объявил, что в России «Артдокфест» больше проводиться не будет.

Запасная (или равноценная, но западная) площадка «Артдокфеста» уже тогда находилась в Риге, но были и отдельные выезды. В Бишкеке первый «Артдокфест» прошёл в 2018 году. В июне 2022 года фестиваль вернулся, но уже под вывеской «Артдокфест/Азия», с центрами в Алмате и Бишкеке. В 2023 году фестиваль вернулся.

Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA
Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA

Бишкеку досталось меньше


Главная площадка «Артдокфест/Азия» развернулась в Алмате. По словам Манского, в планы организаторов входил показ фильмов в большом кинотеатре, однако для этого пришлось бы согласовывать программу фестиваля. В итоге площадку предоставил арт-центр «Бункер», который, со слов организатора, «не совсем приспособлен для комфортного просмотра и показа фильмов». В Бишкеке также не получилось занять кинотеатр, поэтому картины показывали в Доме Кино. Небольшой зал, вмещающий 100-115 человек, обычные офисные стулья, проектор — несмотря на, казалось бы, не самые лучшие условия, присутствовать на показе было достаточно комфортно.

Билеты на показ продавались за полчаса до начала фильма, приобрести билет онлайн и/или на другой день было невозможно. Стоимость — 100 сом, то есть 95-100 рублей. Ожидая начало фильма (любого), можно было понять, какую публику привлёк фестиваль. 60, 70, возможно и 90 процентов зрителей — россияне, преимущественно мужчины в возрасте от 25 до 35 лет.

Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA
Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA

Отличная программа


Из 8 фильмов, показанных в Бишкеке, лишь два были сняты не в России — «Катя и Римма» (Душанбе) и «Away» (Будапешт).

Открывался фестиваль фильмом «Манифест». Режиссёр, скрывающийся под псевдонимом Энджи Винчито, попытался создать портрет (и день) среднестатистического российского школьника, используя видео, выложенные в Youtube. Главный герой (коллективный ребёнок) собирается в школу, завтракает, комментирует погоду, а затем веселится с одноклассниками. После этого начинаются уроки. Учительница музыки рассказывает, что в Европе все теперь среднего пола; на физкультуру в школу приходит ОМОН, чтобы отражать щитами мячи, а затем начинается учебная тревога. Следом — детский взгляд на протесты, начавшиеся после возвращения Алексея Навального в Россию.

Запугивания, извинения, задержания — мир, собранный из личных видео, не изобилует оптимизмом. Уже через несколько минут краски сгущаются, и на экране транслируются масс-шутинги в российских школах. Следом — опять задержания, на этот раз тех, кто якобы (а может и действительно) собирались убивать одноклассников или взрывать школы. Финал мозаики — видео псковских школьников, которые стреляли в полицейских и вели прямой эфир в Periscope в 2016 году.

Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA
Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA

«Манифест» оказался не только сильным открытием, но и одним из самых лучших фильмов фестиваля. Впрочем, тематически картины сильно отличались. Во второй день фестиваля был показан фильм «Ястреб размером с лошадь» — история про орнитологиню, которая строит «Твин Пикс» в своём подмосковном доме, на третий день — «Как спасти мёртвого друга», история об утрате, зависимости и эскапизме.

В следующие дни тематика фильмов также постоянно менялась. В картине «Катя и Римма» рассказывалась история бабушки и внучки из Таджикистана, чей дом вот-вот снесут, чтобы освободить место под многоэтажку. «Праздники» демонстрировал Санкт-Петербург в праздничные дни и был самым (или единственным) позитивным фильмом «Артдокфеста».

Следом за ним шёл короткометражный фильм «Away» — рассказ про украинских беженцев, ведущих диалог (с помощью перформансов) с жителями Будапешта.

«Срок годности» — интервью с бездомными, рассуждающими о своём прошлом и настоящем. «Остров» — история о жителях малозаселённого дагестанского острова: они ловят рыбу, смотрят телевизор и не хотят, чтобы их дети уезжали на «большую землю».

Перед показами на экране появлялся Виталий Манский, рассказывающий о картине, которую зрителям предстояло увидеть. Приехать в Бишкек организатор «Артдокфеста» не сумел (хотя перелёт занимает 50 минут), зато смогли режиссёры трёх фильмов: Александра Кулак («Ястреб размером с лошадь»), Антуан Каттин («Праздники») и Артём Кусяк («Срок годности»).

Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA
Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA

Киноклуб


Часть зрителей после просмотра собирались на крыльце Дома кино, после чего шли в бар «Айлан» — заведение выделило помещение для киноклуба Punctum. Его куратор, режиссёр Валерия Лемешевская, живёт в Бишкеке больше года — уехала из России после начала войны. Валерия отмечает, что большинство посетителей «Артдокфеста», по её мнению, из России.

«На обсуждениях были одни россияне. На протяжении недели я постоянно находилась в компании мужчин, девушек не было. Релокантов я вижу каждый день, из-за этого не забываешь, при каких обстоятельствах ты здесь оказалась», — отмечает Валерия.

По её словам, наименьшее число зрителей, пришедших обсуждать увиденное, было зафиксировано после фильма «Катя и Римма». Самая жаркая дискуссия завязалась после картины «Срок годности», поскольку в киноклуб пришёл режиссёр.

Зрители отмечали для себя разные фильмы. Иркутянин Валентин Наумов, более года проживающий в Бишкеке, отметил «Праздники». По понятным причинам.

«“Праздники” отражает наш культурный контекст, по которому мы сейчас очень скучаем. Интересно было бы показать его и соотечественникам, чтобы они посмеялись и просто порадовались, пережили те же эмоции».

При этом он, как и большая часть зрителей, готов наблюдать за контекстом с безопасного расстояния.

«Я отдаю себе отчёт в том, что мне ещё долго будет некомфортно туда возвращаться, хоть и надо, хоть и хочется».

Один из участников киноклуба Punctum, Кирилл Хван, выделил «Away», снятый в Будапеште, как самое яркое впечатление фестиваля, отметив его чистоту и лаконичность.

Валерия Лемешевская выделила «Остров» как самый качественный фильм.

Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA
Artdocfest Asia в Бишкеке
Тимофей Пастревич / SOTA

«Мне было интересно, как с помощью киноязыка авторы смогли выйти на уровень архетипов: отец, мать, рыбак и так далее. При этом режиссёры сумели связать частную ситуацию с глобальной. В фильме говорится и о смене эпохи. Показана уже ушедшая, с разрушенными советскими зданиями. Создаётся ощущение, что и эпоха, в которой мы живём, тоже когда-нибудь закончится».

Она отмечает и религиозный подтекст «Острова».

«Телевизор превращается в икону, герои относятся к нему с религиозным подтекстом. Такое же отношение к Путину. Один из героев пишет ему письмо, но возникает ощущение, будто он молится. Словно это вера, и она не требует обратной связи или доказательств».

По запросу «Артдокфест Бишкек» за последний месяц Google выдаёт лишь две страницы результатов. Местные СМИ и любители кино так и не поняли, почему их должен интересовать фестиваль с, преимущественно, российскими документальными картинами. Вероятно, отсутствие внимание со стороны местных жителей повлияло и на восприятие фильмов. «Артдокфест/Азия» в Бишкеке получился странным и герметичным. Словно чемодан, отправленный из России с запозданием. Странное ощущение сгладила хорошая программа.