1.
Вокруг Александровского подворья в Иерусалиме продолжают кипеть страсти, Россия по-прежнему хочет его получить, отправляя на заседание правительственной комиссии в Израиле представителей Генпрокуратуры и Следственного Комитета.
В истории несколько сторон, каждая со своими интересами, в которых стоит разобраться.
Императорское православное палестинское общество, ИППО, под руководством Николая Воронцова-Гофмана, которое сегодня осуществляет деятельность на подворье. Зарегистрировано в Мюнхене и называет себя историческим ИППО, настаивает на своих правах на подворье, и имеет опыт блокирования действий России по возвращению подворья.
Русская православная церковь за границей (РПЦЗ), у которой тоже есть Православное палестинское общество, ППО, в Нью-Йорке, и которая считает, что Александровское подворье с храмом Александра Невского находится в ведении Русской духовной миссии РПЦЗ, а здание Александровского подворья – в ведении ППО в составе Верховного совета. РПЦЗ не против взаимодействия с Россией при условии своего присутствия на подворье, но против исторического ИППО и лично Воронцова-Гофмана.
Российское ИППО, возглавляемое Сергеем Степашиным, которое против всех прочих и – за возвращение подворья России. В сентябре российский посол в Израиле ездил в Москву и встречался с председателем российского ИППО. Степашин считает подворье «символом присутствия России в Святой Земле». Конкурентов – мюнхенское ИППО под руководством Николая Воронцова-Гофмана, которое много лет занималось восстановлением подворья, Степашин публично называл захватчиками и говорит о них как о группировке; РПЦЗ тоже недолюбливает, периодически обвиняя ее служителей в агрессии;
и – государство Израиль. С момента своего возникновения несколько раз меняло ставки и предоставляло права собственности то тем, то этим.
naafone.ru
2.
Землю, на которой стоит подворье, Российская империя купила у коптского духовенства в 1859 году с благословения Османской империи.
Первое ИППО образовалось в 1882 году под покровительством Великого князя Сергея Александровича. В 1889 ИППО получает в распоряжение русские подворья в Иерусалиме и другую недвижимость. Немалые деньги жертвуют члены царской семьи, кроме того, проводятся ежегодные сборы пожертвований. В 1917 новый председатель ИППО князь Ширинский-Шихматов эмигрирует в Германию. В эмиграции члены ИППО продолжают деятельность под эгидой Русской зарубежной церкви. Первейшая задача – сохранение святынь и собственности Общества. ППО Воронцова-Гофмана считает себя продолжателями именно этого общества.
Впрочем, в Советской России остается свое палестинское общество, переименованное в Российское палестинское общество (РПО) при Академии наук. В разные годы в обществе состояли академики Вавилов, Вернадский, Ферсман и Марр. Особо активной деятельности не велось. ИППО под руководством российского чиновника и бывшего руководителя ФСБ Сергея Степашина считает себя наследником и дореволюционного ИППО, и РПО.
После начала Первой мировой войны турецкие власти реквизируют имущество ИППО, закрывают храмы и высылают членов ИППО и духовенство из Иерусалима.
В 1919 г. некоторым членам ИППО удается вернуться в Иерусалим. Британская администрация заняла большинство построек под свои нужды, хотя в 1922+м и признала существование ИППО и Русской духовной миссии в составе РПЦЗ. Одновременно с этим колониальные власти безальтернативно «арендуют» имущество ППО и Миссии.
Библиотека Конгресса США / wikimedia.org
Советское правительство также пытается добраться до собственности ППО и Миссии в Палестине и Сирии. В 1923 г. заявляет, что на основании декрета о конфискации считает своей собственностью все имущество, находившееся в ведении ППО в Палестине, и оспаривает это право у Британского правительства.
В1926 г. британское правительство признает юридический статус Палестинского православного общества в Палестине как самостоятельной благотворительной организации, под управлением бывшего императорского вице-консула в Иерусалиме.
Великого князя Сергея Романова в 1905 году взорвал террорист Каляев, имя которого до сих пор носят улицы в российских городах. После его смерти пост председателя общества приняла Великая княгиня Елисавета Феодоровна, в 1918 году сброшенная большевиками в шахту под Алапаевском. То есть, угробив основателей, новая власть жадно потянула руки к собственности убитых. Ничего нового. До 1948 года советская Россия не направляла в Иерусалим священнослужителей и не финансировала деятельность миссии.
В 1945 году СССР вновь поднимает вопрос об имуществе. В Иерусалим прибывает советский патриарх Алексий Первый. И – часть священнослужителей и монахов остается под рукой РПЦЗ, а часть принимает покровительство Москвы.
В 1948 в благодарность Сталину за «умное голосование» в ООН, Израиль признает собственностью СССР все здания и земли ППО и Русской духовной миссии. И вновь некоторые с радостью принимают советскую власть, а некоторые – бегут от нее в храмы и монастыри на территории Иордании. Именно там на тот момент находится и Александровское подворье.
1964 год. Апельсиновая сделка. И… Чебурашка, которого, кто помнит, нашли в ящике с апельсинами, прибывшими из далекой жаркой страны.
Израиль покупает у СССР дом Российского генконсульства, Русскую больницу, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское, Вениаминовское подворья в Иерусалиме и другие объекты за 4,5 млн долларов. Платит текстильными изделиями и яффскими апельсинами. В них-то и сидел Чебурашка. Александровское подворье в сделку не входит, оно по-прежнему в Иордании.
А в 1967 году дипломатические отношения между Израилем и СССР надолго приостанавливаются. И зарубежная, «белая» церковь, по сути, восстанавливает свои права, в том числе, на территориях, отошедших Израилю в результате Шестидневной войны, в том числе, по умолчанию, и на Александровском подворье.
Marcel Masferrer Pascual / flickr.com / wikimedia.org
В 1968 году председателем иерусалимского Совета Палестинского православного общества в составе РПЦЗ становится архимандрит Антоний Граббе. Он в 1984 году подает иск против еврейского государства, утверждая, что Израиль 20 лет назад купил «краденый товар»: СССР не должен распоряжаться владениями, приобретенными на средства царской семьи и церкви. Первую в СССР расстреляли, вторую – частично уничтожили, частично – подмяли под себя. Граббе выигрывает дело, ему выплачивают 7 миллионов долларов. Таким образом, Израиль признает приоритет РПЦЗ. И оговаривает, что вопрос с имуществом закрыт – более никаких претензий. Правда, вскоре выясняется, что отче еще продает земли миссии – тому же Израилю. Граббе лишили полномочий, но отобрать у него подворье не удалось, и он управлял им аж до 2004 года.
В 2004 году подворье принимает Воронцов-Гофман. Принимает с долгами.
В 2017 году правительство РФ подает заявку на перерегистрацию прав на подворье на свое имя. Юридический спор завис, пока в октябре 2019 года московский суд не приговорил к семи с половиной годам израильтянку Нааму Иссахар - у нее в багаже обнаружили 9,5 грамма гашиша.
Предположительно, Александровское подворье стало ценой освобождения Иссахар из российской тюрьмы. В декабре 2019 года Нетаниягу объявил объект «святым местом», что позволяло остановить полувековые юридические тяжбы и решить вопрос политически.
Права на подворье переписали в Земельном кадастре на Российскую Федерацию. Нетаниягу подписал указ, согласно которому Александровское подворье получило статус святого места, в связи с этим принимать решение по этому вопросу могло только правительство. Наама Иссахар была помилована личным решением Владимира Путина и вернулась в Израиль.
В декабре 2019 газета «Маарив» написала, что Министерство юстиции Израиля согласилось передать право собственности на Александровское подворье России.
Вскоре Николай Воронцов-Гофман, председатель исторического ППО, подал судебный иск против государства Израиль, израильского инспектора регистрации недвижимости, а также – против России. Окружной суд Иерусалима временно приостановил передачу РФ прав на объект – до завершения рассмотрения иска.
Сегодня борьба за подворье снова активизировалась.
Gabrielw.tour / wikimedia.org
3.
Что происходит на подворье сейчас?
Основную деятельность ведет созданное в 2010 году усилиями исторического ИППО Иерусалимское Свято-Елисаветинское сестричество милосердия.
Желающая стать сестрой должна принадлежать к одной из канонических ветвей Православной Церкви, быть воцерковленной православной, уметь и хотеть читать Неусыпаемую Псалтирь, а также – иметь благословение духовника и характеристику.
«Сота» поговорила с сестрой Елизаветой, рассказавшей о том, кто они и что делают. Елизавета не обсуждает политику, ее миссия другая.
– Читаем Неусыпаемую Псалтирь, мы возобновили эту традицию, прерванную больше ста лет назад (происходит круглосуточно, имена живых и усопших поминаются на каждой «Славе» – прим. «Соты»).
Принимаем паломников.
Ухаживаем за парализованной монахиней, давным-давно пережившей тяжелое отравление. Пациентке больше 90 лет.
Сестра Елизавета говорит, что им важнее не углубляться в политические аспекты ситуации, а сохранять традиции сестричества – и завещание Елизаветы Федоровны, и память о генерале Хрипунове – офицере белого движения, с 1968 года председателе Православного палестинского общества в Иерусалиме. С огромным уважением рассказывает о деятельности Николая Воронцова-Гофмана, нынешнего председателя Православного палестинского общества в Святой Земле.
Большинство сестер родом из Украины, и война превратила сестричество в своего рода горячую линию.
– В любое время, днем или ночью могут позвонить: к нам опять сто шахедов прилетело. Помолитесь за нас.
– Помогает?
– Вы не представляете, как велика сегодня ценность молитвы и как важно сохранить этот дар, эту возможность. Вот недавно парень позвонил. Ногу он потерял, и жить ему не хочется. А как не жить? Мы молимся за него, мы на связи с ним. Бывает тяжело, конечно, но мы осознаем наше предназначение, мы верим.
Antoine Taveneaux / wikimedia.org
4.
Инициативная группа «Израильские друзья Украины», не раз противодействовавшая гастролям z-артистов в Израиле, категорически против передачи подворья в собственность России. Обращаясь к премьер-министру, министрам иностранных дел, юстиции и национальной безопасности Израиля с требованиями остановить процедуру передачи подворья, провести независимую оценку рисков, обнародовать критерии, по которым комиссия принимает решение, и организовать открытые парламентские слушания, группа отмечает:
ИППО:
- организует пропалестинские и антиизраильские выставки по всей России (более 170 мероприятий), включая пропаганду о «геноциде палестинцев Израилем»;
- публикует материалы, восхваляющие действия террористических группировок;
- продвигает нарративы, совпадающие с линией ХАМАСа и «Исламского джихада»;
- использует свои филиалы для антиизраильской пропаганды и поддержки российской агрессии в других странах.
Руководители ИППО публично заявляли:
- что Израиль «признали ошибочно»;
- что еврейское государство якобы несет ответственность за войны на Ближнем Востоке;
- что Газа — «второй Донбасс».
Европейские страны неоднократно высылали сотрудников ИППО и РПЦ, занимавшихся политической пропагандой, сбором чувствительной информации и продвижением интересов Кремля через религиозную инфраструктуру. Среди документированных случаев высылка дипломатов из Греции, расследования полиции во Франции, вмешательство в дела Кипра, Болгарии и Латвии.
ippo.ru
Председатель ИППО Сергей Степашин открыто хвастается, что «Сергей Лавров «поднадавил на израильского коллегу» и добился возобновления работы комиссии. Подобные заявления наносят ущерб израильскому суверенитету, формируют опасный прецедент политического давления на израильские государственные органы.
- ИППО активно взаимодействует с представителями Палестинской национальной администрации, включая Махмуда Аббаса – почетного члена общества. ПНА и Аббас платят террористам за убийства мирных граждан, женщин и детей.
Отражаются ли на сюжете с Александровским подворьем политические знаковые события, например аннексия Крыма? Еще как.
Пару месяцев назад Украинская национальная энергетическая компания ДТЭК потребовала от израильских властей наложить арест на российские активы в Израиле. Ранее Международный третейский суд в Гааге постановил, что ущерб, нанесенный ДТЭК аннексией Крыма, должен быть возмещен за счет зарубежных российских активов. ДТЭК стал подавать иски в разных странах, требуя его реализации – замораживания российских активов.
В Британии иск удовлетворили, признав принципиальное право на замораживание российских активов по следам решения гаагского арбитража. Правда, ничего конкретно пока не заморожено. В США юридическое рассмотрение этого требования еще идет. В Израиле украинцы потребовали заморозить иерусалимские активы властей РФ – но Александровское подворье пока таковым не является.
naafone.ru
5.
Продолжение, очевидно, следует. История далека от развязки. «Сота» благодарит за предоставленную информацию сестру Елизавету, а также целую категорию заинтересованных лиц – неравнодушных наблюдателей за происходящим – гидов. Им еще предстоит водить своих подопечных по церквям и храмам, и хочется сохранить хорошие отношения со священнослужителями и монахами.
– А чье, на ваш взгляд, подворье? (чувствую себя человеком, спрашивающим, чей Крым…)
Израильский гид Денис Златопольский: Британские власти признали западную ветвь. Израиль при образовании признал права московской. Потом дипломатические отношения были разорваны. Поэтому этот вопрос больше дипломатический чем юридический. само признание Москвой права Израиля решать споры в Восточном Иерусалиме подразумевает признание юрисдикции Израиля на этой территории (но я не юрист).
За последние годы в подворье был проведен основательный ремонт, его двери всегда открыты для посетителей, и православные священники могут подать личную просьбу и служить в церкви Александра Невского.
Episcopal Diocese of Southwest Florida / wikimedia.org
При современной тенденции подворье станет разменной картой в дипломатической игре между Россией и Израилем. Со слов графа Н. Воронцова, я понял, что израильский суд отдал последнее слово премьер-министру, сославшись на прецеденты времени мандата (но я не проверял решение суда).
Экскурсовод, историк, журналист Борис Брестовицкий: Когда Нетаниягу пообещал его отдать, встал вопрос, кому же оно принадлежит, и выяснилось, что он не волен им распоряжаться, поскольку подворье государству Израиль не принадлежит. А как раз вот Воронцову-Гофману, его фонду – да. Мое личное мнение, что подворье принадлежало организации ИППО, Императорскому православному палестинскому обществу. И никакого другого владельца не существует. Есть некие права Израиля на это здание, ибо оно фактически находится в Израиле, что тоже достаточно спорно.
Отмечу две вещи. Часть имущества уже сегодня принадлежит России, но арендуется правительственными службами Израиля. Есть помещения, где на одном этаже действующий женский монастырь, а на другом - суд. А еще – что очень интересно в свете текущих событий – часть девушек на Подворье из Украины, часть из России. И раскол между Русской православной церковью и Украинской их не касается. Не знаю, что там происходит в кулуарах, но внешне они очень взаимно дружелюбны.



