Своих – бросаем: участник «Съезда народных депутатов» больше полугода остается без помощи в СИЗО

В апреле в Удмуртии задержали участника «Съезда народных депутатов» Ильи Пономарева Андрея Едигарева. Против него возбудили уголовное дело по статье об оправдании терроризма и поместили в СИЗО № 1 в Ижевске. Сейчас Едигарев проходит обследование в больнице при СИЗО для подтверждения его кардиологических диагнозов. Близкие политика надеются, что ему изменят меру пресечения на домашний арест. До последнего времени Едигарев оставался без помощи адвоката (не считая адвокатов по назначению), а «Съезд» до сих пор не оказал ему ни финансовую, ни медийную поддержку. Связь с политиком поддерживает его гражданская жена Анастасия Селиверстова, она же и оплачивает услуги адвоката.

Андрей Едигарев
facebook.com
Андрей Едигарев
facebook.com

Андрею Едигареву шестьдесят два года. Как отмечает в разговоре с «Сотой» его друг и коллега по «Съезду» Василий Крюков, Андрей относится к «демократам первой волны» и участвовал в политической деятельности с конца 1980-х годов. Так, в этот период Едигарев был активистом движения «Демократическая Россия» в удмуртском Глазове и, по словам Крюкова, участвовал почти во всех мероприятиях демократической направленности в регионе.

В 2022 году Едигарев принял участие в двух «Съездах народных депутатов» — в одном онлайн, на второй, прошедший в ноябре, приехал лично.

Съезд народных депутатов в Варшаве, ноябрь 2022
Руслан Терехов / SOTA
Съезд народных депутатов в Варшаве, ноябрь 2022
Руслан Терехов / SOTA

Присутствие на втором «Съезде» в Варшаве далось политику тяжело. Сначала его задержали белорусские милиционеры на вокзале, где он должен был пересаживаться на автобус в Варшаву. «К нему подошли, сказали, что он якобы спит, а спать в зале ожидания нельзя. Начали настоятельно предлагать выпить кофе в буфете. Андрей их послушал, пошел за кофе. Как он потом рассказывал, кофе ему буфетчица из подсобки вынесла. Он его выпил и просто отключился. Его отравили, видимо, клофелином. Очнулся уже в отделении, его допрашивали, выясняли, зачем едет, откуда у него гуманитарная виза. Потом доставили в местную больницу, где он лежал сутки. И после этого он все равно продолжил путь», — вспоминает Крюков. Едигарева задержали и на границе с Польшей, но на этот раз без применения насилия. Несмотря на все это, Андрей добрался до места проведения «Съезда», после которого вернулся обратно в Россию:

Его все отговаривали от того, чтобы возвращаться. Но он отвечал: „Кто-то же должен бороться внутри“. Он юрист, он до последнего верил в закон. Когда мы с ним по телефону разговаривали, я ему говорил, что пономаревский „Съезд“ признали экстремистской организацией, что ему сваливать надо. А он мне — „Не экстремистской, а нежелательной“. Андрей не понимал реальной угрозы, считал, что он должен оставаться в России, потому что он кормилец семьи.Василий Крюков

Весной у Едигарева прошел обыск. Против политика, уже имевшего два протокола за «дискредитацию армии», хотели возбудить еще одно аналогичное дело, грозящее ему уголовным преследованием. В течение нескольких дней после этого Едигарев скрывался от силовиков, но в итоге все равно явился в Глазовский суд по пришедшей повестке, посчитав, что сможет доказать свою невиновность. Тогда ему повезло — в суде отказались рассматривать дело и направили его обратно в полицию. А Едигарев вернулся к обычной жизни, но не надолго.

В начале мая делегата «Съезда народных депутатов» задержали по дороге в магазин. В тот же день состоялся суд, и Едигарева поместили в ижевское СИЗО № 1. Первое время его представлял адвокат по назначению. На протяжении почти двух месяцев не была даже известна статья (предполагалось, что речь идет о все той же «повторной дискредитации армии»), по которой велось уголовное дело. В июне Василий Крюков смог отправить к Едигареву знакомого адвоката — тот не взялся за дело, так как не работает по уголовному праву, но передал из СИЗО записку от обвиняемого. Так стало известно, что политику инкриминируют ст. 205 ч.2 УК — публичное оправдание терроризма — из-за постов в Facebook. В каких именно публикациях политика полиция увидела состав преступления – неизвестно. Вину по этой статье Едигарев признал. Андрей также пожаловался на насилие при задержании: «удары по лицу, в пах, по животу, опрокидывание в грязь лицом». Тогда же выяснилось, что Едигареву пытаются вменить ст. 275 ч.1 — сотрудничество на конфидециальной основе с иностранным государством или организацией — вероятно, речь идет о деятельности «Съезда народных депутатов». Едигарев сообщил о связанных с этим регулярных (до двух раз в неделю) допросах ФСБ, перед которыми ему принудительно ставили уколы антидепрессанта амитриптилина. Информацию об этом опубликовали в материале «Вот Так».

В записке из СИЗО Едигарев просил помочь с адвокатом. Но вплоть до середины октября квалифицированной юридической помощи он не получал. Помощник Ильи Пономарева, организатора «Съезда», утверждал, что адвокат есть, скрывая от товарищей Андрея, что речь идет о юристе, назначенном судом.

Письмо Андрея Едигарева из СИЗО
Письмо Андрея Едигарева из СИЗО
Я несколько раз с Ильей на эту тему разговаривал, что он хотя бы с точки зрения своих репутационных издержек должен помочь Андрею с адвокатом. Сначала этим вопросом занимался помощник Пономарева Алексей Барановский, он говорил всем, что адвокат у него есть, а потом оказалось, что это адвокат по назначению, то есть, считайте, нет адвоката. Барановский это скрывал. А потом Илья все время отвечал, что проблемы с деньгами, нет возможности».Василий Крюков

По словам Крюкова, «Съезд» не поддерживает мужчину ни в каком виде — ни материально, ни информационно: «Где-то раз-другой когда-то упомянули, но, например, у Ильи Пономарева большой канал, где он со звездами журналистики общается, и там об этом деле вообще забыли».

Илья Пономарёв на съезде народных депутатов в Варшаве, ноябрь 2022
Руслан Терехов / SOTA  
Илья Пономарёв на съезде народных депутатов в Варшаве, ноябрь 2022
Руслан Терехов / SOTA  

Поиски адвоката затянулись из-за отсутствия помощи со стороны «Съезда» и региональных специалистов, готовых взяться за политически мотивированное дело. По словам Крюкова, несколько найденных им юристов отказывались от помощи Едигареву после общения со следователями и изучения материалов дела. Адвоката в итоге нашла гражданская жена Андрея Анастасия Селиверстова около месяца назад. Она же самостоятельно оплачивает его услуги. По ее словам, для этого ей пришлось взять кредит.

Селиверстова активно ведет переписку с Андреем. Опираясь на его письма, она рассказала «Соте», что в последнее время условия его содержания улучшились. Едигарева перестали регулярно допрашивать сотрудники ФСБ, теперь допросы происходят примерно раз в три недели. Также он больше не сообщал о насильственном введении препаратов. После появления адвоката появилась надежда на смягчение меры пресечения. Но при этом, по словам Селиверстовой, стали задерживать письма, Едигареву их «не отдавали по три-четыре дня». Также ему перестали выдавать присылаемый волонтерами «Тюремный вестник» (новостная газета для политических заключенных), а все предыдущие полученные номера забрали.

Последний суд по продлению меры пресечения состоялся 3-го ноября. Сторона защиты просила перевести Едигарева под домашний арест в связи с его состоянием здоровья. У политика есть хронические заболевания — гипертоническая болезнь и атеросклероз. Из-за них он страдает от повышенного давления. По решению суда его положили на обследование в больницу при СИЗО для подтверждения диагнозов. Анастасия надеется, что по его итогам меру пресечения смягчат. В письмах Едигарев сообщил ей, что условия в больнице лучше, чем в СИЗО.

Письма от Андрея я почти каждый день получаю. Обследования проводят, лечение назначили, но препараты, понятное дело, самые дешевые. Он, конечно, не привык такими лечиться. Может, поэтому давление по-прежнему держится. В целом условия в больнице мягче, лучше кормят, можно гулять и смотреть телевизор.Анастасия Селиверстова

На обследовании Едигарев пробудет до 22-го ноября, после получения освидетельствования из больницы состоится еще один суд по мере пресечения. Политик беспокоится о достоверности будущего медицинского заключения. По словам Селиверстовой, он пишет, что «надо все контролировать, чтобы правильно стояли диагнозы и не подделывались результаты анализов».

На данный момент сложно сказать, связано ли преследование Андрея Едигарева с его участием в «Съезде народных депутатов», но попытки силовиков привлечь его по статье о «Сотрудничестве с иностранной организацией» свидетельствуют о вероятности этого. В связи с возможностью возбуждения еще одного уголовного дела, а также появившемся шансе на смягчение меры пресечения услуги квалифицированного адвоката Едигареву необходимы. Но Анастасии тяжело оплачивать его работу в одиночку.

Помочь ей можно финансово через банковский перевод на карту 2202 2053 7271 9945 (Сбербанк).