Грустная историческая аллюзия к истории о современных депортациях россиян из США – дело Симаса Кудирки, которое до сих пор изучают в программе Академии береговой охраны США.
Фото: wikipedia.org
В 1970 году Симас Кудирка работает радистом на борту траулера «Советская Литва».
23 ноября траулер и катер береговой охраны США «Бдительный» швартуются рядом на побережье штата Массачусетс у Марта-Винъярд. На борту «Бдительного» пять гражданских – представители рыбной промышленности и сотрудники Национальной службы морского рыболовства.
Около 11 утра гражданские, а также командир «Бдительного» Ральф Юстис поднимаются на борт советского судна. Один из советских моряков, позднее опознанный как Кудирка, сообщает им, что он собирается бежать с «Советской Литвы».
В 12.43 «Бдительный» запрашивает инструкции от береговой охраны в Бостоне. Одно из ответных сообщений таково: если побег не обнаружен, постарайтесь как можно скорее под любым предлогом покинуть советское судно.
В течение часа сообщение передано в штаб береговой охраны и в Государственный департамент. Госдепартамент просит держать его в курсе происходящего. Подтверждения побега нет. Почему-то обсуждается, как поступать с Кудиркой, если он будет находиться в воде. В этой ситуации работает принцип «человек за бортом». Но Кудирка не в воде.
Фото: eeas.europa.eu
Все задействованные персоны непонятно почему руководствуются рекомендациями людей, на тот момент не обремененных никакой ответственностью… Начальник 1-го округа береговой охраны Бостона контр-адмирал Уильям Б. Эллис находится на больничном. Его заменяет капитан Флетчер Браун, который звонит адмиралу – посоветоваться. Совет адмирала: в случае бегства перебежчика необходимо вернуть. Никто не говорит о том, что, пока нет письменных четких указаний из Вашингтона, никого возвращать не надо. Эллис настаивает: если человек прыгнул в воду, мы должны дать русским возможность подобрать его. Если же мы поймаем перебежчика, то должны его вернуть.
14.23. С «Бдительного» в Бостон уходит информация о том, что Кудирка передал американцам пачку сигарет с запиской: он намерен бежать, когда «Бдительный» будет готов к отплытию. Почему-то эта информация поступает в Бостон аж в 18.48.
В 16.00 капитан Браун заканчивает дежурство, не получив и не дав никаких указаний. В Вашингтоне считают, что, если побег произойдет, им об этом доложат.
В 16.20 Кудирка прыгает на борт «Бдительного». Капитан Юстис звонит в штаб в Бостоне. Там, как мы уже знаем, нет никого. Юстис звонит домой адмиралу Эллису. Адмирал Эллис рекомендует Юстису сообщить командованию советского судна, что на борту «Бдительного» находится перебежчик, добавив: с учетом наших интересов в переговорах по рыбной ловле они (русские) должны это знать, и, если они решат ничего не делать, держать Кудирку на борту, а иначе – вернуть обратно….
Фото: mvmagazine.com
Юстис спрашивает, что делать, если при попытке вернуть его на советский корабль, Кудирка все-таки прыгнет в воду. Юстис в этом случае хочет подобрать его, но Эллис просит его удостовериться, что это действие не обидит русских. Затем происходит серия радио- и телефонных переговоров между командиром Юстисом, капитаном Брауном и адмиралом Эллисом. Юстис сообщает начальству о решимости Кудирки не возвращаться на советский корабль и страхе Кудирки за свою жизнь. Браун, формально принимающий решение, сообщает командиру, что вопрос должен решать Госдепартамент.
Браун приказывает Юстису выяснить, хочет ли командование «Советской Литвы» вернуть беглеца, подчеркнув, что должна быть официальная просьба.
Браун передает адмиралу мнение Юстиса о том, что жизни Кудирки угрожает опасность. Адмирал парирует: вряд ли, они же не варвары. Позже, давая показания в Сенате, адмирал будет отстаивать свое мнение.
Капитан советского судна, получив запрос от Юстиса, с готовностью отвечает: конечно, вернуть, тем более что Кудирка, убегая, якобы украл из сейфа 3000 рублей. Юстис пытается убедить Кудирку вернуться добровольно. Тот отказывается.
Некоторые члены команды «Бдительного», а также находящиеся на борту гражданские лица предлагают отвезти Кудирку на берег и не отдавать. Один из гражданских просит разрешения позвонить жене (на самом деле собираясь дозвониться до Госдепартамента), но Юстис отказывает ему, сославшись на плохую связь.
Фото: lyavaizdai.archyvai.lt
В 22.15 Юстис вновь звонит Брауну и сообщает, что на «Бдительном» напряженная ситуация – присутствующие против возвращения Кудирки на советское судно. Браун обрывает – у вас есть приказ.
Тем временем, опять же по непонятной причине в Госдепе уверены, что Кудирка вернулся на советский корабль сам и инцидент исчерпан.
Юстис понимает, что Кудирка добром не дастся. Есть два варианта – применить силу самому или позволить ее применить советским морякам. Он выбирает второй.
Около 23.00 на борт «Бдительного» поднимаются пятеро советских моряков с одеялом, веревкой и кляпом. Кудирка пытается спрятаться. Его ловят и начинают избивать.
Опасаясь раздавить Кудирку, если тот все же прыгнет за борт, Юстис ранее отвел «Бдительный» в сторону от «Советской Литвы», и оба судна стоят не вплотную. Увезти Кудирку обратно можно только на шлюпке. Советские моряки просят шлюпку у Юстиса, и он ее предоставляет, хотя это позор. Связанного и замотанного в одеяло Кудирку увозят. В лодке один моряк из советского экипажа сидит верхом на Кудирке, второй – бьет его. Шлюпка подходит к советскому судну, с которого спускается рыболовная сеть. Замотанное в одеяло тело брошено в эту сеть и поднято на борт.
Фото: Алан Аркин / cafr.ebay.ca
Роберт Бризе – тот самый гражданский, пытавшийся позвонить в Госдепартамент. Он бежал из советской Латвии в 1944 году. В июне 1941 года Бризе с семьей депортировали в Сибирь вместе с тысячами других жителей Балтии, но в последнюю секунду самому Бризе и его сестре удалось сбежать. Остальные члены семьи погибли. Бризе скрывался. В 1944 году украл буксир и ушел на нем в Швецию…
Отвозя гражданских на берег, командир просит их забыть неприятную историю. Бризе в ответ дает пресс-конференцию. Разражается чудовищный скандал.
Здания береговой охраны и центра спасения и координации в Бостоне окружены тысячами пикетчиков. Президент Никсон возмущен и приказывает провести расследование в Госдепартаменте. В штаб-квартиру Береговой охраны и во все районы Береговой охраны передана инструкция: ни один перебежчик не подлежит возврату без специальных указаний Государственного департамента.
Краткая история о попытке бегства с советского судна появляется на следующее утро в газете «New Bedford Standard-Times» и немедленно становится новостью дня. Американцы литовского происхождения протестуют в Бостоне, Вашингтоне и Кливленде. Произошедшее попадает на первые полосы газет.
Начиная с 3 декабря в Комитете по иностранным делам Палаты Представителей Конгресса проходят слушания по делу Кудирки.
Вызванный в качестве свидетеля Уильям Макомбер из Госдепартамента утверждает, что штаб береговой охраны не сообщил в Госдепартамент, что Кудирка находился на борту «Бдительного» около семи часов и что Госдепартамент не давал указаний вернуть перебежчика на советское судно.
Заслушаны 16 свидетелей. Среди них уже известные нам Роберт Бризе, капитан Флетчер Браун и адмирал Уильям Эллис. В материалах слушаний фигурируют расшифровки телефонных переговоров Юстиса, Брауна, Эллиса и других. Судя по этим расшифровкам, Ральф Юстис, командовавший «Бдительным», даже не пытался донести до своих собеседников опасения Кудирки за свою жизнь. Все выглядит весьма буднично: с берега приказывают получить запрос от советского судна на возвращение беглеца; спустя некоторое время запрос получен, и разворачиваются действия по поимке и возвращению Кудирки на борт «Советской Литвы».
Фото: vdkaromuziejus.lt/
В показаниях Бризе сообщается следующее: «… около 6 часов вечера… я узнал, что на борту находится перебежчик-литовец и что он просит политического убежища… Я объяснил капитану Юстису, что Государственный департамент Соединенных Штатов не признает оккупации Литвы Советским Союзом и что в Госдепе есть специальный отдел по балтийским делам. Если литовского беженца возвратить на советский корабль, то он либо погибнет, либо его сошлют в Сибирь, я сам бежал от Советов в 1944 году и знаю, как они обращались с перебежчиками… Примерно в 11 часов вечера капитан Юстис сказал, что у него есть приказ сверху вернуть литовского перебежчика русским. Я умолял капитана Юстиса спасти ему жизнь и оставить его на борту "Бдительного". Капитан Юстис со слезами на глазах ответил, что у него приказ, пришедший из Бостонского офиса…»
Бризе как минимум дважды просил Юстиса отправить Кудирку на берег и связаться с Госдепартаментом, подчеркивая, что советские моряки не применили бы силу, если им этого не позволила американская сторона.
Когда советские моряки начали избивать Кудирку, кто-то из американцев пытался вмешаться, но еще кто-то, с американской же стороны, остановил защитника. Естественно, и никаких денег при Кудирке не нашли.
По завершении расследования береговой охраны адмиралу Эллису и капитану Брауну пришлось уйти в отставку. Ральфа Юстиса лишили поста командира «Бдительного» за то, что он разрешил иностранным гражданам применять силу на судне береговой охраны США. И Брауна, и Эллиса впоследствии восстановили в должностях.
Еще одна душераздирающая деталь – в ходе расследования дела Кудирки выяснилось, что его мать родилась в Нью-Йорке, откуда семья уехала, когда ей было 9 лет. Таким образом, Кудирка имел законное право претендовать на гражданство США.
Закон 1980 года о беженцах будет принят почти 10 лет спустя, обобщив и модернизировав следующие правила: «Внести поправки в Закон об иммиграции и гражданстве для определения понятия "беженец" как любого лица, которое: (1) находится за пределами своей страны гражданства (или, в случае лица без гражданства, находится за пределами страны, в которой оно в последний раз обычно проживало) и которое не может или не желает возвращаться в такую страну из-за преследования или обоснованного страха преследования по признаку расы, религии, национальности, политических убеждений или принадлежности к определенной социальной группе; (2) было перемещено в результате военных или гражданских беспорядков или изгнано из родных мест из-за произвольного задержания или угрозы преследования и не может вернуться в свое обычное место жительства».
Несколько слов о последующей судьбе Симаса Кудирки. В СССР его приговорили к 10 годам в лагере. Поскольку дело его получило широчайший международный резонанс, он был освобожден из лагеря в 1974 году и приехал в США. В начале 2000-х годов вернулся в Литву. Умер в 2023 году.
Но согласитесь, все это особенно грустно читать сегодня…



