На «КиноПоиске» все же вышел сериал «Преступление и наказание» – 2 ноября зрителям открыли 4 эпизода из 10. Остальные обещают показать 30 ноября – нужно полагать, чтобы мы успели отойти от шока после первых серий. Авторка SOTA очень любит роман Достоевского и пытается смириться с тем, что новая экранизация получилась одной из самых худших.
Увы, но громкие анонсы и странные переносы не пошли на пользу новому сериалу. «Преступление…» должно было выйти ровно в полночь 26 октября, но потом премьеру сместили на 10 вечера того же дня. Затем в «КиноПоиске» поняли, что что-то идет не так, и в первом порыве отчаяния перенесли показ на 27 число. Потом было 29 октября – а после выяснилось, что у КиноПоиска проблемы, якобы сериал не понравился аж какой-то политической фигуре, и его пришлось перемонтировать. Источники утверждали, что проблема в некой сцене с обнаженным Раскольниковым, но в той версии, что «КиноПоиск» нам показал, телеса актера Янковского все же остались. На несколько дней «Преступление…» стало главным культурным событием, о нем говорили буквально все, интересовались, за что сериал все-таки запретили – и у многих это стало причиной завышенных ожиданий. С далеких советских времен до нас дошло убеждение, что если культурный продукт запрещают, то он точно хороший и его нужно «брать». С «ПиН» получилось совершенно иначе – было бы лучше, если бы его оставили на полке. В этом случае мы бы хоть верили, что режиссер Владимир Мирзоев («Топи», «Внутри убийцы») снял что-то гениальное, ну или хотя бы неплохое. А не вот это, что показал «КиноПоиск».
Нынешнее «Преступление…» – это не столько плохое кино, сколько ужасно безвкусное, нелепое и, что особенно неприятно, претенциозное. Кажется, что авторы (режиссер, сценарист, продюсеры, все вместе?) возомнили себя великими мастерами, возможно, более великими, чем сам Достоевский. В итоге мы имеем замах на авторское кино уровня Тарковского, но получаем что-то глупое и ужасно серьезное. Чтобы переосмыслить ФМ, нужно быть не менее талантливым. Тем более если вы хотите его осовременить. «Современные» экранизации по Достоевскому – это не новость. Висконти снимал «Белые ночи», перенеся действие в послевоенную Италию. Брессон снимал ФМ во Франции 50–60 гг. Куросава вписывал сюжет «Идиота» в Японию 50-х. Тут решили перенести Раскольникова в 21 век – это не плохо и не хорошо. Вопрос в ином – как с этим сложным материалом работать. Невозможно просто впихнуть сюжет Достоевского в современность, ничего в нем не изменив. Авторы нынешнего «Преступления…», конечно, понимали это – но поменяли совсем не то, что следовало. В картине появилось множество отступлений, далеких не только от замысла Достоевского, но и от российской действительности. Авторы уверили себя, что снимают нечто грандиозное, не просто экранизацию, а самостоятельное произведение, способное соперничать с книгой – это любование собственным талантом так и сочится через экран. Несчастный зритель пытается понять, что ему показывают, логика романа рушится, отступления множатся и тонут в хаосе – но по экрану словно бы бегут буквы: «Если ты не понял, что великое мы хотели снять, то это не наша вина, это ты тупой».
Поскольку хуже всего дела обстоят именно со сценарием, говорить будем в первую очередь о нем. Нам показывают Раскольникова, который живет в современном Петербурге и ночами ворует кефир из супермаркета. Мы узнаем, что раньше он учился на юриста (причем на бюджете), но бросил учебу без объяснения причин. Возникает вопрос – отчего здоровый мужчина не пойдет работать в тот же супермаркет? Неужели в Петербурге так все плохо с работой? Впрочем, потом этот вопрос исчезает – такого человека никто бы не нанял на работу. Раскольников из оригинала был человеком чувствительным и эмпатичным, и в начале романа он пребывал в депрессивном состоянии. Этим объясняется его неспособность что-либо сделать со своим положением. В версии 2024 г. Раскольников в исполнении Ивана Янковского – это человек… скажем так, с явной психиатрией. С очень опасной формой болезни – он ведет диалоги с некой Тенью (Борис Хвошнянский), причем вслух, кричит на всю улицу, готов наброситься на любого, кто не так к нему обратится, даже если это полицейский в отделении. Он асоциален и больше похож на бомжа, нежели на студента. Там, где у Раскольникова в романе были последовательные размышления, здесь лишь разрозненные, перепутанные фразы, которые появляются из ниоткуда – как у душевнобольного. В романе четко обозначалась идеологическая позиция Раскольникова. В сериале же герой словно бы не имеет собственной воли (как и своего мышления) – убивать его толкает Тень, которая больше похожа на черта из сказок. Зачем убивать, кого убивать – разве что из-за денег? Раскольников в сериале просто не способен дойти до мысли о «твари дрожащей». Он даже план убийства составить не может – какие уж тут моральные терзания? Раскольников за 4 серии ни разу не вспомнил о своей больной матери, которая посылала ему деньги (что было важной частью романа). Непонятно также, какие отношения у него с сестрой Дуней (Любовь Аксенова). В книге Родион постоянно помогал бедным и несчастным: он заботился о пьяном Мармеладове, он дал деньги его нищей семье на пропитание, а потом на похороны, хотя это были его последние деньги. В сериале Родион, кажется, вовсе лишен эмпатии и никого не жалеет, кроме себя. Отчего-то вырезали его помощь семье Мармеладовых, пьяного Мармеладова он так вообще бросает в переходе. Зато оставили эпизоды с несчастными девушками на улице, но они отражают не эмпатию героя, а его сумасшествие. При этом герою постоянно снятся странные сны, якобы наполненные глубоким смыслом. Неужели это должно было показать нам глубину Родиона? Но никакие отсылки на Бунюэля не сделают из него интересного и приятного персонажа. Навязчивость и жестокость (которых не было в оригинале) превращают этого городского сумасшедшего в опасного маньяка. В книге Раскольников убивал с омерзением и без садистского удовольствия. Тут же не отпускает мысль, что Родиону нравится убивать – так показана сцена с убийством старухи, которую он раз двадцать бьет топором по голове, не замечая, что бить там уже нечего. Он даже не сразу догадывается поискать деньги – кажется, он пришел не ради них, а ради самого акта насилия.
Параллельно с этим развивается линия с семьей Мармеладовых, с которой Родион на конец 4 серии так и не познакомился. Эта линия наиболее нелепа в современном мире. Катерина Ивановна больна чахоткой – это опасная болезнь, ей нужно лечиться, но нет, она сидит дома с маленькими детьми. ОМС в сериале не существует, как и органов опеки. Мармеладов ходит на прием к своему бывшему начальнику, какому-то чиновнику, и тот за красивые глаза дает ему просто так, авансом, огромные деньги, тысяч сто точно. Эти деньги он, конечно, пропьет. Соня (Алена Михайлова), взрослая девушка, почему-то не работает, хотя семье не хватает денег на хлеб. Когда же ее гонят на работу, она немедленно отправляется работать проституткой. Опять же, это не 19 век. Сейчас женщина может пойти работать в условную «Пятерочку». Разве стеснительная и невинная девушка нынче в первую очередь пойдет торговать собой? Трагический сюжет Мармеладовых прекрасно смотрится в оригинале – раньше были иные условия труда, не было биржи, пособий, ОМС, детских садов и много чего еще. Ошибка авторов сериала в том, что они перенесли этот сюжет в современность абсолютно бездумно. Никто не пытался подумать, как это смотрится в 2024 году. Получается так, что героям просто нравится страдать. Там, где у Достоевского было безвыходное положение, здесь образовались лакуны ужасной глупости.
Впрочем, временами авторы пытались додумать оригинальный сюжет – и получалось только хуже. Третья сюжетная линия – это история Дуни и Свидригайловых, которые обитают в поместье (!) в Сибири. Это самое странное, что можно вообразить. Из обеспеченной женщины Марфа Петровна (Юлия Снигирь) превратилась почти что в жену Путина – а иначе как объяснить, что она владеет дворцом, сравнимым с Петергофом? В современной России это на грани с невозможным. Авторы забыли, конечно, объяснить, как девушка Дуня из простой семьи и без великолепного образования устроилась в семью миллиардеров аж гувернанткой. Дуня то ли хочет встречаться с хозяином дома, то ли не хочет – сигналы она подает неоднозначные. Хозяйка же, та самая Марфа Петровна, знает о похождениях мужа и, прости боже, избавляется от его любовниц. Буквально топя их в бассейне. То же могло ждать и Дуню (почти триллер), но Марфа Петровна и сама не прочь немного с ней поиграть. Сцена с поцелуем Марфы и Дуни искусно избежала цензуры – удивительно. Эта сюжетная линия, на 95% выдуманная, сильно выбивается из остального повествования. Она будто пришла из типичных сериалов о содержанках и богатых, что тоже плачут. В то же время создается впечатление, что это любимая сюжетная линия авторов (потому что самостоятельная?). Здесь герои, хоть и говорят высоким штилем, не пытаются играть людей 19 столетия. Дуня свободно валяется с женатым мужчиной на траве. Марфа домогается практически любовницу своего мужа. Появляется Лужин (Никита Тарасов), который хочет жениться на «чистой» Дуне, а сам любит БДСМ, и чтобы именно его били и унижали. Это понятные авторам правила игры. Это им нравится снимать – любовниц, богатые дома, убийства, интриги и внезапные «люблю».
Додумывая там, где не надо, опуская важные сцены из оригинала, где-то полностью переписывая героев, а где-то оставляя их в неуместных обстоятельствах, создатели начисто уничтожают логику сюжета Достоевского. Сюжет «ПиН» просто рассыпается. Герои лишаются мотивации. Дуня решает выйти замуж по глупости – и чтобы назло Свидригайлову (а в оригинале она хотела помочь своей семье). Родион убивает тоже по глупости, ну или по болезни, или по велению черта – сам дьявол не разберет. Возникают совсем уж нелепые сцены, которые превращают сюжет в сплошные «рояли в кустах». В оригинале все герои были завязаны на Раскольникове, все были знакомы через него. Здесь же герои умудряются встречаться в огромном городе без его участия. Друг Родиона Разумихин (Тихон Жизневский) заходит в бордель – и, разумеется, видит Соню. Разумихин якобы благородно играет в карты на ее тело. А потом оказывается с Соней в одной постели. Позже клиентом Сони становится и Лужин – поразительные совпадения, учитывая, что Лужин – жених Дуни Раскольниковой, Разумихин – будущий муж Дуни, а Соня – будущая невеста Родиона. Ну не Петербург, а деревня на сто человек, честное слово. Авторы зачем-то пытаются показать больше грязи и безумия. Квартирная хозяйка Родиона разговаривает с манекеном, видя в нем свою покойную дочь. Родион принимает игрушку за живую кошку. И подобные безумства множатся и множатся. Увы, но к Достоевскому это не имеет никакого отношения.
Печальнее всего то, что в сериале плох не только сюжет. Актеры (кроме Бориса Хвошнянского) играют неестественно и странно. Кто-то произносит фразы из книги (их не переписали под наши реалии), и смотрится это искусственно, будто самим актерам неловко это играть. Кому-то достались оригинальные реплики (Марфе Петровне), но, несмотря на попытки их стилизовать, вышло коряво. Не как у Достоевского. Монтаж – неопрятный, слишком резкий. Музыка… часто неуместная. Собираясь вместе, это убивает всякую надежду, что позже сериал раскроется. И как он может раскрыться, если за 4 серии из 10 не получилось даже собрать внятный сюжет?
Не совсем понятно, зачем нужно было снимать «Преступление и наказание», настолько изменив сюжет и персонажей. Сериал более похож на пьяный пересказ книги в исполнении Мармеладова. Хотели быть оригинальными, снять нечто необычное, не хуже книги – но уверенность в собственных силах сыграла против авторов «ПиН». Получился непонятный, неловкий, местами так и вовсе невыносимый кринж. И оценка на КиноПоиске у него заслуженная – меньше 6 баллов из 10 (на 3 ноября). Ну, хоть мерч с «Преступлением…» вышел неплохой.